Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Москаленко Ю. П.,
судей
Бурматовой Г. Г.,
Кайгородовой Е. В.,
при секретаре Малярик А. М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по исковому заявлению Кривоногова В. Н. к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 26.07.2017,
заслушав доклад судьи Бурматовой Г. Г., пояснения истца, судебная коллегия
установила:
Кривоногов В. Н. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, в обоснование которых изложено, что он проходил военную службу в вооруженных Силах Российской Федерации. Был уволен с военной службы ( / / ). Выслуга лет истца в календарном исчислении составила ( / / ). На момент исключения из списков личного состава войсковой части жильем обеспечен не был. Жилого помещения в собственности либо по договору социального найма не имеет. 23.03.2017 истец обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства. Решением ответчика истцу было отказано в принятии на учет ввиду утраты статуса военнослужащего на момент подачи заявления. Истец полагает, что данное решение нарушает его жилищные права гарантированные законом.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 26.07.2017 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение, удовлетворить заявленные исковые требования. В обоснование доводов истец указывает, что судом первой инстанции не дана оценка всем доказательствам, представленным в материалы дела. В частности, судом не принято во внимание, что Кривоногов В. Н. не намерен был увольняться с военной службы, был уволен ... при выслуге более ( / / ) военной службы, в связи с чем он не имел реальной возможности до увольнения быть признанным нуждающимся в жилом помещении. Так, согласно листу беседы от ( / / ) истец при увольнении с военной службы указал, что не обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства, не был согласен с увольнением, просил не увольнять с военной службы либо предоставить перевод и предоставить время на получение жилья. Истец ссылается на п. 13 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76 "О статусе военнослужащих".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен путем направления почтового извещения 15.09.2017.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, не сообщили о причинах неявки, в том числе уважительных и таких доказательств не представили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие, своих представителей в суд апелляционной инстанции также не направили, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, приходит к следующему.
Порядок реализации права на жилище, условия обеспечения жилищных прав военнослужащих определены в ст.ст. 15, 15.1, 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно которым обязанность обеспечения жильем как в форме предоставления жилого помещения, так и в денежной форме возникает при совокупности ряда установленных законом условий. К числу таких условий относятся: нуждаемость военнослужащего в жилье, при этом такой военнослужащий должен быть учтен в качестве нуждающегося в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы, включен в единый реестр нуждающихся, а также продолжительность военной службы. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 3 Указанных Правил установлено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением соответствующих документов.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства Обороны Российской Федерации по вопросам Жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" обязанность по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями возложена на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющего свои функции специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "Центррегионжилье").
Судом установлено, что истец проходил военную службу в вооруженных Силах Российской Федерации. Был уволен досрочно с военной службы приказом Главнокомандующего военно-воздушными силами от ( / / )N в связи ... , исключен из списков личного состава войсковой части 45097 с ( / / ). Общая продолжительность военной службы истца на момент увольнения составила ( / / )
Решением ФГКУ "Центррегионжилье" от ( / / )N истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка постановки его на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Как правильно установилсуд, истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт того, что он до 20.05.2014 был признан нуждающимся в получении жилого помещения в порядке, действующим в тот период времени, доказательств обращения в уполномоченную организацию по постановке на учет до увольнения истцом не представлено.
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы истца о том, что в листе беседы при увольнении он не был согласен с увольнением и просил обеспечить его жилым помещением, поскольку, как было указано выше установленный законом порядок по постановке истца на учет им был не соблюден, приказ и основания увольнения, как следует из пояснений истца, данных в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в установленном порядке обжалованы не были.
Поскольку правом на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в жилом помещении и принятые на соответствующий учет до увольнения, ответчиком обосновано отказано истцу в заявлении о принятии на учет, поскольку с таким заявлением истец обратился лишь по истечении трех лет после окончания военной службы 23.03.2017.
Ссылки истца на п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ из которого следует, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку истец не был включен в список очередников имеющих право на предоставление жилых помещений, в силу не соблюдения установленного заявительного характера для признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения и последующей постановкой на учет.
Апелляционная жалоба истца не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции, имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований и возражений против них.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 26.07.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Ю. П. Москаленко
Судьи:
Г. Г. Бурматова
Е. В. Кайгородова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.