Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В., Федина К.А.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Калача К.М. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о возложении обязанности по включению в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе истца на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 02.08.2017.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца, поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя ответчика Голина М.В. (доверенность N 28 от 10.07.2017 сроком до 31.12.2017), возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калач К.М. обратился в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (далее по тексту Управление, ответчик) об оспаривании законности отказа во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование исковых требований Калач К.М. указал, что с 22.12.2016 является пенсионером по линии МВД, 17.11.2016 и 01.03.2017 обращался в Управление с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", представив в обоснование документы о награждении его медалями МВД России "За отличие в службе" I и II степени. В удовлетворении заявлений ответчиком отказано со ссылкой на то, что имеющиеся у истца награды не подлежат учету при присвоении звания "Ветеран труда". Оспаривая законность отказа Управления, истец просил возложить на ответчика обязанность включить его в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Ответчик, а также привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Министерство социальной политики Свердловской области возражали против иска и просили в его удовлетворении отказать.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 02.08.2017 иск Калача К.М. оставлен без удовлетворения.
С таким решением не согласился истец. В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование указывает, что имеет требуемый законом трудовой стаж, награжден ведомственными знаками отличия МВД России, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с приказом МВД России от 24.08.2016 N 481 "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и внесении изменения в пункт 3 Положения о медали МВД России "За трудовую доблесть", утвержденного приказом МВД России от 31 октября 2012 г. N 989", что свидетельствует о наличии оснований для включения его в списки лиц, претендующих на присвоение указанного звания. Ссылку суда на нормы "Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области", утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, полагал несостоятельной, поскольку они вступают в противоречие с положениями Федерального закона 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Голин М.В. просит оставить решение суда без изменения, полагая несостоятельными доводы апелляционной жалобы истца.
В заседание судебной коллегии Министерство социальной политики Свердловской области, извещенное о месте и времени апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом (почтой, исх. N 33-17667/2017 от 15.09.2017), своего представителя не направило, о причинах неявки представителя не уведомило, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявило.
Судебная коллегия в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определилао рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Калач К.М. 17.11.2016 и 01.03.2017 обращался в Управление с заявлениями о включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", представив в обоснование документы о награждении его приказами начальника ГУВД Свердловской области N 2215 от 24.10.2004 и N 1020 от 30.10.2013 медалями "За отличие в службе" I и II степени соответственно (копия удостоверения - л.д. 31).
Решениями Управления, оформленными в виде писем N 01-13581 от 28.11.2016 и N 01-2889 от 09.03.2017, в удовлетворении заявлений истца о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", отказано в связи с несоблюдением условий присвоения данного звания (л.д. 10-12, 14-16).
При разрешении настоящего спора суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", нормами "Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области", утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, пришел к выводу о невозможности учета имеющихся у истца наград для присвоения звания "Ветеран труда" и отсутствии в связи с этим правовых оснований для присвоения истцу указанного звания.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ, действующей с 01.07.2016, т.е. на момент возникновения спорных правоотношений) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" регламентированы "Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области", утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ (далее по тексту - Положение).
Согласно подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения (в редакции Указа Губернатора от 20.05.2016 N 280-УГ, действующей с 01.07.2016, т.е. на дату возникновения спорных правоотношений) звание "Ветеран труда" присваивается проживающим на территории Свердловской области лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с п. 5 Положения к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Порядокучреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядокучреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда" гражданам, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято:
1) Президентом Российской Федерации;
2) Председателем Правительства Российской Федерации;
3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;
5) руководителями федеральных органов исполнительной власти;
6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
7) Генеральным прокурором Российской Федерации;
8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания "Ветеран труда" указанной категории граждан, также относятся награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также знак "Победитель социалистического соревнования ... года" либо знак "Ударник ... пятилетки", знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности".
При этом не учитываются, в том числе, знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248, МВД России, в том числе, обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также осуществляет их инспектирование и контроль их деятельности; организует служебно-боевую деятельность внутренних войск в мирное и военное время; поддерживает внутренние войска в постоянной боевой и мобилизационной готовности; участвует в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 26.12.2002 N 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина М.А. Будынина", по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации наряду с военной службой, а также службой в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.
В соответствии с приложением к "Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи", утвержденному Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.12.2004 N 317, Министерство внутренних дел Российской Федерации включено в перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная в ней служба.
Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
С учетом изложенного, поскольку медаль "За отличие в службе" учреждена МВД России (приказ МВД РФ от 05.07.2002 N 641 "Об учреждении медали МВД России "За отличие в службе"), данный ведомственный знак отличия в соответствии с приведенными выше нормами Положения не может учитываться при присвоении звания "Ветеран труда". Соответственно, оспариваемые истцом отказы Управления во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", являются правомерными, а решение суда об отказе в удовлетворении иска Калача К.М. - законным и обоснованным.
Доводы истца в жалобе о наличии у него права на присвоение звания "Ветеран труда" ввиду того, что имеющиеся у него награды прямо предусмотрены приказом МВД России от 24.08.2016 N 481 "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и внесении изменения в пункт 3 Положения о медали МВД России "За трудовую доблесть", утвержденного приказом МВД России от 31 октября 2012 г. N 989", судебная коллегия полагает ошибочными.
С принятием Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее Закон N 388-ФЗ) с 01.07.2016 в Федеральный закон 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" внесены изменения - статья 7 Закона "О ветеранах" дополнена пунктом 1.1, согласно которому порядокучреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации; порядокучреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Во исполнение п. 1.1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" МВД России издан приказ от 24.08.2016 N 481 "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и внесении изменения в пункт 3 Положения о медали МВД России "За трудовую доблесть", утвержденного приказом МВД России от 31 октября 2012 г. N 989", которым определен перечень ведомственных знаков отличия Министерства внутренних дел РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", в данный перечень включены медали МВД России "За отличие в службе" I и II степени. Приказ МВД России от 24.08.2016 N 481 утратил силу с изданием приказа МВД России от 20.04.2017 N 220 "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации", пунктом 3 которого медали МВД России "За отличие в службе" I и II степени также отнесены к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Таким образом, сотрудники органов внутренних дел, награжденные медалями МВД России "За отличие в службе" I и II степени после 01.07.2016 в соответствии с приказом МВД России от 24.08.2016 N 481 либо приказом МВД России от 20.04.2017 N 220, имеют право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" и п. 5 Положения.
Истец награжден медалями МВД России "За отличие в службе" I и II степени до 01.07.2016 и в соответствии с иным нормативным актом - действовавшим на момент награждения приказом МВД РФ от 05.07.2002 N 641 "Об учреждении медали МВД России "За отличие в службе", а потому ни приказ МВД России от 24.08.2016 N 481, ни приказ МВД России от 20.04.2017 N 220 к спорным правоотношениям не применимы.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на положения ч. 3 ст. 8 Закона N 388-ФЗ также не может повлечь отмены обжалуемого решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона N 388-ФЗ за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Вместе с тем, по состоянию на 30.06.2016 медаль МВД России "За отличие в службе" I и II степени к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", отнесена не была (знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, перестали учитываться в целях присвоения звания "Ветеран труда" с 01.01.2016, в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в Положение Указом Губернатора от 14.09.2015 N 431-УГ), соответственно, право на присвоение звания "Ветеран труда" по состоянию на 30.06.2016 у истца отсутствовало, а потому в настоящее время отсутствует и возможность реализации несуществующего права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нормы Положения не подлежат применению в рассматриваемом споре, поскольку противоречат Федеральному закону "О ветеранах", не могут быть признаны состоятельными.
До 01.07.2016, когда п. 1.1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" определил, в каком порядке учреждаются ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", в рамках предоставленных государством полномочий именно субъект Российской Федерации утверждал перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Исходя из того, что вопросы социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, названные публично-правовые образования до 01.07.2016 вправе были самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 02.08.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Кокшаров Е.В.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.