Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Романова Б. В.,
Р.
судей
Бадамшиной Л. В.,
Е.
Звягинцевой Л. М.,
А.
при ведении протокола помощником судьи Хамиевой Ю. Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова Эдика Юрьевича к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" о возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области, по апелляционной жалобе ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 21.06.2017.
Заслушав доклад судьи Бадамшиной Л. В., возражения истца Миронова Э.Ю. и его представителя, допущенного к участию в деле по устному ходатайству Патракова А.Ю., судебная коллегия
установила:
Миронов Э.Ю. обратился с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" о возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании приказа N исполняющего обязанности начальника ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск ( / / )14, вынесенного 04.07.2013, истец был принят на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, как относящийся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом N начальника ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск ( / / )15 от 18.12.2013 истец снят с учета ввиду того, что с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения, обратился в возрасте превышающем 23 года. С таким решением ответчика истец согласиться не может, поскольку он нуждается в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. Истец полагает, что не был поставлен своевременно на учет по независящим от него причинам, а именно, в связи с ненадлежащим выполнением органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых он обучался и воспитывался, обязанностей по защите его жилищных прав.
С заявлением о постановке на учет для целей предоставления специализированного жилого помещения в Управление социальной политики по г. Верхняя Пышма, истец неоднократно обращался в возрасте, установленном федеральным законодательством, однако ответчик в устной форме отказывал ему в принятии заявления о постановке на учет, связи с тем, что истец не имел постоянной регистрации по месту жительства, что являлось, по мнению ответчика, основанием для отказа в принятии заявления. Только после регистрации по месту жительства по адресу: ... заявление истца было принято в работу, и он был поставлен на учет.
В связи с чем, истец Миронов Э.Ю. просил возложить на ответчика ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск обязанность восстановить его на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Возложить на ответчика Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность предоставить Миронову Э.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 16 кв.м., находящееся в черте г. Верхняя Пышма, из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, зачисленное в оперативное управление государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 21.06.2017 исковые требования Миронова Э.Ю. удовлетворены частично.
Суд обязал территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск восстановить Миронова Э.Ю. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для целей предоставления жилого помещения, входящего в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязал Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области предоставить Миронову Э.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Свердловской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 12 кв.м., находящееся в черте г. Верхняя Пышма, из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, зачисленное в оперативное управление государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
С таким решением не согласился ответчик ТОИОГВ УСП-МСП СО по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск, подали на него апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, ссылаясь на то, что истец должен был обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения до достижения им возраста 23 лет. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности.
В своих письменных возражениях истец Миронов Э.Ю. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Миронов Э.Ю. и его представитель Патраков А.Ю. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Остальные участники процесса в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом простым письмом. Кроме того, стороны извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Свердловского областного суда. ТОИОГВ УСП-МСП СО по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Поскольку лица участвующие в деле об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определиларассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения стороны истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив их в пределах, предусмотренных статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенного в действие с 01.03.2015) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет), у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
После 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. ст. 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12. 1996 N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановления главы муниципального образования "Артемовский район" от 02.12.2002 N, Миронов Э.Ю., 26.08.1988 года рождения, был определен в муниципальное образовательное учреждение "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N 15" на полное государственное обеспечение. Этим же постановлением за Мироновым Э.Ю. было закреплено жилое помещение по адресу: ...
Мать истца Миронова Э.Ю. - Миронова С.И. умерла 22.02.2003.
Таким образом, Миронов Э.Ю. имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а по достижении 18-летнего возраста - статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возраста 23 лет истец достиг в 2011 году.
Согласно справке N от ( / / ), выданной Территориальным органом местного самоуправления села Мостовского, ... сгорел в ноябре 2003 года.
07.02.2011 администрацией Артемовского городского округа было вынесено постановление N 88-ПА "О внесении изменений в постановление главы муниципального образования "Артемовский район" и постановление главы Артемовского городского округа", которым признан утратившим силу пункт 2 постановления главы муниципального образования "Артемовский район" от 02.12.2002 N 1196 "Об определении Миронова Э.Ю. в муниципальное образовательное учреждение "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N 15". В частности, жилое помещение по адресу: ... было признано утраченным в ходе пожара только в 2011 году.
Таким образом, до февраля 2011 года за истцом Мироновым Э.Ю. числилось закрепленное жилое помещение, которое сгорело в 2003 году.
18.01.2013 истец Миронов Э.Ю. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ...
Истец обратился к ответчику территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Приказом N исполняющего обязанности начальника территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск ( / / )16, вынесенным 04.07.2013, истец был принят на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, как относящийся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом N начальника территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск ( / / )17 от 18.12.2013 истец был снят с учета для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области и исключен из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Миронов Э.Ю. указывает, что принимал меры для постановки его на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, собирал необходимые справки об отсутствии у него в собственности жилых помещений и другие документы, но указанные документы у него не были приняты по причине отсутствия регистрации по месту жительства, которая появилась только 18.01.2013. Кроме того, органами опеки и попечительства не предпринималось никаких мер по постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Несмотря на то, что закрепленное за истцом Мироновым Э.Ю. жилое помещение сгорело в 2003 году, указанное жилое помещение было признано утраченным в ходе пожара только 07.02.2011.
В собственности жилых помещений истец Миронов Э.Ю. не имеет, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма также не является.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец не имел возможности до достижения 23 лет встать на учет для получения жилья, поскольку не имел регистрации по месту жительства, до 07.02.2011 за ним числилось закрепленное жилое помещение, которое уничтожено пожаром в 2003 году.
С учетом вышеизложенных разъяснений, судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку истец был лишен возможности своевременно (до истечения 23-летенего возраста) обратиться с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения. У Миронова Э.Ю. отсутствует жилое помещение на праве собственности и по договору социального найма.
Кроме того, из материалов дела также следует, что до достижения истцом совершеннолетия ни одним из законных представителей не принимались меры по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, равно как и не было разъяснено такое право. Данный факт ненадлежащего исполнения уполномоченным органом своих обязанностей привел к нарушению прав истца, подлежащих восстановлению в судебном порядке.
Вопреки безосновательным доводам апелляционной жалобы отсутствие истца на учете для получения жилья до достижения 23 лет как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа ему в удовлетворении требования об обеспечении жильем, поскольку причины, по которым он не мог встать на такой учет и реализовать свое право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, следует признать уважительными.
Миронов Э.Ю. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и на момент помещения его в школу-интернат на полное государственное обеспечение, жилье которое им закреплялось сгорело в 2003 году, соответственно до достижения возраста 23 лет он обладал правом постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо специальной категории, однако не был поставлен на учет по независящим от него причинам, а именно в связи с ненадлежащим выполнением органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых он обучался и воспитывался, обязанностей по защите его жилищных прав, по разъяснению ему права на получение жилья в льготном порядке. Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принял во внимание, что до 18.01.2013 Миронов Э.Ю. не имел постоянной регистрации по месту жительства, в связи с чем ему и было отказано в постановке на учет до достижения им 23 летнего возраста.
Также судом обоснованно не был применен срок исковой давности, поскольку отношения по постановке на учет для получения детьми-сиротами специализированного жилья не являются по своей правовой природе гражданско-правовыми, а относятся к мерам социальной поддержки, которые регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, и не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 21.06.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городам Верхняя Пышма и Среднеуральск - без удовлетворения.
Председательствующий Б. В. Романов
Судьи Л. В. Бадамшина
Л.М. Звягинцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.