Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего: Синьковской Л.Г.,
судей областного суда: Башкатовой Е.Ю., Рассказовой Г.В.,
при секретаре: Деминой К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 18 октября 2017 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тарскому району Омской области на решение Тарского городского суда Омской области от 04 августа 2017 года, которым с учетом определения Тарского городского суда от 07 августа 2017 года исковые требования Братухина Н.В. удовлетворены частично.
На ГУ УПФ РФ в Тарском районе возложена обязанность включить в льготный трудовой стаж Братухина Н.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях" период его работы в Атирском вспомогательном производстве САУ "Васисский лесхоз" в должности водителя автомобиля на вывозке леса с 10 октября 2016 по 25 октября 2016 года.
За Братухиным Н.В. признано право на назначение досрочной пенсии по достижении возраста " ... ", то есть с 11 мая 2017 года.
С ГУ УПФ РФ в Тарском районе в пользу Братухина Н.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Заслушав доклад судьи областного суда Синьковской Л.Г., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Братухин Н.В. обратился в Тарский городской суд Омской области с заявлением о признании решения ГУ УПФ РФ в Тарском районе Омской области незаконным, включении в специальный трудовой стаж периода работы, возложении обязанности назначить пенсию с 16 марта 2017 года. В обоснование требований указал, что 16 марта 2017 года он обратился в ГУ УПФ РФ в Тарском районе Омской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости за работу на лесозаготовках и лесосплаве в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 27 апреля 2017 года его заявление было рассмотрено, принято решение об отказе в назначении досрочной пенсии по старости. В специальный стаж работы не был включен период работы водителем Атирского вспомогательного производства Васисского лесхоза с 12 мая 2016 года по 30 декабря 2016 года. Просил суд признать решение от 27 апреля 2017 года ГУ УПФР в Тарском районе незаконным, обязать назначить с 16 марта 2017 года ему досрочную пенсию по старости за работу на лесозаготовках и лесосплаве, включив в трудовой стаж периоды работы с 12 мая 2016 года по 30 декабря 2016 года в должности водителя автомобиля на вывозке леса.
В судебном заседании истец Братухин Н.В. поддержал исковые требования. Пояснил, что иных доказательств, кроме имеющихся в материалах дела, не имеется. Настаивал на удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по Тарскому району Омской области Гааг Т.В. иск не признала. Пояснила, что основным условием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для водителей автомобилей, занятых на вывозке леса, является документально подтвержденная постоянная занятость в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени) непосредственно в процессе лесозаготовок. При подсчете страхового стажа (в том числе и специального) периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе ПУ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Документы, позволяющих подтвердить характер выполняемой работы и занятость полный рабочий день истец не представил. Просила отказать истцу в удовлетворении его требований.
Судом постановленоизложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель ГУ УПФ РФ в Тарском районе Омской области Коршунова Н.Я. Не соглашается с выводами суда о наличии оснований для включения в льготный трудовой стаж истца периода работы в должности водителя на вывозке леса. Указывает, что с учетом включенного судом периода работ, продолжительность специального стажа составляет 12 лет 4 месяца 28 дней, что является недостаточным для назначения пенсии на льготных условиях. Уменьшение возраста пропорционально отработанному стажу законом не прдусмотрено. Факт уплаты страхователем дополнительных тарифов страховых взносов за особые условия труда не подтвержден. Аттестация рабочих мест в САУ "Васисский лесхоз" не проводилась. Доказательств работы истца в особых условиях труда в спорный период не представлено. В постановлении Конституционного суда N 9-П от 10 июля 2007 года, на которое указал в решении суд, речь идет о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, а не в специальный. Считает, что оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец обратился в ГУ УПФР в Тарском районе Омской области 16 марта 2017 года с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФР в Тарском районе Омской области от 27 апреля 2016 года в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано ввиду отсутствия документального подтверждения особого характера условий труда, спорный период не включен в спецстаж ввиду отсутствия в выписке из ИЛС кода особых условий труда.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания за Братухиным Н.В. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением предусмотренного законом возраста, засчитав период работы истца с 10 октября 2016 года по 25 октября 2016 года на лесозаготовках в должности водителя по вывозке леса.
Из материалов дела следует, что на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии Братухин Н.В. достиг возраста " ... " лет, его страховой стаж более 25 лет, специальный стаж работы, подтвержденный пенсионным органом, составил 12 лет 4 месяца 12 дней.
Согласно пенсионному делу, представленному суду апелляционной инстанции в подлиннике, Братухин Н.В., " ... " года рождения, с 2 декабря 2003 года работал в Тарском лесхозе на различных должностях. С 1 июня 2010 года принят переводом в Васисский лесхоз (филиал САУ Омской области "Омсклес") в качестве водителя Атирского вспомогательного производства, где работает по настоящее время. Указанная организация неоднократно проходила процедуру реорганизации и переименовывалась, в настоящее время носит название САУ Омской области "Васисский лесхоз".
Ответчиком в специальный стаж истца по п.7 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включены периоды работы в должности водителя на вывозке леса за период с 1 января 2004 года по 31 мая 2010 года и с 1 июня 2010 года по 11 мая 2016 года, что составило 12 лет 4 месяца и 12 дней.
Не согласившись с решением пенсионного фонда в части отказа во включении в специальный стаж периода с 12 мая 2016 года по 30 декабря 2016 года, истец обратился в суд.
Признавая подлежащими удовлетворению требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периода работы истца с 10 октября 2016 года по 25 октября 2016 года в САУ "Васисский лесхоз" по п.7 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд исходил из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности, трудовая книжка, путевые листы, наряды на выполнение работ, подтверждают, что в указанный период Братухин Н.В. работал в САУ "Васисский лесхоз" в должности водителя на вывозке леса и был занят в течение полного рабочего дня. Остальные спорные периоды судом не были включены, поскольку истец не был занят в едином технологическом процессе, выполняя хозяйственные работы на территории, в том числе на условиях почасовой оплаты.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм пенсионного законодательства, доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) право на досрочное назначение пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно ч.2 ст. 30 названного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "д" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (п. 7 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273 "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" (подпункт 7 пункта 1 статьи 27).
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 273.
Данным Списком предусмотрено, что право на досрочную пенсию имеют водители автомобилей на вывозке леса.
Согласно примечанию к данному Списку указанный в нем перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работодатель не уплачивал за Братухина Н.В., как за работника, занятого на работах, указанных в пункте 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, дополнительные тарифы страховых взносов, что лишает работника права претендовать на зачет периодов работы в специальный стаж, судебная коллегия находит несостоятельными и не принимает их во внимание.
В части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ указано, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в нем нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Поэтому факт неуплаты работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за работника не может служить безусловным основанием к отказу в назначении этому лицу страховой пенсии, при наличии в совокупности остальных оснований, дающих ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основаниям пункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Из материалов дела следует, что специальный стаж Братухина Н.В. с учетом признанного судом подлежащим включению в специальный стаж по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода с 10 октября 2016 года по 25 октября 2016 года составляет 12 лет 4 месяца 28 дней, то есть менее 12 лет 6 месяцев, соответственно право на страховую пенсию по старости по указанному основанию у него отсутствует.
Относительно вывода суда о возможности назначения пенсии с уменьшением возраста коллегия приходит к следующему.
При недостаточности специального стажа возможность назначения пенсии с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам предусмотрена п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
В данном Списке должность водителя на вывозке леса не указана, равно как и нет раздела "Лесозаготовки".
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии оснований для признания за Братухиным Н.В. права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением предусмотренного законом возраста нельзя признать правомерным, поскольку он основан на ошибочном толковании норм материального права.
Принимая во внимание изложенное, решение суда в части признания за Братухиным Н.В. права на назначение досрочной пенсии с 11 мая 2017 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Тарского городского суда от 07 августа 2017 года отменить в части признания за Братухиным Н. В. права на назначение досрочной пенсии с 11 мая 2017 года, приняв новое решение об отказе в удовлетворении иска о назначении пенсии.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.