Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., с участием прокурора Бокова Р.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "Российский железные дороги" - Крювченкова В.Н. на постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2016 года, которым
ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
04 октября 2016 года заместителем Татарского транспортного прокурора Бабенко С.В. в отношении юридического лица - ОАО "РЖД" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, материал направлен для принятия решения должностному лицу УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора.
Определением заместителя начальника отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Купцова И.А. постановление и материалы дела переданы на рассмотрение в Мещанский районный суд г. Москвы.
Постановлением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2016 года, ОАО "РЖД", признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
Защитник ОАО "РЖД" - Крювченков В.Н. обратился с жалобой в Московский городской суд, в которой ставит вопрос об отмене постановления районного суда и прекращении производства по делу по следующим основаниям: Транспортная прокуратура не вправе проводить проверки связанных с осуществлением контроля в области транспортной безопасности, такие функции возложены на Ространснадзор. Дело об административном правонарушении возбуждено неправомерно, Срок давности привлечения к административной ответственности истек. Кроме того представлено ходатайство о применении п. 3.2 ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ о назначении наказания ниже минимального размера.
В судебное заседание законный представитель ОАО "РЖД" не явился, доверил представлять интересы защитнику Крювченкову В.Н., который в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Прокурор Боков Р.К. не возражал против рассмотрения дела в отсутствие законного представителя.
Принимая во внимание положения, установленные гл. 25 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ОАО "РЖД" - Крювченкова В.Н., поддержавшего доводы жалобы, мнение прокурора, полагавшего постановление законным и обоснованным, оснований для отмены постановления судьи не усматриваю.
Согласно ч. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. -
Частью 3 ст.11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение умышленного неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее ФЗ "О транспортной безопасности") обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Во исполнение п. 1 ст. 9 ФЗ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" приказом Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2010 года N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08 февраля 2011 года N 43 утверждены "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В соответствии с п. 2 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 года N 34, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Как следует из п. 3 Порядка, План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Пунктом 4 Порядка, предусмотрено, что План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, также в данном пункте указаны какие необходимо сведения отражать в Плане.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом при его рассмотрении, в соответствии с заданием Приволжской транспортной прокуратуры в период с 31 августа 2016 года по 23 сентября 2016 года Татарской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Горьковской дирекции управления движения - структурного подразделения Центральной дирекции управления движения - филиала ОАО "РЖД", в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства.
В соответствии с уведомлением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 30 мая 2011 года, ОАО "РЖД" имеет на балансе следующие объекты транспортной инфраструктуры, которым присвоены категории, реестровые номера и утверждена оценка уязвимости: станция Аэропорт, станция Вахитово, станция Зеленый Дол, станция Восстание, станция Дербышки, станция Новое Аракчино, станция Лагерная. При этом, в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", п. 2, п. 3, п. 4 "Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств", утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2010 года N 4, ОАО "РЖД" нарушен порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ на вышеуказанных железнодорожных станциях.
Горьковской дирекцией управления движения - структурного подразделения Центральной дирекции правления движением - филиала ОАО "РЖД" план транспортной безопасности вышеуказанных железнодорожных станций направлялся на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
18 апреля 2014 года Федеральным агентством железнодорожного транспорта отказано в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, в связи с нарушениями при разработке Планов рядов пунктов Требований, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 08 февраля 2011 года N 43.
В мае 2014 года Горьковской дирекцией управления движения - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" получены заключения об отказе.
В дальнейшем планы обеспечения транспортной безопасности вышеуказанных железнодорожных станций не направлялись.
Планы обеспечения транспортной безопасности вышеуказанных железнодорожных станций, сходящихся на балансе ОАО "РЖД", в нарушение п. 5.8 Требований с момента утверждения результатов оценки уязвимости более трех месяцев не направлялись.
Тем самым, субъектом транспортной инфраструктуры нарушен порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности, а также сами требования законодательства о транспортной безопасности.
Факт совершения ОАО "РЖД" административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; заключением, уведомлением, и другими материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела. Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.11 КоАП РФ, явл яется правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
Довод жалобы о том, что постановление является недопустимым доказательством по делу, поскольку прокуратура не вправе была проводить проверку не может быть признан состоятельным.
Проверка проводилась должностным лицом органов прокуратуры в рамках полномочий, предусмотренных ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре РФ".
В соответствии с п. 2 ст. 22 указанного закона, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, праве возбудить производство об административном правонарушении, что тасуется с положениями п. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, в соответствии с которыми при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить ело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении в отношении юридического лица, осуществляющего перевозочную деятельность.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в соответствии требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, права ОАО РЖД" соблюдены. Представитель ОАО "РЖД" присутствовал при вынесении постановления, копия процессуального документа была ему вручена.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что нарушение процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, установленных КоАП РФ, административным органом не допущено.
Несогласие защитника с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей районного суда норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
ОАО "РЖД" , являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имело реальную возможность для разработки внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ТС, однако не проявило необходимой степени заботливости и осмотрительности, при которых должна осуществляться деятельность по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и которая требовалась для соблюдения установленных законодательством требований в указанной сфере.
Таким образом, установлен у ОАО "РЖД" умысел на совершение административного правонарушения по ч. 3 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает. Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Вывод судьи о виновности ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Иные доводы в жалобе основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении ОАО "Российские железные дороги" административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено судьей в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.12 КоАП РФ, в пределах санкции ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ. Мера административного наказания, избранная судьей соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Оснований для применения положений п. 3.2. ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ не усматривается.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица административного органа и судьи районного судьи, по делу не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 19 декабря 2016 года, которым ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.