Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего: Мясникова А.А.,
судей краевого суда: Журавлевой О.В. и Загорской О.В.,
при секретаре судебного заседания Тациевой А.С.,
по докладу судьи Журавлевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе администрации Минераловодского городского округа
на решение Минераловодского городского суда от 06 июля 2017 года
по иску Минераловодского межрайонного прокурора к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о возложении обязанности подготовить необходимую техническую документацию по сетям водоотведения, о возложении обязанности обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛА:
Минераловодский межрайонный прокурор обратился в Минераловодский городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства - Российской Федерации с исковым заявлением к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, в обоснование которого указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего законодательства при эксплуатации централизованных систем водоотведения (канализационные сети), расположенных на территории пос. Анджиевский Минераловодского городского округа Ставропольского края. Проверкой установлено, что в установленном законом порядке право собственности на централизованные системы водоотведения (канализационные сети) пос. Анджиевский Минераловодского городского округа Ставропольского края, предназначенные для водоотведения жидких бытовых отходов в пос. Анджиевский, в настоящее время не зарегистрировано.
Сети водоотведения (канализационные сети) предназначены для водоотведения жидких бытовых отходов населения, проживающего на территории пос. Анджиевский Минераловодского городского округа. Обеспечение надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического сетей водоотведения (канализационные сети), своевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации сетей, предупреждают возникновение чрезвычайных ситуаций и гарантируют бесперебойное предоставление коммунальных услуг по водоотведению потребителей, проживающих на территории муниципального образования Минераловодского городского округа.
Согласно информации, предоставленной филиал ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Южный" Производственно-техническое подразделение Минераловодское, указанные сети водоотведения, расположенные в пос. Анджиевский, на балансе филиал ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Южный" Производственно-техническое подразделение Минераловодское не состоят. Согласно информации, представленной администрацией Минераловодского городского округа, указанные сети водоотведения являются бесхозяйными и в реестре муниципального имущества не значатся.
Просит суд возложить на администрацию Минераловодского городского округа обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда подготовить необходимую техническую документацию по сетям водоотведения, расположенным в пос. Анджиевский Минераловодского городского округа Ставропольского края:
- по ул. Речная, диаметром 150мм, протяженностью 150 м., диаметром 225мм, протяженностью 195м.;
- по ул. Заводская, 28, диаметром 100 мм, протяженностью 54 м.;
- по ул. Заводская, д.30, диаметром 100 мм, протяженностью 60м.;
- по ул. Трудовая, диаметром 200 мм, протяженностью 730 м.;
- по ул. Трудовая, д.35, диаметром 150 мм, протяженностью 110 м.;
- по ул. Советская, диаметром 300 мм, протяженностью 160 м., диаметром 200 мм, протяженностью 200 м.;
- по ул. Московская, 1, диаметром 150 мм, протяженностью 55 м.;
- по ул. Московская, 1 а, диаметром 150 мм, протяженностью 20 м.;
- по ул. Советская, 1,3,5, диаметром 100 мм, протяженностью 338 м., а также обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет указанных бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Решением Минераловодского городского суда от 06 июля 2017 года иск удовлетворен. Суд обязал администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу подготовить необходимую техническую документацию и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных сетей водоотведения, расположенных в пос. Анджиевский Минераловодского городского округа Ставропольского края:
09.06.2014 по ул. Речная, диаметром 150 мм, протяженностью 150 м., диаметром 225 мм, протяженностью 195 м.;по ул. Заводская, 28, диаметром 100 мм, протяженностью 54 м.;по ул. Заводская, д.30, диаметром 100 мм, протяженностью 60м.;по ул. Трудовая, диаметром 200 мм, протяженностью 730 м.;по ул. Трудовая, д.35, диаметром 150 мм, протяженностью 110 м.;по ул. Советская, диаметром 300 мм, протяженностью 160 м., диаметром 200 мм, протяженностью 200 м.;по ул. Московская, 1, диаметром 150 мм, протяженностью 55 м.;по ул. Московская, 1 а, диаметром 150 мм, протяженностью 20 м.;по ул. Советская, 1,3,5, диаметром 100 мм, протяженностью 338 м.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности Митрополова О.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник межрайонного прокурора О.А. Лейбич просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
05 октября 2017 года в судебную коллегию поступило ходатайство представителя администрации Минераловодского городского округа О.В. Митрополовой о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав прокурора Протасову О.Б., признав возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о дне слушания дела надлежащим образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из доводов апелляционной жалобы следует, что судом нарушены нормы материального права. Прокурором не было представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении действиями администрации прав неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился прокурор. Суд не принял во внимание, что между администрацией и ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" установлен разумный срок для постановки на учет бесхозяйных сетей водоотведения до 01 августа 2017 года. Доказательств того, что администрация уклоняется от исполнения обязательств, суду не представлено. В данном случае предметом иска является постановка на учет бесхозяйных сетей водоотведения, а не признание права собственности на них, а потому избранный прокурором способ защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не соответствует содержанию нарушенного права и спорному правоотношению, характеру и последствиям нарушения. Требования прокурора о возложении на администрацию обязанности по подготовке необходимой технической документации не основаны на законе, поскольку действующим законодательством РФ не предусмотрено предоставление в орган регистрации прав какой - либо технической документации для постановки на учет недвижимого имущества как бесхозяйного.
Указанные доводы жалобы коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, в ходе проверки минераловодской межрайонной прокуратуры было установлено, что право собственности на централизованные системы водоотведения ( канализационные сети) пос. Анджиевский Минераловодского городского округа, предназначенные для водоотведения жидких бытовых отходов, в настоящее время не зарегистрировано.
Факт того, что системы водоотведения, указанные прокурором в иске, являются бесхозяйными, ответчиком не оспорен.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоотведения.
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу положений пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также абзаца 4 пункта 1 Приложения N 3 к этому постановлению объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) передаются в муниципальную собственность городов.
Таким образом, учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спорные сети водоотведения, расположенные на территории муниципального образования - Минераловодского городского округа, относятся к недвижимому имуществу и подлежат постановке на учет в установленном законом порядке. При этом обязанность по подготовке соответствующей технической документации и подаче заявления в регистрирующий орган законом возложена на орган местного самоуправления, которым в данном случае является администрация Минераловодского городского округа.
Ссылка апеллянта на то, что между администрацией и ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" установлен разумный срок для постановки на учет бесхозяйных сетей водоотведения до 01 августа 2017 года, не влечет отмену решения суда.
Согласно письму ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Южный" от 14.04.2017 года исх. N 36-04\2702 администрация Минераловодского городского округа передала на обслуживание ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - "Южный" бесхозяйные объекты централизованных систем водоотведения ( канализационные сети) до 01 августа 2017 года на время проведения мероприятия по постановке на государственный учет бесхозяйных объектов.
Как следует из письма Управления имущественных отношений администрации Минераловодкого городского округа СК от 28.06.2017 исх. N 1590\10, в срок до 01.08.2017 года Управлением имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа планируется осуществить постановку бесхозяйных объектов водоотведения на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
На день вынесения решения суда доказательства того, что обязанность по постановке на учет систем водоотведения ответчиком была исполнена, в деле не имеется. В указанных выше письмах содержится информация только о планируемой дате о постановке на учет систем водоотведения.
Довод администрации о недоказанности прокурором нарушения прав неопределенного круга лиц является несостоятельным, поскольку сети водоотведения предназначены для водоснабжения населения, проживающего на территории муниципального образования, а отсутствие их собственника и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных сетей, устранении аварий в процессе эксплуатации сетей, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ. Отсутствие указанных мер по обеспечению надлежащего технического состояния бесхозяйных водопроводных сетей не гарантирует бесперебойное предоставление коммунальных услуг по водоснабжению потребителей, предусмотренное пп. "в" п. 3, пп. "а" п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций. Данные обстоятельства безусловно затрагивают права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и санитарно- эпидемиологическое благополучие населения, в интересах которых прокурор и обратился в суд.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, поскольку суд оценил доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда от 06 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.