Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Локтина А.А.,
судей Лоскутовой Н.С.,
Мазановой Т.П.
при секретаре Шевелевой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазаревой Н.Ф. к ООО "Теплоцентраль", ИП Давыдовой М.С. о защите прав потребителя
по апелляционной жалобе Лазаревой Н.Ф. на решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 25.07.2017.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение Лазаревой Н.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лазарева Н.Ф. обратилась в суд с иском к ООО "Теплоцентраль", ИП Давыдовой М.С. о защите прав потребителя.
В обоснование иска она указала, что с ноября 2005 года её семья ( ... ) проживают в частном жилом доме ... В 2014 году установили контейнеры для мусора и с этого времени направляются квитанции с оплатой за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов в размере 240 рублей в месяц. Данной услугой они не пользуются, о чем был извещен ответчик письменно, оплату по квитанциям не производят, однако квитанции продолжают поступать, и долг увеличивается, при этом коммунальные услуги за воду, электроэнергию, телефон оплачивает своевременно. В связи с имеющимся долгом за вывоз ТБО и воду ей отказано в назначении компенсации на оплату жилого помещения, ... Размер невыплаченной компенсации (имущественный вред) за период с 2014 года по 2017 год составляет 10931 рубль 74 копейки. Неправомерными действиями ответчиков ей причинен моральный вред, который она оценивает в 10000 рублей. Просит обязать ответчиков прекратить начисление платы за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, исключить из платежных документов начисление платы за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, исключить задолженность, взыскать с ответчиков солидарно имущественный вред в размере 10931 рубль 74 копейки, взыскать с ответчиков солидарно моральный вред в размере 10000 рублей.
Судом постановленорешение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Лазарева Н.Ф. просит решение отменить, удовлетворить ее иск, указывая на то, что договор на вывоз и утилизацию ТБО с ответчика она не заключала, услугой не пользуется, а потому, как по этому пути идет судебная практика, платить за неоказанную коммунальную услугу она не должна.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Лазарева Н.Ф. поддержала доводы своей апелляционной жалобы.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Свердловского областного суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы. При этом судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суд апелляционной инстанции проверяет исходя из доводов апелляционной жалобы. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции: рассмотрение дела судом в незаконном составе, в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство, принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело, отсутствие в деле протокола судебного заседания.
Как следует из доводов апелляционной жалобы, в них не указывается на наличие оснований для применения части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции.
Согласно части первой данной нормы закона основанием для отмены решения суда первой инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права является неприменение закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению, неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу повторяют процессуальной позиции истца в суде первой инстанции, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, в связи с чем не могут быть удовлетворены.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с пунктом 5 статьи30Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Положением п. 2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" регулируются порядок и сроки вывоза твердых бытовых отходов, согласно которым сроки вывоза твердых бытовых отходов производятся в течении 1-3 дней (в зависимости от времени года), после чего отходы подлежат вывозу на специально отведенные полигоны. Данные нормы подлежат неукоснительному исполнению со стороны специализированных организаций.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155.
Согласно п. 7 данных Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.
Решением Думы Новолялинского городского округа пятого созыва от 26.04.2012 N 14 "Об озеленении Новолялинского городского округа" утверждены Правила содержания территорий населенных пунктов округа. Решение Думы Новолялинского городского округа об утверждении Правил содержания территории, обеспечения благоустройства и озеленения в виде публичной оферты опубликовано в Муниципальном вестнике Новлялинского городского округа, размещены на сайте Новлялинского городского округа. В соответствии со ст.433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Так как решение доведенное до сведения через средства массовой информации, не оспорено, следует, что предложение принято истцом, а заключение договора с каждым потребителем является обязанностью потребителя.
Согласно подпункту 7 пункта 15 главы 3 "Порядок содержания территорий частного жилищного фонда" собственники индивидуальных жилых домов обязаны бытовой мусор и другие отходы складывать только в специально отведенных для этого целей местах с предварительным заключением договоров со специализированными организациями на вывоз этого мусора и отходов либо осуществлять вывоз мусора на полигон самостоятельно, заключив при этом договор на утилизацию со специализированной организацией.
На территории Новолялинского района разработана генеральная схема очистки территории Новолялинского городского округа, утвержденная постановлением главы Новолялинского городского округа N 134 от 20.11.2013, согласно которой администрацией Новолялинского городского округа совместно с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в г. Серове, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах согласован график движения мусороуборочной машины по микрорайону ... для вывоза ТБО с мест временного размещения отходов. Согласно графику адрес контейнерной площадки: ...
Утилизацией на территории ... занимается единственная специализированная организация ООО "Теплоцентраль", вывозом ТБО занимается ИП Давыдова М.С. на основании договоров б/н от 01.04.2014 "На предоставление услуг по вывозу твердых бытовых отходов" и N 11 от 01.02.2014 "На утилизацию твердых бытовых отходов".
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Пункт 6 указанных Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами. Из содержания п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов следует, что документом, свидетельствующим о заключении такого договора, может быть и квитанция, и талон, и иной документ.
Поскольку Правилами предоставления услуг по вывозу ТБО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 155 от 10.02.1997, установлена обязанность организации заключить договор на вывоз мусора, Лазаревой Н.Ф. предлагалось неоднократно заключить договор на вывоз ТБО с ИП Давыдовой М.С. либо по её желанию с любой специализированной организацией, что необходимо для использования санкционированным свалок ТБ, чтобы исключить загрязнение окружающей среды, в том числе сжиганием ТБО.
Из ответа заместителя министра Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Правительства Свердловской области от 04.03.2016 следует, что администрация Новолялинского городского округа в своей деятельности по организации сбора, транспортировке, утилизации и переработке ТБО руководствуется требованиями действующего законодательства, которые направлен6ы на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования, включая частный сектор, от отходов. Обязанность собственников жилого дома или части жилого дома по заключению договора на сбор, транспортировку, обезвреживание и захоронение ТБО определена Жилищным кодексом Российской Федерации. Истцу также было предложено заключить договор на сбор и вывоз отходов со специализированной организацией, оказывающей данные услуги.
Таким образом, обязанность по вывозу ТБО должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом. Каким способом истец исполняет данную обязанность, ею не указывается, поскольку утверждается об отсутствии ТБО. Но данному обстоятельству суд дал оценку как несостоятельному.
Истец обращалась с заявлением, в котором просила не присылать ей счета за утилизацию и вывоз ТБО, в связи с отсутствием договора, но не в связи с тем, что она не пользуется установленными контейнерами для ТБО. При этом доказательств о том, что с июля 2014 года по настоящее время она осуществляла самостоятельный вывоз ТБО, не нарушая требования Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, истцом не предоставлено. Не предоставлено доказательств, подтверждающих, что Лазарева Н.Ф. не пользуется контейнерной площадкой, которая установлена на территории ... , равно как и не представлено доказательств некачественного предоставления ответчиками услуг по вывозу и утилизации ТБО либо заключение Лазаревой Н.Ф. договора на вывоз ТБО с другой организацией
Факт оказания услуг по вывозу и сбору ТБО специализированной организацией и выставления квитанций об оплате по делу не оспаривается.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального права коллегией не установлено. Обжалуемое решение постановленос соблюдением положений ст. ст. 2, 5, 8, 10, 12, 67, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не находит, поскольку, как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 13-П).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 25.07.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Локтин А.А.
Судьи: Лоскутова Н.С.
Мазанова Т.П.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.