Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Быстрова О.В.,
судей Шурловой Л.А., Ситьковой О.Н.
с участием секретаря Богдановой Е.В.
при участии прокурора Беланова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края М.В. Тютюнникова на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 07 июня 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора в интересах Бабахановой Е.Н. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.
установила:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Бабахановой Е.Н. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указано, в соответствии со ст. Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Бабаханова Е.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в который была включена Бабаханова Е.Н. 09.03.2017 N 138-пд по ее заявлению, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако до настоящего времени жилое помещение ей непредоставлено.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 07 июня 2017 года исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения. На указанное решение суда прокурором в интересах Бабахановой Е.Н. подано апелляционное представление.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, поскольку судом не принято во внимание то обстоятельство, что Бабаханова Е.Н. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, принята на учет и согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан без соблюдения какого либо порядка очередности. При принятии решения судом не в полном объеме исследованы нормы, предусмотренные законодательством.
Возражения на апелляционное представление не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела почтовым отправлением, что подтверждается уведомлением о вручении заказной почтовой корреспонденции, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав процессуального истца прокурора Беланова В.В. поддержавшего доводы апелляционного представления о наличии оснований к отмене решения суда, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявления Бабахановой Е.Н. в адрес прокурора Шпаковского района о защите прав, Бабаханова Е.Н. родилась **.**.**** года в с.***Ставропольского края. С 20.08.1984 (архивная выписка N 0441 из решения органа местного самоуправления N 397) находилась в детском доме, родители Распопова В.Н. и Распопов Н.Г. лишены родительских прав по решению Изобильненского райнарсуда от 27.01.1984 года. С 20.05.1989 года над Бабахановой Е.Н. установлена опека тети- Чавычаловой Л.Н. 11.06.1997 года закончила Шпаковскую вечернюю среднюю образовательную школу. Бабаханова Е.Н. вступила в зарегистрированный брак 19.08.2009 года с Бабахановым П.М. 27.02.2017 года обратилась с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного фонда согласно ФЗ от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и включена в сводный список лиц на обеспечение жилым помещением в 2017 году. Сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости отсутствуют.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку уполномоченный орган, поставив Бабаханову Е.Н. на учет и включив в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения ее жильем, не отказывает в предоставлении ей жилья, спор между субъектами правоотношений отсутствует.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с правовой позицией суда.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Аналогичные положения содержатся и в статье 8 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 г. N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. Указанная позиция изложена и в Определении Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N 20-КГ17-4.
В то же время судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Федеральным законом N 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно абзацу 4 статьи 1 указанного закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке ( на предоставление жилого помещения).
По смыслу названных норм предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Как следует из материалов дела, Бабаханова Е.Н. впервые обратилась с соответствующим заявлением о предоставлении жилого помещения 27.02.2017 года в возрасте 38 лет 3 месяца. Бабахановой Е.Н. исполнилось 18 лет 25 дней на дату принятия Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, из преамбулы закона его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Истицей не представлено доказательств, что она обращалась с заявлением о включении ее в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, с заявлением о предоставлении жилого помещения до достижения ею возраста 23-х лет, на момент обращения истицы в суд ее возраст составляет 38 лет и в настоящее время она не может относиться к категории лиц, установленных вышеуказанным Федеральным законом.
В силу вышеприведенных норм права на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истица должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об обращении опекуна до достижения истцом 18-летнего возраста, в орган местного самоуправления для обеспечения ее жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, материалы дела не содержат, также как отсутствуют доказательства того, что сама Бабаханова Е.Н. с момента достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет предпринимала попытки встать на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей, при обращении с заявлением о включении ее в список достигла возраста 38 лет, то судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, по ранее действовавшему порядку лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имели право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма вне очереди при условии постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании поданных ими заявлений.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Следовательно, право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были признаны в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, но не реализовали право на его получение до 01 января 2013 года, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
В утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20.11.2013 "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" разъяснено, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
С учетом изложенного правовые основания для удовлетворения исковых требований о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отсутствуют. Поскольку постановленным решением достигнут тот же правовой результат ввиде отказа в удовлетворении иска, судебная коллегия полагает возможным не принимать новый судебный акт, доводы апелляционного представления оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 23 января 2017 года- оставить без изменения, апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.