судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москалевой Е.В.,
судей Фроловой Е.М. и Долговой Л.П.,
при секретаре Овчинниковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Черновой Т.П. на решение Советского районного суда г. Липецка от 13 июля 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Черновой Т.П. к ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении каждые пять лет технической инвентаризации и оценки инвентаризационной стоимости детского оздоровительного лагеря "Русское поле", признании незаконным действий по расчету инвентаризационной стоимости детского оздоровительного лагеря "Русское поле" по состоянию на 01.01.2013 года - отказать".
Заслушав доклад судьи Фроловой Е.М., судебная коллегия
установила:
Чернова Т.П. обратилась с иском к ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" (далее БТИ) о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не проведении каждые пять лет технической инвентаризации и оценки инвентаризационной стоимости детского оздоровительного лагеря "Русское поле"; действия ответчика по расчету инвентаризационной стоимости детского оздоровительного лагеря "Русское поле" по состоянию на 01.01.2013 г. В обоснование иска ссылалась на то, что с 16.11.2011 г. является собственником вышеуказанного лагеря, расположенного по адресу: "адрес". По налоговому уведомлению N 71703337 от 14.10.2016 г. МИФНС N 3 по Липецкой области налог на имущество физических лиц за 2015 г. в отношении данного лагеря составил 481 546 руб. При исчислении налога налоговым органом определена налоговая база как инвентаризационная стоимость объекта в 2015 г. в размере 24 077 279 руб. Однако размер такой стоимости определен неправильно необоснованно завышен, не соответствует уровню фактического износа объекта. БТИ обязаны осуществлять оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения; проводить последующий тех.учет жилых строений и жилых помещений путем проведения плановых инвентаризаций с периодичностью не реже одного раза в пять лет, а также по мере выявления изменений учетных показателей в процессе внеплановых обследований. В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ определение стоимости здания, строения ведется БТИ раздельно для целей статистического учета (полная балансовая и остаточная балансовая стоимость) и для целей налогообложения физических лиц (действительная инвентаризационная стоимость), которая указывается в техпаспорте. Оценка зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, которая должна производиться в натуре не реже одного раза в пять лет. Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Из техпаспорта следует, что восстановительная стоимость объекта в ценах 2002 г. составляет 5 116 333 руб., действительная стоимость в ценах 2002 г. - 3 765 296 руб. Согласно кадастровой выписке кадастровая стоимость при постановке на кадастровый учет 21.11.2013 г., а также в 2017 г. составляет 4 020 533,1 руб. Поскольку детский лагерь не ремонтировался, его физический износ увеличился, действительная стоимость в ценах 2002 г. должна быть уменьшена на величину физического износа. С 2002 г. изменения в инвентаризационное дело объекта не вносились, плановая тех.инвентаризация в 2007 г. и в 2012 г. не проводилась.
Истец в суд не явилась, ее представитель поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика ОГУП "Липецкоблтехинвентаризация" (БТИ) иск не признал, пояснив, что инвентаризационная стоимость детского лагеря на 01.01.2013 г. исчислена исходя из процента износа зданий по состоянию на 2002 г., износ имущества при расчете учтен, расчет соответствует требованиям действующего законодательства. Чернова Т.Н. не обращалась в БТИ с заявлением о проведении инвентаризации, которая осуществляется на платной основе.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Чернова Т.П. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы жалобы и возражения на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
По смыслу ст. ст. 402, 404 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения, в данном случае детского лагеря на территории Липецкой области, до 01.01.2020 г. определяется как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 г.
Истец, по сути, оспаривает размер инвентаризационной стоимости, поскольку не учтен процент износа объекта налогообложения - детского лагеря, а также полагает, что инвентаризация принадлежащего ей на праве собственности объекта для установления инвентаризационной стоимости должна осуществляться БТИ безвозмездно не реже 1 раза в пять лет.
Отказывая в иске, суд правомерно руководствовался Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утв. Постановлением Правительства от 13.10.1997 г. N 1301 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 г. N 338, п. 6, п. 7 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства от 04.12.2000 г. N 921 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 г. N 338 (документ утратил силу 01.07.2013 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.06.2013 N 546,) согласно которым тех.инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную тех.инвентаризацию и тех.инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства, при этом тех.инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства осуществляется по заявлениям заинтересованных лиц. Проведение тех.инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством РФ.
Приказом Минстроя России от 04.04.1992 г. N 87 утвержден "Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности".
Заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований (п. 1.2 Порядка).
Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации (п. 1.3 Порядка).
Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.
Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.
При уклонении граждан от проведения инвентаризации принадлежащих им строений, помещений и сооружений бюро технической инвентаризации обязано в месячный срок проинформировать об этом органы исполнительной власти и налоговую инспекцию по месту нахождения объекта налогообложения (п. 1.4 Порядка).
Таким образом, органы БТИ самостоятельно по своей инициативе и на безвозмездной основе тех.инвентаризацию не приводят.
Из материалов дела следует, что Чернова Т.П. является собственником детского оздоровительного лагеря "Русское поле", состоящего из лит. А, Б, В, Д, Е, е, Ж, 3, И, К, Л, М, м, Н, Г, Г1, Г2, 1, I, II, площадью зданий 3 446,9 кв.м. с КН "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" (свидетельство о гос.регистрации права от 02.12.2010 г).
В отношении указанного недвижимого имущества истице начислен к уплате налог на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 481 546 руб.
Согласно техпаспорту детского лагеря по состоянию на 11.04.2002 г. действительная стоимость объекта в ценах 2002 г. составляет 3 765 296 руб., восстановительная стоимость в ценах 2002 г. - 5 118 333 руб.
По сообщению Липецкого БТИ инвентаризационная стоимость детского лагеря для целей налогообложения на дату последней инвентаризации 11.04.2002 г. по состоянию на 01.01.2010 г., а также по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 20 991 525 руб.
Согласно кадастровой выписке на спорный объект недвижимого имущества истицы от ДД.ММ.ГГГГ. кадастровая стоимость объекта составляет 4 020 533,1 руб.
Орган исполнительной власти административно-территориального образования в БТИ с заявлением о проведении плановой инвентаризации объектов налогообложения, в том числе детского лагеря, не обращался. Истица также не обращалась в БТИ с таким заявлением, хотя является налогоплательщиком - заинтересованным лицом.
Таким образом, последними сведениями, которыми располагает БТИ, являются сведения по тех.инвентаризации детского лагеря в 2002 г.
Действительная инвентаризационная стоимость указанного объекта в целях налогообложения на имущество физических лиц в ценах 1969 г. на период последнего обследования 11.04.2002 г. составляла 276 860 руб.: Лит.А (административный корпус) - 14 152 руб., лит.Б (спальный корпус N 1) - 69 291 руб., лит.В (спальный корпус N 2) - 69 610 руб., лит.Д (столовая) - 53 172 руб., лит.Е (дом сторожа) - 5 428 руб., лит.е (пристройка) - 429 руб., лит.Ж (трансформаторная подстанция) - 4 268 руб., лит.3 (трансформаторная подстанция) - 3 418 руб., лит.И (дом сторожа) - 17 105 руб., лит.К (насосная) - 233 руб., лит.Л (сарай) - 1 307 руб., лит.М (домик) - 634 руб., лит.м (терраса) - 77 руб., лит.Н (сарай) - 1 352 руб., лит.Г (уборная) - 260 руб., лит.Г1 (навес) - 3 465 руб., лит.Г2 (навес) - 2 655 руб., лит.1 (ограждение) 9 283 руб., лит.1 (замощение) - 19 041 руб., лит. II (башня Рожновского) - 1 680 руб.
При разрешении настоящего спора судом первой инстанции проверялись ссылки истицы на ошибочность определенной ответчиком инвентаризационной стоимости спорного объекта недвижимости. При этом, суд верно основывался на положениях постановления Госстроя СССР от 11.05.1983 г. N 94; письма Госстроя СССР от 06.09.1990 г. N 140-Д (по отраслям народного хозяйства), где индекс пересчета из цен 1969 г. в цены 1991 г. составляет 1,848; постановления администрации Липецкой области от 19.07.2011 г. N 256 "О проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения в 2012 г.", согласно которому коэффициент пересчета из цен 1991 г. в цены 2013 г. для нежилых строений, помещений и сооружений составляет 41,03.
Расчет инвентаризационной стоимости детского лагеря по состоянию на 01.01.2013 г., приведенный в обжалуемом решении: 276 860 х (1,848 х 41,03) = 276 860 х 75,82 = 20 991 525 руб., является правильным.
Кроме того, расчет проверен и признан правильным судом при рассмотрении иска Черновой Т.П. к УФНС России по Липецкой области, МИФНС N 3 по Липецкой области о признании незаконными налогового уведомления от 14.10.2016 г., требования об уплате налога на имущество физических лиц, признании незаконными действий должностных лиц МИФНС N 3 по начислению Черновой Т.П. налога на имущество физических лиц в отношении данного детского оздоровительного лагеря "Русское поле" и возложении обязанности предоставить льготу по налогу на имущество физических лиц в отношении лагеря.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 12.04.2017 г., вступившем в законную силу, Черновой Т.П. в иске отказано.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что при расчете инвентаризационной стоимости спорного объекта учтен процент износа зданий по состоянию на 2002 г., и расчет инвентаризационной стоимости детского оздоровительного лагеря "Русское поле" по состоянию на 01.01.2013 г. произведен БТИ в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, нарушений прав истицы со стороны ответчика не допущено.
Чернова Т.П. как налогоплательщик и заинтересованное лицо в оценке принадлежащего ей объекта недвижимости с учетом износа, вправе обратиться с заявлением в ОГУП "Липецкобтехинвентаризация" для проведения тех.инвентаризации изменений характеристик объекта недвижимости, связанных с его износом. Реализация и защита прав истицы носит заявительный характер.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при разрешении настоящего спора верно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, доводам сторон и представленным им доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Доводы жалобы аналогичны доводам истца, изложенным в обоснование иска, и не содержат правовых оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 13 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Черновой Т.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.