Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Карачкиной Ю.Г., Савелькиной Г.О.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" об установлении административного надзора в отношении Селиванова М.П., поступившее по апелляционной жалобе и дополнению к апелляционной жалобе административного ответчика Селиванова М.П. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 14 апреля 2017 года.
Заслушав доклад председательствующего Юркиной И.В., выслушав заключение прокурора Власовой Ю.М. о законности решения суда, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии) обратилось в суд с административным иском об установлении в отношении Селиванова М.П. административного надзора сроком на три года с установлением административных ограничений в виде обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания четыре раза в месяц, запрета пребывания в организациях, связанных с реализацией алкогольной продукции в розлив, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов утра.
Административный иск мотивирован тем, что приговором ... районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ года Селиванов М.П. осужден по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к двенадцати годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Постановлением ... районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства Селиванова М.П. об условно-досрочном освобождении отказано. Срок наказания истекает 17 июля 2017 года. Осужденный Селиванов М.П. отбывает наказание в указанной колонии за совершение тяжкого преступления. К требованиям установленного порядка отбывания наказания относится не сознательно. Мероприятия воспитательного характера посещает по принуждению, не делает правильных выводов. На применяемые к нему меры воспитательного воздействия реагирует неправильно, продолжает нарушать установленный порядок отбывания наказания. За время отбывания наказания Селиванов М.П. допустил 136 нарушений правил установленного порядка отбывания наказания, за что 45 раз был водворен в штрафной изолятор, 9 раз объявлен выговор правами начальника учреждения, 82 раза объявлен устный выговор, 1 раз переведен в помещение камерного типа и 1 раз в единое помещение камерного типа, взыскания не сняты и не погашены. Селиванов М.П. имеет три поощрения. 1 февраля 2017 года Селиванов М.П. поставлен на профилактический учет по группе N "Склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка". Постановлением начальника исправительной колонии от ДД.ММ.ГГГГ Селиванов М.П. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем 20 марта 2015 года переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания. С учетом того, что осужденный Селиванов М.П. совершил тяжкое преступление, за время отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, административный истец просил установить в отношении Селиванова М.П. административный надзор сроком на три года с установлением административных ограничений в виде обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания четыре раза в месяц, запрета пребывания в организациях, связанных с реализацией алкогольной продукции в розлив, поскольку преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения, и запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22.00 часов до 06.00 часов утра, так как преступление совершено в ночное время.
Представитель административного истца ФКУ ИК-9 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного иска извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Селиванов М.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании прокурор Алексеев Д.А. полагал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Решением ... районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Селиванова М.П. установлен административный надзор сроком на три года со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, с установлением административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов утра, запрета посещения мест, связанных с реализацией алкогольной продукции в розлив, и обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации три раза в месяц.
На данное решение административным ответчиком Селивановым М.П. поданы апелляционная жалоба и дополнение к апелляционной жалобе на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе Селиванов М.П. указал, что суд первой инстанции не предоставил ему возможности ознакомиться с материалами дела, связаться с его представителем, а также участвовать в судебном заседании. Кроме того, судом первой инстанции при вынесении решения не принято во внимание его состояние здоровья, место проживания и наличие на его иждивении ребенка.
Представитель административного истца ФКУ ИК-9 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, административный ответчик Селиванов М.П. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в полном объеме по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к апелляционной жалобе, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приговором ... районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Селиванов М.П. осужден по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к двенадцати годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Совершенное Селивановым М.П. преступление, предусмотренное частью 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к особо тяжким (статья 15 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Постановлением начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии от 14 марта 2015 года Селиванов М.П. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Материалами дела также подтверждается, что за время отбывания наказания в местах лишения свободы Селиванов М.П. допустил 136 нарушений правил установленного порядка отбывания наказания, за что 45 раз был водворен в штрафной изолятор, 9 раз объявлен выговор правами начальника учреждения, 82 раза объявлен устный выговор, 1 раз переведен в помещение камерного типа и 1 раз в единое помещение камерного типа, взыскания не сняты и не погашены. Селиванов М.П. имеет три поощрения. 1 февраля 2017 года Селиванов М.П. поставлен на профилактический учет по группе N "Склонные к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка".
С учетом вышеприведенных положений законодательства и материалов дела Селиванов М.П. является лицом, в отношении которого подлежит установлению административный надзор, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно установилв отношении Селиванова М.П. административный надзор на срок три года.
При установлении Селиванову М.П. административных ограничений в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации три раза в месяц, запрета посещения мест, связанных с реализацией алкогольной продукции в розлив, и запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", исходил из целей и задач административного надзора, имеющихся в деле характеризующих сведений о личности Селиванова М.П. и обстоятельств совершенного им преступления.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции должным образом мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" судом первой инстанции в деле применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу и дополнение к апелляционной жалобе Селиванова М.П. на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 14 апреля 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи Ю.Г. Карачкина
Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.