Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
судей областного суда Полшковой Н.В., Федотовой Е.В.,
при секретаре Михалевой В.М.,
с участием прокурора Оренбургской областной прокуратуры Губаревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 07 июля 2017 года по гражданскому делу по иску Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Медведева Анатолия Владимировича к Администрации МО Бузулукский район о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области,
установила:
Бузулукский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Медведева А.В., указав, что прокуратурой Бузулукского района была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона N 159-ФЗ от 12 декабря 1996 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой установлено, что Медведев А.В., (дата) года рождения, состоял на учете в органах опеки и попечительства, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, так как собственного жилья не имеет.
Просил суд обязать администрацию МО г. Бузулука предоставить Медведеву А.В., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм предоставления жилой площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.Бузулука Оренбургской области, по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области.
В суде первой инстанции истец - Медведев А.В., его представитель - Медведева З.Е., помощник Бузулукского межрайонного прокурора Пискова Ю.В. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области Михайлова А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Представители третьего лица - Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были надлежаще извещены.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 07 июля 2017 года исковые требований Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Медведева А.В. удовлетворены.
Суд обязал администрацию МО Бузулукский район Оренбургской области предоставить Медведеву А.В., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств, предусмотренные на указанные цели в бюджете Оренбургской области на финансовый год, в пределах территории муниципального образования Бузулукский района Оренбургской области, не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области выражает несогласие с принятым решением, ссылаясь на его незаконность, необоснованность, указывает на отсутствие в областном бюджете достаточного количества денежных средств для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Указывает, что включение граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, должно осуществляться в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении в список; обеспечение граждан жилыми помещениями должно осуществляться с соблюдением очередности в соответствии с имеющимися списками; предоставление жилого помещения Медведеву А.В. будет ущемлять права граждан, у которых право на обеспечение жильем возникло раньше.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. О времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор Оренбургской областной прокуратуры Губарева О.А. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Заслушав доклад судьи Имамовой Р.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.Согласно п. 3 той же статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8).
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Медведев А.В. родился (дата), его родителями являются: отец - ФИО10, мать - ФИО11.
******.
***
В ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Медведева А.В. на объекты недвижимости в г. Бузулуке и Бузулукском районе, что следует из уведомления Управления Росреестра N от (дата)
Получение Медведевым А.В. основного общего образования подтверждается аттестатом *** выданным (дата) ГБУ общеобразовательная школа-***.
Медведев А.В. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, состоит на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с (дата) для получения жилья, отвечающего социальным нормам, Администрацией МО Бузулукский район, однако жильем не обеспечен.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 40 Конституции РФ, ст. 57, 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 8, 19.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389 - IV - ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственным полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" пришел к выводу, что поскольку Медведев А.В. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, достиг возраста 18-лет, имеет право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансирования из областного бюджета подлежит отклонению. Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты постановки на учет, выводов суда и законность принятого им решения не опровергают. Приведенные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок.
Доводы апелляционной жалобы, что предоставление жилого помещения будет нарушать права граждан, право на обеспечение жильем у которых возникло раньше, являются необоснованными, поскольку анализ норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не содержит оснований для отказа в реализации истцом права на предоставление жилого помещения, законом не установлена очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 07 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.