Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Быстрова О.В.
судей Шурловой Л.А., Ситьковой О.Н.
с участием секретаря Богдановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истцов на решение Георгиевского городского суда от 12 июля 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Муха А.С., Муха И.А., в своих интересах и интересах несовершеннолетних Муха Веры Александровны, Бондаренко Д.Р. к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в списки граждан на получение единовременной материальной, финансовой помощи, государственных жилищных сертификатов, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.
установила:
Истцы в обоснование иска указали, что семья фактически проживает в домовладении по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, с. Краснокумское, ул. Красная, дом ***, с 18 апреля 2017 года. Приобрели дом на основании договора купли-продажи недвижимости с ипотекой в силу закона по 1/4 доли за каждым. Однако истцы по месту жительства ул. Красная, д. ***, не были зарегистрированы, поскольку ранее проживали по другому адресу и до сих пор зарегистрированы по иным адресам: Муха А.С. с. Краснокумское ул. Юбилейная, **; Муха И.А. по адресу: г. Георгиевск, ул. Ульянова, ***. В результате чрезвычайной ситуации в мае 2017 дом по ул. Красная, д. *** земельный участок был подтоплен, смыло плодородный слой, жилой дом стал непригодным для проживания, утрачено имущество первой необходимости. Отказано о включении в список граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи связи с утратой имущества первой необходимости, поскольку на момент чрезвычайной ситуации не были зарегистрированы в указанном жилом доме. Согласно техническому заключению жилое помещение пострадало в результате подтопления, общее состояние оценивается как непригодное для проживания, эксплуатация создает угрозу жизни и здоровью граждан. Во включении в списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов в связи с утратой жилого дома, отказано в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Истцы просят суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации подтопления на территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года;
признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей на одного человека;
обязать администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации 25-28 мая 2017 года;
признать за ними право на получение государственных жилищных сертификатов, как граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации; обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края включить их в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате от чрезвычайной ситуации.
Обжалуемым решением исковые требования Муха А.С., Муха И.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Муха В.А., Бондаренко Д.Р.- удовлетворены частично. Суд постановилпризнать истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации подтопления на территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года; признал за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей на одного человека; обязал администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края включить истцов в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации 25-28 мая 2017 года. В удовлетворении иска в части требований о признании за истцами права на получение государственных жилищных сертификатов, как граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате от чрезвычайной ситуации- отказано.
Решение суда в части обязания включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе истцы не согласны с решением суда в части отказных требований, просят отменить с удовлетворением иска, поскольку жилое помещение является непригодным для проживания. Не были зарегистрированы по адресу проживания по уважительной причине, поскольку 18.04.2017 года заключен договор купли-продажи жилого помещения, которое утрачено в связи с наводнением и в котором семья проживала постоянно с апреля 2017 года, а спустя 1 месяц 9 дней наступила чрезвычайная ситуация. В связи с юридическим оформлением договора купли-продажи с участием заемных средств и материнского капитала, не могли быть зарегистрированы по месту жительства до перечисления средств материнского капитала по договору.
В отзыве на жалобу ответчик Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края в лице представителя Томашева В.В. просит оставить решение без изменения.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, считая их извещенными надлежащим образом.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения истцов, поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению жалобы.
В соответствии со ст. 1 Федерального Конституционного закона РФ от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", ст. 7 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного, характера" (абз. 5) ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности 24 мая 2017 года в связи с возникновением чрезвычайной ситуации федерального характера с 24 мая 2017 года решилаввести режим функционирования Чрезвычайная ситуация для органов управления и сил территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского, Ставропольского краёв, Иркутской области и установить федеральный уровень реагирования.
Распоряжением губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 344р о введении режима чрезвычайной ситуации, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2017 года N 1192-р в 2017 году - Правительству Ставропольского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации, по предупреждению и ликвидации чрезвычайный ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, выделены бюджетные ассигнования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи с ипотекой в силу закона от 18.04.2017 года жилой дом и закрепленный за ним земельный участок, расположенные по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, с. Краснокумское, ул. Красная, д. ***, принадлежат истцам Муха А.С., Муха И.А., Муха В.А. и Муха Д.Р. на праве общей долевой собственности по 1/4 доле в праве каждого, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
По месту жительства по названному адресу истцы не были зарегистрированы, поскольку ранее проживали и были зарегистрированы по иным адресам ( Муха А.С. с. Краснокумское, ул. Юбилейная, * и Муха И.А. по адресу: г. Георгиевск, ул. Ульянова, ***).
Указанный жилой дом находился в зоне затопления в результате наводнения 25-27 мая 2017 года, что подтверждается постановлением исполняющего полномочия главы Георгиевского городского окру Ставропольского края от 16 июня 2017 года N 849 (приложение N1).
Согласно акту от 31.05.2017 года обследования уполномоченной комиссией субъекта имущества, поврежденного, разрушенного в результате чрезвычайной ситуации жилой указано, что дом, расположенный по адресу Ставропольский край, Георгиевский район, с. Краснокумское, ул. Красная, д. *** пострадал в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в 25-28 мая 20 года. Перечень поврежденного имущества указан в акте, как то: котел отопительный стоимостью 15000 рублей, стиральная машина 25000 рублей, холодильник 25000 рублей, тумба 7000 рублей, спальный гарнитур 35000 рублей, детская кровать 7000 рублей, шкаф 4 шт. 30000 рублей. Стоимость пострадавшего имущества 144 тыс. руб. Степень повреждения имущества - полная. Сумма оказания помощи - 400 тыс. руб.
В обоснование технической непригодности жилого дома к проживанию истцами представлено заключение ООО "Промышленное гражданское строительство изыскания. Проектирование. Строительство" по обращению истца от 07.06.2017 года. Специалистом ООО по результатам обследования жилого дома по адресу с. Краснокумское, ул. Красная, д. *** указано, что жилое помещение пострадало в результате подтопления на территории Георгиевского городского округа 27 мая 2017 года, непригодное для проживания, эксплуатация здания создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Решения межведомственной комиссии о непригодности спорного жилого дома к проживанию, иного заключения межведомственной комиссией не выносилось, жилой дом непригодным для проживания не признавался, данных об обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию не имеется.
Администрацией Георгиевского городского округа было отказано во включении Муха И.А. и членов ее семьи в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, поскольку они не имеют регистрации по месту жительства, а факт их проживания в указанном жилом доме не установлен.
Суд данный отказ признал необоснованным, поскольку в судебном заседании установлено что семья Муха А.С., Муха И.А., несовершеннолетние дети фактически проживают по адресу: Ставропольский край, Георгиевский край с. Краснокумское, ул. Красная, д. ***, с 18 апреля 2017 года, что подтверждено показаниями свидетелей Муха Н.И., УУП МО МВД России Георгиевск Овчинникова С.В., а также в совокупности исследованным письменными доказательствам.
Решение в указанной части сторонами не оспаривается и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Истцы со ссылкой на разъяснения "Обзора судебной практики по делам связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации" не согласны с решением суда в части отказа в части требований о признании права на получение государственных жилищных сертификатов, возложении обязанности по включению их в соответствующий список граждан, поскольку жилое помещение является непригодным для проживания. Не были зарегистрированы по адресу проживания по уважительной причине, о чем изложено в апелляционной жалобе.
Отказ суда в обжалуемой части основан на том, что удовлетворение таких требований возможно при одновременном наличии следующих условий: постоянного проживания на момент стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска в отказной части требований, а доводы апелляционной жалобы неубедительными.
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015, право на выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий:
постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении;
утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата. Таких обстоятельств в совокупности по настоящему спору не установлено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 213 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 213 ) редакция пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 была уточнена в части условий, при наличии которых граждане приобретают право на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно названной норме государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным (абзацы второй, третий пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 213).
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 835, от 12 марта 2015 г. N 213 были внесены изменения также и в Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Как следует из приведенных нормативных положений, на момент обращения в суд с требованием о признании права на получение государственного жилищного сертификата была подробно регламентирована правоприменительная процедура реализации права граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата.
В таком же порядке осуществляется включение в утвержденный список дополнительных граждан, а именно: с соблюдением установленной процедуры, то есть проверки наличия всех условий приобретения гражданами права на получение государственного жилищного сертификата и прохождения согласований, предусмотренных пунктом 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
В полномочия администрации и иных ответчиков по спору не входит вопрос о выпуске государственных жилищных сертификатов.
Таким образом, из указанных положений в совокупности следует, что необходимыми условиями для получения лицом ГЖС являются:1) гражданство РФ;2) постоянное проживание в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями; 3) наличие регистрации в указанном помещении; 4) утрата жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Таких обстоятельств в совокупности по настоящему спору не установлено.
Установление лишь факта проживания в разрушенном в результате паводка жилом доме не является основанием для включения в список на получение государственного жилищного сертификата, поскольку для включения в список необходима совокупность условий, установленных действующим законодательством.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 331, 333, 334, 335 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Георгиевского городского суда от 12 июля 2017 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.