Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Никитиной А.И., Султанова Р.А.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Дженекай О.Н., Дженекай Н.В., к администрации г.Орска, Министерству социального развития Оренбургской области о признании незаконным постановления администрации города Орска Оренбургской области, признании права постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, восстановлении в списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе Дженекай О.Н., Дженекай Н.В. на решение Октябрьского районного суда г. Орска от 01 июня 2017 года,
установила:
Прокурор Ленинского района г. Орска, действующий в интересах Дженекай О.Н., Дженекай Н.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации г.Орска.
В обоснование иска указал, что Дженекай О.Н. признана 24 июля 2000 года вынужденным переселенцем из р. Казахстан, решением жилищной комиссии г. Орска от 23.09.2004 года с составом семьи 2 человека (супруг) принята на учет нуждающихся в предоставлении жилья по данной категории 15.11.2016 г. постановлением администрации г.Орска N 6830-п Дженекай О.Н. и её супруг Дженекай Н.В. сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории вынужденных переселенцев в отсутствие законных оснований.
Просил суд признать незаконным постановление администрации г.Орска от 15.11.2016 г. N 6830-п о снятии Дженекай О.Н. и Дженекай Н.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях с исключением из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" по категории граждан, признанных в установленным порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев.
Признать за истцами право сотоять на таком учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории "вынужденные переселенцы", восстановить их в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первичной постановки на учет с 23.09.2004г.
Определением суда от 19.04.2017г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Оренбургской области.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска от 01 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований прокурору отказано в полном объеме.
Не согласившись с таким решением, истцы Дженекай О.Н., Дженекай Н.В. обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. В доводах жалобы ссылаются на необоснованный вывод суда о том, что истцы являются членами семьи собственника помещения в г. Орске, поскольку проживают в нем на основании договора найма с собственником.
В судебное заседание истцы Джнекай О.Н., Дженекай Н.В., представитель администрации г. Орска Оренбургской области, представитель Министерства социального развития Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Христич Т.В., просившую апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153 утверждены Правила, устанавливающие порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма).
Правительством Российской Федерации постановлено, что формой финансовой поддержки по обеспечению граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, и утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной Подпрограммы.
Согласно подпункта "ж" пункта 5 Правил право на участие в данной подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2016 N 629 введен п.7.2 Правил, в соответствии с которым не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане - участники подпрограммы, указанные в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".
В соответствии с пп.1 пункта 5 статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно нескольких оснований, в т.ч. когда вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
В силу частей 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 24 июля 2000 года Дженекай О.Н. принята на учет территориальным органом УФМС России в качестве вынужденного переселенца, срок действия статуса продлен до 24.07.2017г., что подтверждается соответствующей записью в удостоверении вынужденного переселенца.
Решением жилищной комиссии г.Орска от 23.09.2004 N16 Дженекай О.Н. с составом семьи 2 человека: она и ее супруг Дженекай Н.В. приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий под N 1894.
20.09.2016 года учетное дело истцов возвращено главе МО г. Орск из Министерства социального развития Оренбургской области с указанием на отсутствие оснований для предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, поскольку при проверке документов установлено проживание Дженекай О.Н. в квартире общей площадью 48,1 кв.м. (жилая 32,3) по адресу: (адрес), принадлежащей на праве собственности супругу дочери истцов С.А.В., приобретенной ими в браке, следовательно Дженекай О.Н., являясь членом семьи собственника жилого помещения, не имеет права на получение социальной выплаты по категории вынужденные переселенцы и на участие в указанной программе.
Постановлением администрации г. Орска N 6830-П от 15.11.2016г. Дженекай О.Н., Дженекай Н.В. во исполнение указания Министерства социального развития Оренбургской области сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях с исключением из списков участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" по категории граждан, признанных вынужденными переселенцами.
Дженекай Н.В. зарегистрирован по адресу: (адрес), собственником жилого помещения с 11.12.2003 года является сын Дженекай О.Н. и Дженекай Н.В. - Д.А.Н..
Согласно справке N 115 от 14 января 2016 года ООО "Октябрьский жилкомсервис N4" Дженекай О.Н. зарегистрирована в жилом помещении (адрес)
В материалах дела представлен договор найма данного жилого помещения от 05.11.2016г., заключенный между Дженекай О.Н. и ее зятем С.В.Ю. - супругом ***
Жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес), принадлежит С.В.Ю. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 29.04.1997г. (л.д. 47). При этом из пояснений истцов судом установлено, что указанная квартира является совместной собственностью С.В.Ю. и С.С.Н., поскольку приобретена ими во время брака.
Разрешая спор, суд, установив изложенные выше обстоятельства, дав их правовую оценку, пришел к обоснованному выводу о том, что супруги Дженекай О.Н. и Дженекай Н.В. зарегистрированы каждый в жилых помещениях в г. Орске, принадлежащих на праве собственности их совершеннолетним детям, фактически проживают в квартире с семьей дочери в качестве членов семьи собственника помещения, договор найма квартиры, заключенный Дженикай О.Н. с зятем С.А.В., не противоречит выводу суда о вселении истцов в квартиру в качестве членов семьи собственников помещения, следовательно правильным является вывод суда о том, что истцы обеспечены жильем на территории Российской Федерации, в связи с чем оснований для участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, не имеют, а постановление органа местного самоуправления о снятии истцов с учета с исключением из списков участников данной подпрограммы является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с правовой позицией суда первой инстанции по настоящему делу и не находит оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы истцов Дженекай сводятся к несогласию с решением суда и субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств, основанной на неправильном толковании норм материального права применительно к спору о наличии или отсутствии оснований для снятия с учета нуждающихся в жилом помещении вынужденных переселенцев.
Ссылка апеллянтов на наличие договора найма занимаемого жилого помещения, заключенного с его собственником, и одновременно на факт прекращения семейных отношений с дочерью не опровергает правильный вывод суда о вселении истцов в жилое помещение в качестве членов семьи собственника.
Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, не допущено нарушения норм гражданского процессуального права и неправильного применения норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 01 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дженекай О.Н., Дженекай Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Дело N 33-6300/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2017 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Никитиной А.И., Султанова Р.А.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Дженекай О.Н., Дженекай Н.В., к администрации г.Орска, Министерству социального развития Оренбургской области о признании незаконным постановления администрации города Орска Оренбургской области, признании права постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, восстановлении в списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска от 01 июня 2017 года,
установила:
Прокурор Ленинского района г. Орска, действующий в интересах Дженекай О.Н., Дженекай Н.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации г.Орска.
В обоснование иска указал, что Дженекай О.Н. признана 24 июля 2000 года вынужденным переселенцем из р. Казахстан, решением жилищной комиссии г. Орска от 23.09.2004 года с составом семьи 2 человека (супруг) принята на учет нуждающихся в предоставлении жилья по данной категории 15.11.2016 г. постановлением администрации г.Орска N 6830-п Дженекай О.Н. и её супруг Дженекай Н.В. сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории вынужденных переселенцев в отсутствие законных оснований.
Просил суд признать незаконным постановление администрации г.Орска от 15.11.2016 г. N 6830-п о снятии Дженекай О.Н. и Дженекай Н.В. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях с исключением из списка участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" по категории граждан, признанных в установленным порядке вынужденными переселенцами и включенных территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев.
Признать за истцами право состоять на таком учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории "вынужденные переселенцы", восстановить их в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первичной постановки на учет с 23.09.2004г.
Определением суда от 19.04.2017г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Оренбургской области.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска от 01 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований прокурору отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г. Орска ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового об удовлетворении иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции до начала рассмотрения дела по существу прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Христич Т.В. заявлен отказ от апелляционного представления прокурора, представлен письменный отказ от апелляционного представления от имени и.о. прокурора Ленинского района г. Орска Чулиной Т.В.
В соответствии с ч.3 статьи 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.
При таких обстоятельствах имеются основания для прекращения производства по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Орска на решение Октябрьского районного суда г. Орска от 01 июня 2017 года.
Руководствуясь ст. 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Производство по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска от 01 июня 2017 года прекратить в связи с отказом от апелляционного представления прокурора.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.