Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Цериградских И.В.
при секретаре Батура Н.С.
с участием прокурора Биенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании " ... " в городе Омске дело по административному исковому заявлению Труниной В. В., Лазарева Н. И. о признании недействующим в части приложение N " ... " к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года N 201,
установил:
10 декабря 2008 года Омским городским Советом принято решение N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - Решение N 201). Первоначальный текст документа опубликован в издании "Третья столица", N 69/1 от 19 декабря 2008 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила землепользования и застройки) в приложении N 1 к настоящим Правилам приведена карта градостроительного зонирования территорий города Омска.
В настоящее время оспариваемый нормативный правовой акт действует в редакции решения Омского городского Совета от 19 июля 2017 года N 561.
Указанным приложением в отношении земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... ", " ... ", установлена территориальная зона городского наземного транспорта (ИТ-2) (л.д. 76).
Трунина В.В., Лазарев Н.И., являющиеся собственниками земельного участка и расположенного на нем домовладения, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки в части установления территориальной зоны в отношении принадлежащего им земельного участка.
В обоснование требований указали, что на основании договоров дарения от " ... " и " ... " приобрели земельный участок и жилой дом, " ... " года постройки, площадью " ... " кв.м. Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером " ... " относится к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования "для жилищных нужд под строение".
Имея намерение осуществить строительство нового индивидуального жилого дома, они запросили градостроительный план земельного участка, установили, что земельный участок расположен в зоне городского наземного транспорта (ИТ-2). Возведение индивидуальных жилых домов в данных зонах не предусмотрено.
Также указали, что обращались в Администрацию " ... " с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки - в Карту градостроительного зонирования территории " ... " с тем, чтобы земельный участок с кадастровым номером " ... " находился в границах территориальной зоны Ж-1. Однако заявление осталось без удовлетворения, поскольку предложенные изменения не соответствовали схеме развития объектов транспортной инфраструктуры " ... " в составе Генерального плана муниципального образования городской округ " ... " области.
Ссылаясь на положения статей 30, 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также на необходимость учета существующего землепользования и прав собственников земельного участка, просили признать недействующим приложение N " ... " к Правилам землепользования и застройки в части установления территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... " (л.д. 8-12).
В судебном заседании представитель Труниной В.В. и Лазарева Н.И. - Харитонов А.Н. требования поддержал (л.д. 62).
Представитель Омского городского Совета Кондаков В.В. против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на то, что оспариваемые Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением предусмотренных порядка и процедуры принятия, подписаны должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями и официально опубликованы. Действующему федеральному законодательству оспариваемые нормы не противоречат (письменный отзыв - л.д. 79-82).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Биенко Н.В., полагавшей требование об оспаривании нормативного правового акта не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, утверждение правил землепользования и застройки.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
Омский городской Совет является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления города Омска (часть 1 статьи 10 Устава города Омска).
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 9 Устава города Омска к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относятся утверждение Генерального плана города Омска, правил землепользования и застройки.
Таким образом, обжалуемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. При принятии решения соблюдена процедура проведения публичных слушаний, подготовки заключения по результатам публичных слушаний.
Из материалов дела следует, что Трунина В.В. и Лазарев Н.И. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, категория земель - " ... ", местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: " ... "" ... ". Право собственности на " ... " долю в праве собственности на земельный участок зарегистрировано Лазаревым Н.И." ... ", Труниной В.В. - " ... " (л.д. 13, 14).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Трунина В.В. и Лазарев Н.И. являются также собственниками жилого дома общей площадью " ... " кв.м, расположенного на вышеуказанном земельном участке (л.д. 15, 16).
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования территорий " ... " (приложение N " ... " к оспариваемым Правилам) земельный участок с кадастровым номером " ... " полностью располагается в зоне городского наземного транспорта (ИТ-2) (л.д. 76).
Из содержания градостроительного плана земельного участка, подготовленного " ... " исполняющим обязанности директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации " ... ", также следует, что земельный участок с кадастровым номером " ... " расположен в территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ- 2, к основным видам разрешенного использования которого относятся: железнодорожные пути, конструктивные элементы железнодорожных сооружений (опоры путепроводов, автотранспортные переезды, виадуки); станции метрополитена, магистральные улицы общегородского и районного значения, улицы и дороги местного значения и др. (л.д. 29-37).
Пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ дано определение правил землепользования и застройки как документа градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6 и 7 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, содержащую границы территориальных зон, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7, 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Согласно пункту 2 части 3, подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения.
Из содержания схемы размещения объектов транспорта местного значения (в составе Генерального плана муниципального образования городской округ " ... " области, утвержденного решением Омского городского Совета от " ... "N " ... ") следует, что земельный участок с кадастровым номером " ... " расположен на магистрале общегородского значения регулируемого движения по " ... " (л.д. 77).
Отсутствие отражения границ территориальной зоны ИТ-2 (зона городского наземного транспорта) на данной территории в Правилах землепользования и застройки " ... " означало бы несоответствие нормативного правового акта Генеральному плану " ... " и противоречило бы требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в документах территориального планирования муниципального образования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на её развитие (изменение) в будущем.
Заявляя требование о признании оспариваемого решения Омского городского Совета недействующим в части, касающейся отнесения земельного участка с кадастровым номером " ... " к зоне ИТ-2, административные истцы указали, что нормативным правовым актом созданы препятствия к дальнейшей эксплуатации вышеуказанного земельного участка и расположенного на нем капитального строения, невозможности произвести строительство жилого дома.
Вместе с тем, данные обстоятельства не являются основаниями для признания нормативного правового акта недействующим.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 9 статьи 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Из вышеприведенных норм следует, что федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Вместе с тем частью 8 статьи 36 ГрК РФ и частью 4 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, отнесение вышеназванного земельного участка к зоне городского наземного транспорта (ИТ-2) не противоречит действующему градостроительному законодательству и не может нарушать права и законные интересы правообладателя земельного участка и объекта капитального строительства.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административных истцов и признания недействующим приложения N " ... " к Правилам в части отнесения земельного участка с кадастровым номером " ... " к территориальной зоне городского наземного транспорта (ИТ-2).
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований Труниной В.В., Лазарева Н.И. о признании недействующим приложения N " ... " к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ " ... " области, утвержденным решением Омского городского Совета от " ... "N " ... ", в части отнесения земельного участка с кадастровым номером " ... " к территориальной зоне городского наземного транспорта (ИТ2) отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Цериградских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.