Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО "РЖД" Осветиной А.В. на постановление N07-45-02/262-1 ст. государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 15 октября 2015 г. и решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 17 марта 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении ОАО "РЖД",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N07-45-02/262-1 ст. государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Рогова А.В. от 15 октября 2015 г. ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 17 марта 2016 г. названное постановление оставлено без изменения, жалоба ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, представитель ОАО "РЖД" Осветина А.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебного решения и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что судья районного суда необоснованно отверг доводы Общества о невозможности выполнения указанных в постановлении должностного лица пунктов Требований по обеспечению транспортной безопасности по независящим от него причинам. на момент проведения проверки разработанный Обществом План обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Коноша был направлен на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор), однако не был утвержден, а потому решение о включении в номенклатуру должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, дежурных помощников начальника вокзала, не могло считаться принятым, правила проверки сведений в отношении лиц, принимаемых на работу отсутствовали, утверждены только 24.11.2015 г., отсутствует нормативный документ по вопросам аттестации, следовательно, обязанность по выполнению требований п.п. 5.10, 5.12 вышеупомянутых Требований у Общества не наступила.
В судебное заседание Московского городского суда явился защитник ОАО "РЖД" по доверенности Осветина А.В., которая поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав защитника Осветину А.В., проверив доводы жалобы, дополнения к ней, оснований к отмене постановления должностного лица, решения судьи районного суда не усматривается.
Согласно ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статьей 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" определены следующие понятия: обеспечение транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; под категорированием объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, и его возможных последствий; под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; к субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Компетентным органом в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте является Федеральное агентство железнодорожного транспорта, которое в соответствии с Положением о нем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 397, осуществляет полномочия по категорированию указанных объектов, ведению реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждению результатов оценки уязвимости.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании присвоенной категории и уровня безопасности, устанавливаются требования по обеспечению транспортной безопасности.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждены приказом Минтранса Российской Федерации от 08 февраля 2011 года N 43.
В силу п. 2 приказа Минтранса России от 08 февраля 2011 г. N 43 Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства
Пунктом 4 приказа Минтранса России от 08 февраля 2011 г. N установлено, что Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Согласно п. 5.10 приказа Минтранса России от 08 февраля 2011 г. N 43 Требования субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
В соответствии с п. 5.12 приказа Минтранса России от 08 февраля 2011 г. N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 29 июня 2011 г. железнодорожный вокзал Коноша был включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (реестровый номер ЖДВ 116163) и ему присвоена 2 категория.
30 октября 2013 г. были утверждены результаты оценки уязвимости железнодорожного вокзала Коноша.
Таким образом, в соответствии с федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожном вокзале Коноша.
В период с 08 сентября 2015 г. по 28 сентября 2015 г. должностными лицами отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении ОАО "РЖД" (юридический адрес: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) проведена плановая выездная проверка объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала Коноша, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Коноша, ул. Вокзальная д. 10.
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований п.п. 5.10, 5.12 Требований Обществом не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, указанные в Номенклатуре должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности железнодорожного вокзала, с целью выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу; не осуществлена специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, перечисленных в Номенклатуре должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности железнодорожного вокзала Коноша, в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Приказом от 04.12.2014 N440 "О назначении ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности на вокзальных комплексах СРДЖВ" лицом ответственным за обеспечение транспортной безопасности назначен начальник вокзала Торопова И.А. В соответствии в номенклатурой (перечнем) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности осуществляется: начальником вокзала, дежурными помощниками начальника вокзала.
30 сентября 2015 г. по факту выявленных нарушений государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, на основании которого постановлением указанного должностного лица от 15 октября 2015 г. Общество привлечено к административной ответственности.
Факт совершения ОАО "РЖД" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении; актом проверки, предписанием и другими материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела. Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.11 КоАП РФ, явл яется правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований п.п. 5.10, 5.12 Требований, в силу обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не представлено, что с учетом положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины ОАО "РЖД".
В жалобе заявитель указывает на то, что на момент проведения проверки объекта транспортной инфраструктуры "Железнодорожный вокзал Коноша" разработанный Обществом План обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Коноша был направлен на утверждение в Росжелдор, однако не был утвержден, а потому решение о включении в Номенклатуру должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, дежурных помощников начальника вокзала, не могло считаться принятым, следовательно, обязанность по выполнению требований п.п. 5.10, 5.12 вышеупомянутых Требований у Общество не наступила. Приведенный довод нельзя признать состоятельным.
Разделом 5 Требований установлен перечень обязанностей, возложенных на субъектов транспортной безопасности. Анализ содержащихся в данном разделе норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что исполнение обязанности соблюдать Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе п. 5.10 и п. 5.12, не ставится законодателем в зависимость от факта проведения категорирования ОТИ, проведения и утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ, а также последующей разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Более того, в силу п. 5.8 Требований субъекты транспортной безопасности обязаны разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Поскольку результаты оценки уязвимости ОТИ "Железнодорожный вокзал Коноша" утверждены Росжелдором 30 октября 2013 г, ОАО "РЖД" было обязано реализовать план обеспечения транспортной безопасности данного ОТИ до 30 апреля 2014 г. При этом план обеспечения транспортной безопасности подлежал утверждению до 30 января 2015 г., то есть до того, как Федеральным законом от 03 февраля 2014 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ была изложена в новой редакции, предусматривающей возможность поэтапной реализации планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Вместе с тем, как правильно указал судья районного суда в решении, Обществом не были приняты необходимые и достаточные меры к утверждению плана обеспечения транспортной безопасности в установленный срок. В частности, судья правильно учел, что после того, как в соответствии с заключением Росжелдора от 25 февраля 2015 г. в утверждении данного плана ОАО "РЖД" было отказано, названный план был доработан и повторно направлен в Росжелдор на утверждение лишь 20 августа 2015 г.
Тем не менее, как уже отмечалось, отсутствие у субъекта транспортной безопасности утвержденного плана ОТИ не дает ему права не выполнять обязанности, предусмотренные п. 5.10 и п. 5.12 Требований. Иной подход не отвечал бы самой цели Федерального закона N 16-ФЗ и вышеназванных Требований и, как следствие этого, ставил бы под угрозу безопасность ОТИ. По смыслу закона обеспечение безопасности транспортного объекта является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры, напрямую вытекающей из сферы его хозяйственной деятельности, независимо от наличия или отсутствия плана ОТИ.
По этим основаниям нельзя согласиться с доводами жалобы о том, что на дату проверки 05 октября 2015 г. отсутствовали правила проверки лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Такие Правила проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2015 г. N1257.
Кроме того, нельзя согласиться и с указанием в жалобе на то, что ввиду отсутствия нормативных документов, регламентирующих подготовку сил обеспечения транспортной безопасности, не имелось возможности на момент проверки исполнить пункт 5.12. Требований, утвержденных Приказом Минтранса России от 08 февраля 2011 года N43, в силу которого субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Так, письмом Минтранса России от 27 сентября 2012 года N АЦ-25/11124 разъяснены положения действующего законодательства Российской Федерации, которыми необходимо руководствоваться при подготовке специалистов и должностных лиц, принимающих участие в обеспечении транспортной безопасности.
Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) во исполнение Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Указа Президента РФ от 31 марта 2010 года N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства РФ 30 июля 2010 года N 1285-р, созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных агентству ВУЗов, перечень которых опубликован на официальном сайте Росжелдора.
Согласно разделу VI вышеназванной Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, задачами создания системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, являются разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определение требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; обучение, подготовка и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; обучение должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте.
Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности. В созданных Центрах на основании существующего законодательства разработаны, утверждены и реализовываются программы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Нормативные требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ содержатся в статье 76 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации", а также в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013 года N 499, где за образовательным учреждением закреплены полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности).
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых решений. О составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела ОАО "РЖД" был извещен надлежащим образом, в том числе по электронной почте, почтовыми уведомлениями. (л.д.12,11). Копии процессуальных документов направлены в адрес ОАО "РЖД".
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление N07-45-02/262-1 ст. государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 15 октября 2015 г. и решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 17 марта 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.