Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе
председательствующего - Литовкина В.В.,
судей - Васляева В.С. и Говорова С.И.,
при секретаре - Кикеевой Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Илюмжинова С.Н. к Администрации города Элисты о признании незаконными действий, выразившихся в затягивании процедуры проведения публичных слушаний и обязании провести публичные слушания по заявлению Илюмжинова С.Н. от 16 марта 2017 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Челянова Э.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 августа 2017 года.
Заслушав доклад судьи Говорова С.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Челянова Э.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Шовунова Е.В., судебная коллегия
установила:
Илюмжинов С.Н. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя следующим. Он является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. *, ул. **, **, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: для строительства магазина, зона жилой застройки первого типа (Ж-1). Согласно ст. 22 Правил землепользования и застройки г. Элисты (далее - ПЗЗ г. Элисты) к основным видам разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков в зоне Ж-1 относятся магазины торговой площадью не более 50 кв.м., к условно разрешенным видам разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков - магазины торговой площадью 50 кв.м. и более. 16 марта 2017 года административным истцом в Администрацию г. Элисты подано заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Ответами Администрации г. Элисты от 6 апреля 2017 года N ***, от 11 мая 2017 года N *** сообщено, что вопрос по заявлению от 16 марта 2017 года будет включен в повестку ближайшего заседания Комиссии по подготовке ПЗЗ г. Элисты. 7 июня 2017 года заявитель обратился в Администрацию г. Элисты с запросом о времени и месте проведения публичных слушаний по его заявлению. Из ответов Администрации г. Элисты от 29 июня 2017 года, от 17 июля 2017 года следует, что на заседании Комиссии рассмотрение его заявления отложено в связи с необходимостью предоставления схемы организации дорожного движения, автотранспорта и пешеходов на территории, прилегающей к торговому центру, согласованную ГИБДД по г. Элисте. Из письма от 19 июля 2017 года N *** главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Республики Калмыкия следует, что согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" не предусмотрено возложение вопросов, связанных с согласованием схем организации движения на Госавтоинспекцию. Согласование проектов организации дорожного движения в городах и на автодорогах исключено из полномочий ГИБДД Указом Президента РФ от 1 июня 2013 года N 527 "О внесении изменений в положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711". Ссылаясь на положения пунктов 7, 8, 10 ПЗЗ г. Элисты, указывает, что Комиссией в срок до 27 марта 2017 года не были направлены правообладателям соседних земельных участков сообщения о проведении публичных слушаний, а в силу требований п. 21 Положения о публичных слушаниях в городе Элисте (утверждены решением Элистинского городского собрания от 31 августа 2006 года N 4) в официальном печатном издании Администрации г. Элисты - газете "Элистинская панорама" не опубликована информация о слушаниях по заявлению Илюмжинова С.Н. от 16 марта 2017 года. Действия Администрации считает незаконными, нарушающими его права, предусмотренные ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, а также положения ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. Просил признать незаконными действия Администрации г. Элисты, выразившиеся в затягивании процедуры проведения публичных слушаний, обязать Администрацию г. Элисты провести публичные слушания по заявлению Илюмжинова С.Н. от 16 марта 2017 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. *, ул. *, *.
Административный истец Илюмжинов С.Н., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца Шовунов Е.В. административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Челянов Э.В. возражал против удовлетворения требований.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 августа 2017 года исковые требования административного истца Илюмжинова С.Н. удовлетворены. Признаны незаконными действия Администрации города Элисты, выразившиеся в затягивании процедуры проведения публичных слушаний по заявлению Илюмжинова С.Н. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. На Администрацию города Элисты возложена обязанность в порядке, предусмотренном законодательством, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести публичные слушания по заявлению Илюмжинова С.Н. от 16 марта 2017 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером **, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. *, ул. *, *.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Челянов Э.В. просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Илюмжиновым С.Н. требований. Не соглашается с выводом суда о том, что предоставление схемы организации дорожного движения, автотранспорта и пешеходов на территории, прилегающей к торговому центру, необходимо только на этапе получения разрешения на строительство в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Указывает, что в силу пп. 2.2.1 Положения о Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки г. Элисты Комиссия имеет право запрашивать у государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц информацию, относящуюся к рассматриваемым на заседаниях вопросам, а поскольку земельный участок расположен на участке улично-дорожной сети с высокой интенсивностью движения, возникает необходимость установления более высоких требований к организации движения автотранспорта и пешеходов на данном участке. Полагает, что предоставленная схема планировочной организации земельного участка не в полной мере отражает необходимые для безопасности движения автотранспорта и пешеходов требования. Указывает, что письмом Администрации г. Элисты от 29 июня 2017 года N *** заявитель извещен, что вопрос по его обращению будет рассмотрен повторно после предоставления схемы организации дорожного движения автотранспорта и пешеходов, однако заявитель обратился с указанным административным иском в суд. По мнению автора жалобы в действиях административного ответчика отсутствуют нарушения градостроительного законодательства, а также Положения о публичных слушаниях в городе Элисте, которые могли бы привести к затягиванию процедуры проведения публичных слушаний.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Порядок принятия решения по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства регламентирован статьей 39 Градостроительного кодекса РФ, согласно части 1 которой физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ).
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия (ч. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 4 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что на основании указанных в части 8 этой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Из приведенных выше норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.
Решением Элистинского городского собрания от 27 декабря 2010 года N 1 утверждены Правила землепользования и застройки г. Элисты, согласно п. 3 ст. 3 которых к полномочиям Мэрии города Элисты в области регулирования отношений по вопросам землепользования и застройки относятся, в том числе, принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования объектов капитального строительства и земельного участка.
В силу положений ст. 4 Правил землепользования и застройки г. Элисты Комиссия по подготовке Правил землепользования и застройки (далее - Комиссия) является постоянно действующим консультативным органом при Мэрии города Элисты, формируется на основании постановления Мэрии города Элисты и осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящими Правилами и регламентом, принимаемым на первом заседании, к полномочиям Комиссии относятся, в том числе, организация и обеспечение публичных слушаний по вопросам подготовки проекта Правил, оформление протоколов публичных слушаний и заключения по результатам публичных слушаний; рассмотрение заявок на предоставление разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства; проведение публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки.
Глава 2 Правил землепользования и застройки г. Элисты содержит Положение о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки.
В силу п. 1 ст. 6 Правил землепользования и застройки г. Элисты порядок проведения публичных слушаний на территории города Элисты регламентируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Положением о публичных слушаниях в городе Элисте, иными нормативными актами.
Статьей 7 Правил землепользования и застройки г. Элисты определен Порядок проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, при этом согласно пп. 4, 5 указанной статьи физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в Комиссию, которой проводятся публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования.
Пунктами 7, 8, 9, 10 ст. 7 Правил землепользования и застройки г. Элисты предусмотрено, что Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения содержат сведения о времени и месте проведения публичных слушаний и направляются почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении в срок не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей города Элисты о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется Уставом города Элисты, Положением о публичных слушаниях в городе Элисте и не может быть более одного месяца. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях в городе Элисте. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях в городе Элисте и не может быть более одного месяца.
Пунктами 11-16 ст. 7 Правил землепользования и застройки г. Элисты регламентирована процедура проведения публичных слушаний. После завершения публичных слушаний Комиссия составляет заключение о результатах публичных слушаний и на основании этого заключения осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их Главе Мэрии, который на основании рекомендаций в течение трех дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации (пп. 17, 18 ст. 7 ПЗЗ).
Положение о публичных слушаниях в городе Элисте утверждено решением Элистинского городского Собрания от 31 августа 2006 года N 4.
Разделом 6 Положения регламентированы особенности проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно пункту 39 вышеуказанные вопросы подлежат обсуждению на публичных слушаниях, порядок организации и проведения которых определяется настоящим Положением с учетом положений Градостроительного кодекса РФ.
Пункты 40, 41, 42, 43, 45, 50, 51 Положения содержат аналогичные содержащимся в статье 39 Градостроительного кодекса РФ, статье 7 Правил землепользования и застройки г. Элисты положения о подаче заинтересованным лицом в Комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки г. Элисты заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, о направлении Комиссией в десятидневный срок со дня поступления заявления сообщений о проведении публичных слушаний правообладателям соседних земельных участков, о проведении слушаний и осуществлении подготовки рекомендаций по результатам публичных слушаний Комиссией, направлении рекомендаций Главе Администрации города Элисты для принятия решения о предоставлении испрашиваемого разрешения либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Судом установлено, что 16 марта 2017 года Илюмжинов С.Н., обладающий на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: Республика Калмыкия, г. *, ул. *, *, площадью * кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: для строительства магазина, зона жилой застройки первого типа (Ж-1), обратился в Администрацию города Элисты с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ему на праве собственности вышеуказанного земельного участка.
Ответами Администрации города Элисты от 6 апреля 2017 года N **, от 11 мая 2017 года N *** Илюмжинову С.Н. сообщено, что вопрос по его заявлению будет включен в повестку ближайшего заседания Комиссии по подготовке ПЗЗ.
7 июня 2017 года Илюмжинов С.Н. обратился в Администрацию города Элисты с запросом о времени и месте проведения публичных слушаний по его заявлению от 16 марта 2017 года.
Из письма Администрации города Элисты от 29 июня 2017 года, адресованного заявителю, следует, что рассмотрение его заявления отложено на заседании Комиссии в связи с необходимостью предоставления схемы организации дорожного движения, автотранспорта и пешеходов на территории, прилегающей к торговому центру, согласованную с ГИБДД по г. Элисте.
Письмом Администрации города Элисты от 17 июля 2017 года N *** заявитель уведомлен, что на заседании Комиссии по подготовке ПЗЗ, состоявшемся 23 июня 2017 года, принято решение об отложении рассмотрения вопроса в связи с необходимостью предоставить схему организации дорожного движения, автотранспорта и пешеходов на территории, прилегающей к торговому центру, согласованную с ГИБДД по г. Элисте.
Письмом от 19 июля 2017 года N *** главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Республики Калмыкия заявителю сообщено, что согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" не предусмотрено возложение вопросов, связанных с согласованием схем организации движения, на Госавтоинспекцию. Кроме того, Указом Президента РФ от 1 июня 2013 года N 527 "О внесении изменений в положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711" согласование проектов организации дорожного движения в городах и на автодорогах исключено из полномочий ГИБДД.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, правильно исходил из того, что Администрацией города Элисты не соблюден порядок организации и проведения публичных слушаний, предусмотренный требованиями действующего градостроительного законодательства и нормативными муниципальными правовыми актами.
Из анализа положений ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки города Элисты, Положения о публичных слушаниях в городе Элисте в части правового регулирования процедуры проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка следует, что процедурным основанием для организации публичных слушаний является лишь заявление заинтересованного лица, поступившее в Комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки города Элисты, после чего у данного органа, а также у Главы Администрации города Элисты возникает обязанность по реализации мероприятий, указанных в п. 7-10 ст. 7 Правил землепользования и застройки города Элисты, в предусмотренные сроки. Каких-либо нормативных условий, являющихся основанием для отложения рассмотрения вопроса, указанного в заявлении о проведении публичных слушаний, в том числе в виде требования о предоставлении заявителем дополнительных документов, приведенные выше нормативные акты не содержат.
В этой связи доводы административного ответчика в апелляционной жалобе со ссылкой на п. 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87, о необходимости предоставления схемы организации дорожного движения автотранспорта и пешеходов при разрешении вопроса о проведении публичных слушаний по заявлению Илюмжинова С.Н. не основаны на законе.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий Администрации города Элисты, выразившихся в затягивании процедуры проведения публичных слушаний по заявлению Илюмжинова С.Н. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и возложении на Администрацию города Элисты обязанности в порядке, предусмотренном законодательством, провести публичные слушания по заявлению Илюмжинова С.Н. от 16 марта 2017 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером *, площадью ** кв.м., расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. *, ул. *, *.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, в том числе предусмотренных статьей 310 КАС РФ, и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Администрации города Элисты Челянова Э.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Литовкин
Судьи В.С. Васляев
С.И. Говоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.