судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Федосовой Н.Н.,
судей Поддымова А.В. и Демидкиной Е.А.,
при секретаре Овчинниковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Зубарева Николая Васильевича на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 29 августа 2017 года, которым постановлено:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Липецкой области к Зубареву Николаю Васильевичу о взыскании недоимки по страховым взносам и пени удовлетворить.
Взыскать с Зубарева Николая Васильевича, зарегистрированного по адресу: "адрес", недоимку по страховым взносам и пени:
недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2015 года по 14 мая 2015 года в размере 6904 (шесть тысяч девятьсот четыре) рубля 01 копейка (КБК N);
пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год за период с 29 мая 2015 года по 15 февраля 2016 года в размере 528 (пятьсот двадцать восемь) рублей 45 копеек (КБК N);
недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 1 января 2015 года по 14 мая 2015 года в размере 1352 (одна тысяча триста пятьдесят два) рубля 91 копейка (КБК 18N);
пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015 год за период с 29 мая 2015 года по 15 февраля 2016 года в размере 103 (сто три) рубля 55 копеек (КБК N).
Взыскать с Зубарева Николая Васильевича государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области в размере 400 (четыреста) рублей.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Липецкой области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зубареву Н.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
Свои требования административный истец обосновывает тем, что административный ответчик в период с 1 января 2015 года по 14 мая 2015 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. 14 мая 2015 года административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, однако за указанный период уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, страховые взносы на обязательное медицинское страхование не произвел. Зубареву Н.В. направлялось требованиеоб уплате страховых взносов и пени, однако он его не исполнил. В связи с изложенным, административный истец просил взыскать с административного ответчика недоимку за период с 1 января 2015 года по 14 мая 2015 года в общей сумме 8888 руб. 92 коп., в том числе - недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 6904 руб. 01 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 1352 руб. 91 коп., а также за период с 29 мая 2015 года по 15 февраля 2016 года пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 528 руб. 45 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 103 руб. 55 коп..
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России N7 по Липецкой области исковые требования поддержала.
Административный ответчик Зубарев Н.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе административный ответчик Зубарев Н.В. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Выслушав административного ответчика Зубарева Н.В., представителя административного истца МИФНС России N7 по Липецкой области Иванову Н.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
При рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании страховых взносов и пени независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, подлежит проверке, истек ли установленный законом срок для обращения налоговых органов в суд. Учитывая, что данный срок может быть при наличии уважительных причин восстановлен судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
До 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Исходя из положений Федеральных законов от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует глава 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации. С этой же даты полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Как усматривается из материалов дела, административный ответчикЗубарев Н.В. 21 марта 1993 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, 17 августа 2005 года сведения о его регистрации внесены в Пенсионный фонд Российской Федерации.
14 мая 2015 годаЗубарев Н.В.прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
За период с 1 января 2015 года по 14 мая 2015 года Зубареву Н.В. начислены следующие страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6904 руб. 01 коп.; на обязательное медицинское страхование в сумме 1352 руб. 91 коп..
Поскольку в соответствии ч.8 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона N 250-ФЗ от 3 июля 2016 года) Зубаревым Н.В. в течение 15 дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не была произведена уплата страховых взносов (до 28 мая 2015 года), поэтому ему за период с 29 мая 2015 года по 15 февраля 2016 года на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование были начислены пени в размере 528 рублей 45 копеек, на сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 103 рубля 55 копеек.
15 февраля 2016 года Зубареву Н.В. направлялось требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени в указанных размерах со сроком исполнения до 10 марта 2016 года.
6 сентября 2016 года в связи с неуплатой Зубаревым Н.В. недоимки по страховым взносам и пени по заявлению прокурора г. Ельца в интересах Российской Федерации в лице УПФР в гор. Ельце Липецкой области мировым судьей судебного участка NN г. Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам и пени.
12 сентября 2016 года определением мирового судьи судебного участка N 2 г. Ельца Елецкого городского судебного района Липецкой области судебный приказ был отменен.
4 июля 2017 года административный истец направил в Елецкий городской суд Липецкой области настоящее административное исковое заявление, приложив к нему заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу иска, указав в качестве уважительной причины пропуска срока на обращение в суд несвоевременную передачу УПФР в гор. Ельце Липецкой области в налоговый орган сведений о задолженности и документов для ее взыскания.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о восстановлении срока обращения с административным исковым заявлением в суд, поскольку он был пропущен налоговым органом по уважительной причине - согласно сопроводительному письму УПФР в гор. Ельце Липецкой области от 6 июня 2017 года документы, необходимые для обращения в суд с иском, были переданы административному истцу 19 июня 2017 года.
Однако с таким выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В силу п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона N 250-ФЗ от 3 июля 2016 года) также предусматривалось, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии ч.2.3 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона N 250-ФЗ от 3 июля 2016 года) к отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым частями 2 - 2.2 настоящей статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу ч.3 ст.21 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона N 250-ФЗ от 3 июля 2016 года) рассмотрение дел о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч.9 ст.21 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона N 250-ФЗ от 3 июля 2016 года) положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
С учетом того, что определением мирового судьи судебный приказ был отменен 12 сентября 2016 года, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением к Зубареву Н.В. о взыскании страховых взносов и пени истекал 12 марта 2017 года.
Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ч.2 ст.19 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии п.1 Приложения N2 "Информация, передаваемая ПФР в ФНС России" к Соглашению ФНС России N ММВ-23-11/26@, ПФ РФ N АД-09-31/сог/79 от 30 ноября 2016 года "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации" начисленные (доначисленные/уменьшенные) суммы страховых взносов по расчетам (уточенным расчетам) за периоды до 1 января 2017 года подлежат передаче в электронной форме на региональном уровне ПФР в ФНС России в течение 45 дней после получения расчета.
Федеральной налоговой службой и Правлением Пенсионного фонда РФ 21 сентября 2016 года за N ММВ-23-1/20/4И@ утвержден Порядок обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, который также предусматривает предоставление отделениями ПФР в Управления ФНС России указанной информации в течение 45 дней.
Из материалов дела следует, что у УПФР в гор. Ельце Липецкой области после отмены 12 сентября 2016 года судебного приказа имелась возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика страховых взносов и пени.
Сама по себе передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов не является уважительной причиной пропуска срока на подачу иска в суд.
Согласно вышеназванным правовым актам налоговый орган должен был до 12 марта 2017 года располагать сведениями о наличии у Зубарева Н.В. задолженности, и по запросу административного истца территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации предоставило бы документы, необходимые для обращения в суд с настоящим иском.
В данном случае несвоевременное обращение в суд с настоящим иском было вызвано организационными причинами, которые не могут быть признаны в качестве уважительных.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявления налогового органа о восстановлении срока обращения с иском в суд не имелось.
Поскольку истцом пропущен шестимесячный срок обращения с иском в суд, а ходатайство о его восстановлении подлежит отклонению, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований налогового органа следовало отказать.
В связи с тем, что оснований для удовлетворения иска не имелось, поэтому решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований МИФНС России N7 по Липецкой области к Зубареву Н.В. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
Руководствуясь статьями 308 и 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елецкого городского суда Липецкой области от 29 августа 2017 года отменить и постановить новое, которым отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N7 по Липецкой области в удовлетворении административных исковых требований к Зубареву Николаю Васильевичу о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Верно:
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.