судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Торговченковой О.В. и Долговой Л.П.,
при секретаре Сутягине Д.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истицы Сотниковой Ирины Михайловны на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 15 августа 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Сотниковой Ирины Михайловны к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области о признании постановления от 14 февраля 2017 года N189 об исключении из списков вынужденных переселенцев; о включении в список лиц, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на 2018 год, отказать".
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия
установила:
Сотникова И.М. обратилась в суд с иском администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области о признании незаконным постановления об исключении из списков вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий; о включении в список лиц, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.
В обоснование требований указала, что она имеет статус вынужденного переселенца с 2001 года, постановлением главы администрации Грязинского района Липецкой области от 07.10.2002 года N 2233 поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи четыре человека: муж Сотников В.А. и две дочери: Сотникова И.В. и Сотникова М.В. Впоследствии дочери были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с их замужеством.
В 2016 году истица обратилась с заявлением о признании ее участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и получении государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, однако в феврале 2017 года ей стало известно об исключении ее из сводного списка вынужденных переселенцев, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации городского поселения город Грязи, в связи с ее обеспеченностью жилым помещением более учетной нормы, установленной на территории поселения. Считает постановление администрации городского поселения г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 14.02.2017года N 189 об исключении из списков незаконным, поскольку отсутствовали законные основания для снятия ее и ее супруга с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. С учетом уточнения заявленных требований истица просила признать незаконным постановление администрации городского поселения г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 14.02.2017 года N 189 и об исключении из списков вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий; включить Сотникову И.М. и ее супруга в список изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на 2018 год.
В судебное заседание истица Сотникова И.М. не явилась, о времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Курлыкина С.С. исковые требования поддержала.
Представители третьего лица Управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности Канищева С.А., Мещерякова О.В. в судебном заседании указывали на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика администрации городского поселения г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истица Сотникова И.М. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение норм материального права, неправильную оценку фактических обстоятельств дела.
Выслушав представителей Управления социальной защиты населения Липецкой области, возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а" части 7 раздела II Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Липецкой области, утвержденных Постановлением исполкома Липецкого областного Совета народны депутатов, Липецкого областного Совета профсоюзов от 29 декабря 1984 года N 741 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Липецкой области" (действовавшими на момент принятия истицы на жилищный учет и утратившим силу в связи с изданием постановления администрации Липецкой области от 18 ноября 2005 года N 170), нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 8 и менее кв.м.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения (п. "а" ч. 20 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, составной частью которой является подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах".
Выдача и реализация государственных жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).
Согласно пункту "ж" части 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением территориального органа миграционной службы Российской Федерации в Липецкой области от 30.07.2001 года истица Сотникова И.М., а также ее дочери - Сотникова И.В. и Сотникова М.В. признаны вынужденными переселенцами. Также решением территориального органа миграционной службы от 18.01.2002 года муж истицы Сотников В.А. признан вынужденным переселенцем. 13.02.2002 года истице выдано соответствующее удостоверение.
Постановлением главы администрации г.Грязи Грязинского района Липецкой области от 07.10.2002 года N 2233 Сотникова И.М., как вынужденная переселенка, проживающая на частной квартире по адресу "адрес", на основании ее заявления принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека: муж - Сотников В.А., 1961 г.р., дочь - Сотникова И.В., 1985 г.р., дочь - Сотникова М.В., 1989 г.р. (л.д.5).
Решением комиссии администрации городского поселения г.Грязи от 20.06.2016 года Сотникова И.М. включена в состав участников Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, с составом семьи 2 человека, что подтверждается протоколом комиссии N6 от 20.06.2016 года (л.д.161-164).
Постановлением главы администрации городского поселения г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 14.02.2017 года N189 Сотникова И.М., состоящая в списках граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, зарегистрированная по адресу "адрес", снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 2 человека, по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N189-ФЗ. (л.д. 40).
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Установлено, что Сотникова И.М., а также дочь, Сотникова М.В., дочь, Сотникова И.В., супруг, Сотников В.А. на момент постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, были зарегистрированы по адресу: "адрес". Сняты с регистрационного учета по данному адресу 25.05.2004 года.
В период с 22.02.2005 года по 20.06.2005 года Сотникова И.М. вместе с дочерьми (Сотникова И.В., Сотникова М.В.) была зарегистрирована по адресу: "адрес"; затем в период с 21.06.2005 года по ноябрь 2008 года по адресу: "адрес".
Также из материалов дела следует, что в период с 03.05.2011 года истица проживала по адресу: "адрес". Данный жилой дом площадью 56,5 кв.м и жилой площадью 47,1 кв.м и земельный участок, на котором он расположен, принадлежат на праве собственности дочери истицы Лебедевой И.В. (до брака Сотниковой И.В.) на основании договора купли-продажи от 15.02.2011 года. Также в период с 29.06.2007года по 10.08.2010года дочь истицы Сотникова И.В. имела право на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
С 01.02.2016 года Сотникова И.М. и Сотников В.А. с регистрационного учета по данному адресу сняты.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в период 2011-2016 годы истица и ее супруг были зарегистрированы по адресу: "адрес", и проживали в данном жилом доме, принадлежащем их дочери, Лебедевой И.В., как члены семьи собственника дома, были обеспечены жилой площадью, а следовательно, истица утратила основание, которое до введения в действие ЖК РФ давало ей право на получение жилого помещения по договору социального найма и обоснованно была исключена из числа лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, поскольку он основан на фактических обстоятельствах по делу и согласуется с нормами материального права, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В силу данной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, истица, поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 года, могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как усматривается из материалов дела, основанием для снятия истицы с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, явилось то обстоятельство, что в период с 2011 года по 22.05.2015года на каждого члена семьи Сотниковой И.М. приходилось по 11,775 кв.м жилой площади ( 47,1 кв.м : 4), что превышало норму предоставления жилого помещения 9кв.м, действующую на момент принятия истицы на учет.
При этом, вывод комиссии, а затем и суда первой инстанции о том, что истица и ее муж являются членами семьи собственника жилого помещения, то есть дочери истицы, и обеспечены жилой площадью более учетной нормы ( как на момент постановки на очередь, так и по действующей учетной норме ) основан как на фактах родства и регистрации истицы с мужем в жилом помещении, принадлежащем их дочери на праве собственности, так и на фактических обстоятельствах дела, представленных в материалы дела доказательствах.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи ( часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
Принимая во внимание, что истица и ее муж были вселены собственником жилого помещения, фактически проживали в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности их дочери, вместе с ней, суд первой инстанции обоснованно признал установленным, что истица с мужем относятся к членам семьи своей дочери, а поэтому обеспеченность жилой площадью истицы обоснованно определялась ответчиком с учетом всех членов ее семьи исходя из жилой площади дома.
Факт того, что истица с мужем фактически проживали в указанный период в доме, собственником которого является их дочь, оказывали дочери помощь по хозяйству, в том числе и в воспитании ребенка, подтвердили в суде первой инстанции представитель истицы, а также свидетели ФИО16,ФИО17
То обстоятельство, что между Сотниковым В.А. и Лебедевой И.В. был заключен договор найма жилого помещения от 03.05.2011года, по которому наймодателем предоставлена в пользование комната площадью 9,9 кв.м сроком на 11 месяцев, приведенных выше выводов суда не опровергает.
Доводы в жалобе о том, что истица и ее супруг не являлись членами семьи Лебедевой И.В., вели отдельное хозяйство, помощи друг другу не оказывали, воспитанием ребенка они не занимались, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку они не подтверждены достоверными доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.
Таким образом, учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что Сотникова И.М. утратила основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, то есть необеспеченность жилой площадью, а поэтому у органа местного самоуправления имелись законные основания для принятия решения об исключении ее из числа лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
То обстоятельство, что на момент принятия Постановления главы администрации городского поселения г.Грязи от 14.02.2017 года N189 о снятии Сотниковой И.М. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 2 человека, истица проживала по другому месту жительства и являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, не является основанием для признания за истицей права состоять на жилищном учете с 07.10.2002года.
Вместе с тем судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку истица в период с февраля по июнь 2005 года была зарегистрирована по месту жительства на территории иного муниципального образования - сельское поселение Петровский сельсовет Грязинского муниципального образования Липецкой области, то данное обстоятельство является самостоятельным основанием для снятия с учета, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с толкованием приведенной нормы, изложенным в пункте 9 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015 года, решая вопрос об обоснованности снятия граждан с учета по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо исследовать обстоятельства, связанные с фактическим изменением места жительства граждан. При этом в случае установления доказательств того, что не проживание граждан по месту их постоянного жительства носило временный характер, суды правильно удовлетворяли требования о восстановлении граждан на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Данная позиция согласуется с толкованием, изложенным в пункте 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П, согласно которому сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер, и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что факт выезда Сотниковой И.М. и факт ее регистрации по месту пребывания не может служить основанием прекращения жилищных прав, поскольку регистрация по месту пребывания носила временный характер, всего четыре месяца. Кроме того, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не предоставлено доказательств выезда истицы на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.
Также судебная коллегия считает правильным и вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истицы в части включения в список лиц, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат на 2018 год.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.
В соответствии с пп. "ж" п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, а также принимая во внимание, что срок действия статуса вынужденного переселенца, установленного в отношении Сотниковой И.М. истек 30.07.2017 года, и на момент разрешения дела в установленном порядке Сотникова И.М. с соответствующим заявлением о его продлении не обращалась, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в данной части.
Доводы жалобы являлись предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, фактически направлены на переоценку доказательств по делу на основе иного толкования норм права, что не может служить достаточным основанием для отмены судебного постановления.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 15 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сотниковой Ирины Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи: (подпись)
Копия верна:
Судья :
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.