Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Будылка А.В., Павловой Е.В.
при секретаре Шевелевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области на определение Омского районного суда Омской области от " ... " об отказе в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., судебная коллегия
установила:
Решением Омского районного суда Омской области от " ... " признано незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области в части допущения эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов, расположенного в восточном направлении на расстоянии около 1 километра от села Морозовка, с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства. На Администрацию Омского муниципального района Омской области возложена обязанность в течение трёх месяцев сформировать земельный участок, занятый полигоном твёрдых бытовых отходов, расположенный в границах Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в восточном направлении на расстоянии 1 километра от границы села Морозовка в соответствии с требованиями земельного законодательства, принять меры к приведению полигона в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
" ... " на основании приведённого судебного акта Омским районным судом Омской области выдан исполнительный лист N N " ... ".
" ... " судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области возбуждено исполнительное производство N " ... " в отношении должника Администрации Омского муниципального района Омской области.
" ... " Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве на ТУ Росимущества в Омской области.
Впоследствии Администрация Омского муниципального района Омской области просила прекратить исполнительное производство N " ... ", указав на то, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, занятый полигоном твёрдых бытовых отходов, определяется в границах земельного участка с кадастровым номером N " ... ". Правообладателем данного земельного участка является Российская Федерация, границы данного участка сформированы в соответствии с действующим законодательством. В ходе натурного осмотра было установлено отсутствие складирования твёрдых бытовых отходов. В связи с отсутствием возможности формирования земельного участка для организации полигона, а также отсутствием твёрдых бытовых отходов на земельном участке, местоположение которого было определено решением суда от " ... ", просила прекратить исполнительное производство в связи с утратой возможности исполнения.
Представитель заявителя Администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании заявленные требования поддержала, указав на то, что границы земельного участка с кадастровым номером N " ... " были установлены в " ... " году. Кадастровым инженером формировались предполагаемые границы земельных участков, на которых может быть размещён полигон твёрдых бытовых отходов, однако все варианты определяются в границах участка с кадастровым номером N " ... " или иных участков, имеющих собственников.
Представитель заинтересованного лица ТУ Росимущества в Омской области в судебном заседании полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению, указав на то, что спорный земельный участок передан в аренду ООО "Сибирские колбасы".
Представитель заинтересованного лица ООО "Сибирские колбасы" в судебном заседании также полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером N " ... " передан в субаренду ООО "Морозовская птицефабрика". Никаких свалок и полигонов на данном участке не располагалось и не располагается.
Представитель заинтересованного лица АО "ПК "ОША" оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Старший помощник прокурора Омского района Омской области в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что заявителем не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, которые подтверждают утрату возможности исполнения решения суда, а также того обстоятельства, что для населения Морозовского сельского поселения утрачена необходимость организации полигона твёрдых бытовых отходов.
Иные лица участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали.
Определением суда в удовлетворении заявления Администрации Омского муниципального района Омской области о прекращении исполнительного производства отказано.
В частной жалобе представитель Администрации Омского муниципального района Омской области просит определение суда отменить, повторно приводя доводы о том, что земельный участок, занятый полигоном твёрдых бытовых отходов, определяется в границах земельного участка с кадастровым номером N " ... ", правообладателем которого является Российская Федерация. Сформировать земельный участок, занятый полигоном твёрдых бытовых отходов, не представляется возможным. По результатам натурного осмотра земельного участка установлено, что в настоящее время он не используется для складирования твёрдых бытовых отходов. Кроме того, деятельность с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, в силу положений Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отнесена к полномочиям субъекта РФ; уполномоченными органами являются Министерство природных ресурсов Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Поскольку с " ... " изменилось правовое регулирование по вопросу обращения с отходами производства и потребления, в силу которого решение вопросов по твёрдым коммунальным отходам возложено на органы государственной власти субъекта РФ, а на органы местного самоуправления возложено участие в организации такой деятельности, но не определён способ такого участия, указанное свидетельствует о невозможности исполнения решения суда и является основанием для прекращения исполнительного производства.
Согласно части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ данная частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в частной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что решением Омского районного суда Омской области от " ... ", на Администрацию Омского муниципального района Омской области возложена обязанность в течение трёх месяцев сформировать земельный участок, занятый полигоном твердых бытовых отходов, расположенный в границах Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в восточном направлении на расстоянии 1 километра от границы с. Морозовка в соответствии с требованиями земельного законодательства, принять меры к приведению полигона в соответствии с требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решение вступило в законную силу " ... ", для принудительного исполнения данного решения был выдан исполнительный лист, на основании которого Межрайонным отделом по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области " ... " было возбуждено исполнительное производство N " ... ".
Впоследствии определениями суда Администрации Омского муниципального района Омской области неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения судебного решения: до " ... ", до " ... ", до " ... ".
Определением Омского районного суда Омской области от " ... " в предоставлении очередной отсрочки было отказано.
В дальнейшем администрация Омского муниципального района неоднократно обращалась в Омский районный суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, однако требования заявителя были оставлены без удовлетворения.
Обращаясь в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства Администрация Омского муниципального района Омской области указала на то, что земельный участок в настоящее время не используется для складирования твёрдых бытовых отходов, а также на то, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером N " ... " является Российская Федерация, границы данного участка сформированы в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для прекращения исполнительных производств.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения прокурора в суд с исковым заявлением в " ... " году послужило отсутствие надлежащей организации по эксплуатации фактического полигона твёрдых бытовых отходов в с. Морозовка Омского района Омской области в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Из письма Администрации Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от " ... ", направленного в адрес Администрации Омского муниципального района Омской области, следует, что на территории Морозовского сельского поселения находится одна свалка в с. Морозовка, расположенная на территории пометохранилища птицефабрики "Племптица", которая представляет собой площадку без ограждения и без подъездной дороги к ней. В д. Ракитинка Морозовского сельского поселения нет свалки для твёрдых бытовых отходов и жители этой деревни также вынуждены вывозить свои отходы на свалку в с. Морозовка.
Решением Омского районного суда Омской области от " ... " фактически установлено, что на территории Морозовского сельского поселения действует несанкционированная свалка бытовых отходов, в связи с чем суд обязал Администрацию Омского муниципального района принять меры по организации полигона для твёрдых бытовых отходов в соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством.
" ... " Администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в суд заявлением о прекращении исполнительного производства, ссылаясь на невозможность формирования земельного участка, занятого полигоном твердых бытовых отходов, расположенного в границах Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в восточном направлении на расстоянии около 1 км от с. Морозовка, в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также принятия мер к приведению полигона в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Определением Омского районного суда Омской области от " ... ", оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от " ... ", заявление Администрации Омского муниципального района Омской области оставлено без удовлетворения.
Граница земельного с кадастровым номером N " ... " правообладателем которого является Российская Федерация, в соответствии с требованиями земельного законодательства на тот момент установлена не была. Его граница была определена в " ... " году.
В соответствии с заключением кадастрового инженера МУП "Центр кадастровых работ" ОМР от " ... " при проведении кадастровых работ по формированию земельного участка для размещения полигона твеёрдых бытовых отходов, расположенного в границах Морозовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в восточном направлении на расстоянии около 1 километра от с. Морозовка, выявлено, что образуемый земельный участок определяется в границах земельного участка N " ... "
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером N " ... " является Российская Федерация.
По договору N N " ... " от " ... " земельный участок с кадастровым номером N " ... " расположенный в границах Морозовского сельского поселения, передан Омским муниципальным образованием в аренду Организации научного обслуживания - "Экспериментальное племенное хозяйство Сибирского научно-исследовательского института птицеводства" ГНУ МНТЦ "Племптица" Российской академии сельскохозяйственных наук. В соответствии с дополнительным соглашением от " ... " к договору аренды земельного участка N N " ... " от " ... " земельный участок с кадастровым номером N " ... " был передан в аренду ООО "Сибирские колбасы".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в настоящее время земельный участок находится в субаренде ООО "Морозовская птицефабрика".
Из заключения, составленного кадастровым инженером МУП "Центр кадастровых работ" ОМР " ... " совместно с представителями Администрации Омского муниципального района и ТУ Росимущества по Омской области, следует, что земельный участок, в отношении которого Омским районным судом Омской области было вынесено решение по делу N " ... " и местоположение которого в данном решении было установлено: " ... ", представляет собой неровную поверхность земли поросшую травяной растительностью, частично занятую отходами жизнедеятельности птицы. Фактически в настоящее время земельный участок не используется для складирования твёрдых бытовых отходов.
Вместе с тем, фотоматериалы заключения кадастрового инженера свидетельствуют о наличии мусора на территории земельного участка.
Доказательств принятия администрацией своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также доказательств, свидетельствующих в том числе об устранении несанкционированной свалки на земельном участке, материалы дела не содержат.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с абзацем 16 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Обязанность по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов возложена на органы местного самоуправления пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета для органов местного самоуправления на осуществление деятельности в области обращения с отходами. Указанная деятельность, вопреки доводам Администрации Омского муниципального района Омской области, находится в сфере ее компетенции, а перераспределение полномочий в области обращения с отходами между муниципальными органами и органами государственной власти субъекта РФ не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Возможность исполнения решения суда от " ... " ответчиком в настоящее время по-прежнему не утрачена, оно может быть исполнено, как посредством заключения им соответствующего договора с ТУ ФА УГИ по Омской области относительно земельного участка, ранее используемого под свалку, так и посредством приведения данного земельного участка, не используемого под свалку в настоящее время, в соответствие с экологическими нормами.
Порядок и способ исполнения решения суда при определённых обстоятельствах разъясняет суд, его принявший.
Нарушений норм права, влекущих отмену определения, судом первой инстанции допущено не было, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
определение Омского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.