Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Москаленко Ю.П.,
судей
Бурматовой Г.Г.,
Кайгородовой Е.В.
при секретаре Нарожной А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Зерниной В.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе истца на решение Байкаловского районного суда Свердловской области от 28 июня 2017 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Зернина В.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что она относится к лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. 12 декабря 2013 года она была поставлена на учет в Управлении социальной политики для целей предоставления жилого помещения. После достижения совершеннолетия опека над ней закончилась. Она проживает с бывшим опекуном Сединкиной О.В. на территории Байкаловского сельского поселения. До настоящего времени жилым помещением она не обеспечена. Просила возложить на ответчиков обязанность предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Байкаловского муниципального района.
Решением Байкаловского районного суда Свердловской области от 28 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, истец в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Указывает, что в материалах дела имеется приказ Управления социальной политики от 17 апреля 2017 года об установлении факте невозможности проживания в жилом помещении Зерниной В.В. в связи с тем, что общая площадь закрепленного жилого помещения, приходящееся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки не сообщили.
Поскольку в материалах дела имеются сведения об извещении всех участников судебного разбирательства о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем направления судебных извещений, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", принимая во внимание, что доводы жалобы не содержат новой информации об обстоятельствах дела, для их проверки личного участия и дачи объяснений сторон не требуется, при том, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие участников судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из материалов гражданского дела следует, что Зернина В.В., ... рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать З.Т.Г. на основании решения Белоярского районного суда Свердловской области от 21 марта 2001 года лишена родительских прав в отношении Зерниной В.В., отец записан со слов матери.
Приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району от 05 июля 2010 года N116 за Зерниной В.В. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ...
Приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району от 12 декабря 2013 года N 179 Зернина В.В. принята на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Из представленной регистрирующими органами информации следует, что сведений о наличии в собственности у Зерниной В.В. недвижимого имущества не имеется.
Как видно из копии договора социального найма от 22 ноября 2016 года N ... , истец Зернина В.В. включена в состав членов семьи З.Т.Г. (всего пять человек), нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: ... , общей площадью 19,6 кв.м, жилой площадью - 10,4 кв.м.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку Зернина В.В. является членом семьи нанимателя жилого помещения, закрепленного за ней на праве пользования, данное жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии и пригодно для проживания, то на момент прекращения опеки истец была обеспечена жилым помещения, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Во-первых, суд первой инстанции не учел, что нанимателем жилого помещения по адресу: ... , является З.Т.Г., лишенная родительских прав в отношении дочери Зерниной В.В., судебная коллегия полагает, что реальная возможность совместного проживания указанных лиц в одной квартире с учетом сложившихся между ними взаимоотношений отсутствует.
Во-вторых, суд оставил без внимание и правовой оценки то обстоятельство, что приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Байкаловскому району от 17 апреля 2017 года N 43 установлен факт невозможности проживания Зерниной В.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: ... , в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, менее учетной нормы.
Таким образом, Зернина В.В. являясь лицом, отнесенным законом к числу детей, оставшихся без попечения родителей, а также в связи с установлением факта невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении, имеет право на обеспечение ее жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении иска Зерниной В.В., у суда первой инстанции не имелось.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 года N 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения жилых помещений) и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области (далее - Порядок предоставления жилых помещений).
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 3).
Согласно п.п. 4, 5 указанного Порядка получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства". Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
На основании п. 9 указанного Порядка жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
Согласно Порядку предоставления жилых помещений жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений однократно (п. 3). Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 7). При этом уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства", которое в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течении 5 рабочих дней от даты подписания детьми-сиротами (п. 9).
Кроме того, Постановлением Правительства Свердловской области от 16 апреля 2013 года N 491-ПП определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот. Данным документом установлено, что принятие решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", возлагается на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Постановлением Главы муниципального образования Байкаловского сельского поселения от 29 января 2014 года N10-П установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м на одиноко проживающего человека.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку Зернина В.В., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном законом порядке принята на учет нуждающихся в жилом помещении, то соответственно, она имеет право на предусмотренные действующим законодательством меры социальной поддержки - получение благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м, на территории муниципального образования Байкаловское сельское поселения, по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанную обязанность следует возложить именно на главного распорядителя средств областного бюджета при обеспечении жилыми помещениями детей-сирот в соответствии с вышеприведенным Порядком приобретения жилых помещений - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, поскольку обязанности остальных ответчиков являются по своей сути производными и зависят от действий главного распорядителя.
Таким образом, постановленное судом решение подлежит отмене в части отказа в удовлетворении иска к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, с принятием по делу нового решения о возложении на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанности предоставить Зерниной В.В. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18 кв.м, отвечающее необходимым санитарным и техническим требованиям, расположенное в пределах муниципального образования Байкаловское сельское поселение, по договору найма специализированного жилого помещения.
В остальной части обжалуемое решение следует оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Байкаловского районного суда Свердловской области от 28 июня 2017 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Зерниной В.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения отменить.
Принять в данной части новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность предоставить Зерниной В.В. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18 кв.м, отвечающее необходимым санитарным и техническим требованиям, расположенное в пределах муниципального образования Байкаловское сельское поселение, по договору найма специализированного жилого помещения.
В остальной части решение Байкаловского районного суда Свердловской области от 28 июня 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Ю.П. Москаленко
Судьи:
Г.Г. Бурматова
Е.В. Кайгородова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.