Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" директора Шурпик Г.С. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 мая 2017 года, которым ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей,
установил:
10 марта 2017 года инспектором ГИАЗ Отдела по вопросам миграции УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве по результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении N 1006667 в отношении ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ.
Определением заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве от 31 марта 2017 года дело об административном правонарушении в отношении ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с таким постановлением судьи районного суда, директор ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" Шурпик Г.С. подал в Московский городской суд жалобу, в которой ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что распоряжение о проверке, акт проверки не содержат данных подтверждающих наличие события правонарушения, т.к. представитель организации не участвовал при проведении проверки, документ о проверке ему не вручались, проведена с нарушением прав организации, организация к работе иностранных граждан не привлекала.
В судебное заседание законный представитель ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО", будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, обеспечил явку защитников по доверенности Семенова М.В., Черненкову Е.Н., Китаева М.В., поддержавших доводы жалобы в полном объеме.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения защитников, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу части 4 статьи 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 названной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В части 1 Примечания к данной норме установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определено, что разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В силу п. 1 ст. 13.3 того же Федерального закона, работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; привлекать иностранных граждан на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.
Исходя из п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
При этом, разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 18 августа 2016 года в 10 час. 30 мин. в ходе проведения проверки соблюдения требований миграционного законодательства по адресу: г. Москва, ул. Ефремова, д.10, к. 1, выявлено, что ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" в нарушение требований ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", привлекло к трудовой деятельности в качестве плотника гражданина Республики Таджикистан Гулбекова А.Н., не имеющего соответствующего документа, подтверждающего право на осуществление трудовой деятельности в г. Москве (разрешения на работу либо патента), совершив тем самым правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" данного административного правонарушения, и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, распоряжением зам начальника УФМС России по г. Москве о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности от 16.08.2016 N6; карточкой обращения от 20.06.2016; протоколом осмотра территории от 18.08.2016, проведенного в присутствии двоих понятых, сведения о которых отражены в протоколе, с применением средства фотофиксации, о чем сделана запись в протоколе, и материалы которого (фототаблица) приложены к нему ; определением инспектора ОИАЗ ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве от 20.01.2017 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ; актом от 18.08.2016, рапортом сотрудника ОМК ОВМ УВД по ЦАО, согласно которым в ходе проведения проверки соблюдения требований миграционного законодательства 18.08.2016, выявлен факт привлечения ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" иностранных граждан к трудовой деятельности, не имеющих разрешения либо патента на работу в г.Москве; копиями протокола об административном правонарушении в отношении гражданина Республики Таджикистан Гулбекова А.Н. по ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, постановления судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 19 августа 2016 года, которым Гулбеков А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, в связи с осуществлением им трудовой деятельности в качестве плотника без патента либо разрешения на работу в г.Москве; выпиской из ЕГРЮЛ; договором аренды нежилого помещения от 01.05.2016 , актами выполненных работ , договором подряда от 14.04.2016 с ООО "Павловская слобода", протоколом об административном правонарушении от 10 марта 2010 г. в отношении ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ и другими материалами дела. .
Перечисленные выше доказательства составлены уполномоченными на то должностными лицами, непосредственно выявившими нарушение ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" требований п.4 ст. 13, п.1 ст.13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, при этом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, в нем приведено событие административного правонарушение, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется заявителю, права лица, привлекаемого к административной ответственности соблюдены, с протоколом об административном правонарушении представитель ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" ознакомлен, копию его получил на руки, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ ему разъяснены, о чем имеются его собственноручные подписи.
Доводы об отсутствии события и состава административного правонарушения являлись предметом проверки суда и получили надлежащую оценку.
Статьёй 16 ТК РФ определено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
По смыслу ч.2 ст.67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Ввиду изложенного, наличие оформленного трудового либо иного договора не является необходимым элементом объективной стороны вмененного должностному лицу административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактический допуск ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" конкретного иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу или патента на осуществление трудовой деятельности в г.Москве, к выполнению каких-либо работ в интересах ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО", с учетом положений п.1 примечания к ст.18.15 КоАП РФ, согласно которого, объективную сторону вменяемого правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности гражданина иностранного государства, не имеющего полученного в установленном порядке разрешения на работу либо патента.
В данном случае факт привлечения гражданина Республики Таджикистан Гулбекова А.Н., к трудовой деятельности с ведома ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" подтверждается материалами дела, трудовую деятельность иностранный гражданин осуществлял в помещении, арендуемом и используемым для своей основной деятельности ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО".
Подлежат отклонению как несостоятельные указания в жалобе на то, что о проведении проверки не был уведомлен представитель ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО", поскольку в силу п. 10 ч. 5 ст. 32 Федерального закона 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпунктах 2 и 3 пункта 5 настоящей статьи , не допускается, а положения Федерального закона N294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в данном случае не применяются.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, что нашло свое отражение в обжалуемом постановлении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, судья районного суда правильно установилобстоятельств дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, ни в районный суд, ни в суд второй инстанции доказательств, подтверждающих, что ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений требований ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", представлено не было, ссылок на такие доказательств жалоба также не содержат.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы толковаться в пользу ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО", материалы дела не содержат.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ, с учётом характера правонарушения, факта совершения административного правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения юридического лица, является минимальным.
Таким образом, выводы по мере наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной мерой наказания, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановления по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 мая 2017 г. года по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ОАНО "ДАРИ ДЕТЯМ ДОБРО" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.