Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Быстрова О.В.
Судей Тепловой Т.В., Шурловой Л.А.
с участием секретаря Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 октября 2017 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе Петров А.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19 июля 2017 года
по исковому заявлению Петров А.Ю. к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты
УСТАНОВИЛА:
Петров А.Ю. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе N 37 от 30 мая 2016г. в части, касающейся отказа Петров А.Ю. и членам его семьи в постановке на учет для -получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложении обязанности на Федеральную службу исполнения наказаний России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Петров А.Ю. с составом семьи из трех человек: Петров А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга - ФИО3, 1" февраля 1980 года рождения, дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГг.; признании незаконными действия комиссии УФСИН России по "адрес" по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по предварительной проверке сведений, содержащихся в документах Петров А.Ю., представленных для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N.
В обоснование иска Петров А.Ю. указал, что он проходил службу в системе ФСИН России с общей продолжительностью службы в календарном исчислении на момент подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ - 14 лет 04 месяца 27 дней, что на основании ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", предоставляет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к директору ФСИН России Корниенко Г.А. с рапортом о принятии его и членов семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N. К данному рапорту были приложены все необходимые, в соответствии с законодательством РФ в данной сфере правоотношений, документами, подтверждением чего является опись документов и справка секретаря комиссии УФСИН России по СК от ДД.ММ.ГГГГ.
В конце февраля 2014 года он получил выписку из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, он обратился с рапортом в УФСИН России по СК ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи - 3 человека: Петров А.Ю., супруга - ФИО21 О.А., 1980 г.р., дочь - ФИО4, 2004г.р., выслуга лет в календарном исчислении на день подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ - 14 лет 04месяца 27 дней, в Книге учета заявлений (рапортов) зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ под номером 109. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы Петров А.Ю. не предоставлялась. На учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы не состоит. Петров А.Ю. и члены его семьи зарегистрированы по адресу: "адрес", комнаты 15, 16. Данное жилое помещение общей площадью 21,4 кв. м принадлежит на праве собственности ФИО21 О.А. и ФИО4 по 1/2 доле за каждым.
Все документы представлены в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN в полном объеме, замечаний по их оформлению у членов комиссии нет.
Комиссия УФСИН России по СК постановиланаправить его заявление (рапорт) и приложенные к нему документы в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его с семьей (состав семьи 3 человека) на учет для получения ЕСВ. Протокол N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения утвержден председателем комиссии - заместителем начальника УФСИН России по СК Виноградовым В.В.
Комиссия ФСИН России с момента получения его документов до 28.03.2017г. не оповестила его о принятом решении, и он вынужден был обратиться в Интернет - приемную ФСИН России.
В начале апреля 2017г. на свое обращение он получил ответ начальника УКСНЭР ФСИН России Дурнева В.А. N ОГ-20-10994 от 28.03.2017г., в соответствии с которым его документы, направленные в комиссию ФСИН России, рассмотрены на заседании ФСИН России 30.05.2016г. (протокол N).
Согласно выписки из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Петров А.Ю., 11.01.1976г.р., обратился с рапортом в территориальную подкомиссию 29.01.2014г. о принятии на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 14 лет. Состав семьи 3 человека: заявитель, супруга - ФИО3, 1980г.р., дочь - ФИО4, 2004г.р. Он с 09.11.2013г., супруга с 2005г., и дочь с 2008г. по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 21,4 кв.м, по адресу: "адрес", 16, принадлежащем на праве общей долевой собственности супруге и дочери заявителя по 1/2 доли в праве каждой. По данному адресу представлен финансовый лицевой счет и выписка из домовой книги, согласно которой на указанной площади постоянно зарегистрировано 3 человека.
Ранее истец с 1992 по ДД.ММ.ГГГГ был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 64,4 кв.м, по адресу: "адрес", собственником является его отец. По данному адресу представлен финансовый лицевой счет и выписка из домовой книги, согласно которой на указанной площади было постоянно зарегистрировано 4 человека. Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории РФ Петров А.Ю. и члены его семьи не имеют. Ранее Петров А.Ю. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не представлялось. Ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году.
Действия комиссии ФСИН России, вытекающие из выписки из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ считает необоснованными и незаконными.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии УФСИН России по СК N от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о направлении документов для получения Петров А.Ю. и членами его семьи единовременной социальной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Петров А.Ю. с семьей в составе из 3 человек (он, супруга и дочь).
Комиссия ФСИН России рассмотрела его заявление со значительным превышением установленного законом трехмесячного срока, а именно ДД.ММ.ГГГГ, а выписку из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ отправили в его адрес только ДД.ММ.ГГГГ и только после его обращения в Интернет-приемную ФСИН России, что подтверждается уведомлением начальника УКСНЭР ФСИН России Дурнева В.А. N ОГ-20- 10994 от ДД.ММ.ГГГГ, что является грубейшим нарушением п.23 раздела IV "Принятие решений Комиссией ФСИН России", согласно которого выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии, а Территориальные подкомиссии и Подкомиссии не позднее трех рабочих дней со дня получения выписок из решений Комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.
ДД.ММ.ГГГГ им директору ФСИН России Корниенко Г.А. подан рапорт о принятии его и членов семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N с описью документов согласно п.5 Правил, зарегистрированный в Книге учета заявлений (рапортов) под N от 29.01.2014г., что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии УФСИН России по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно- исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с указанной выпиской из протокола, территориальная подкомиссия провела проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты и представленных документов для получения им единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в п. 5 Правил, а также, установленному порядку их оформления в течении 20 рабочих дней со дня регистрации рапорта. Комиссия УФСИН России по СК не выявила в переданных им документах недостатков, и соответственно не возвратила их ему с указанием в письменном виде причин возврата, и в 18-дневный срок со дня регистрации рапорта рассмотрела его на заседании комиссии УФСИН России по СК документы для получения единовременной выплаты и ДД.ММ.ГГГГ приняла решение об их направлении в комиссию ФСИН России с указанием в протоколе заседания указанных подкомиссией оснований принятого решения.
Из выписки из протокола комиссии ФСИН России N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он с 09.11.2012г., супруга с 2005г. и дочь с 2008г. по настоящее время постоянно зарегистрированы (и проживали совместно) по адресу: "адрес",л.Лермонтова,239/1, "адрес", 16. Однако, он и члены его семьи совместно проживали за последние 5 лет до подачи заявления (рапорта), т.е. с 29.01.2009г. по 29.01.2014г. по адресу: "адрес", 16, что подтверждается копиями финансовых лицевых счетов и выписками из домовых книг по вышеуказанному адресу.
Подтверждением того обстоятельства, что он был только зарегистрирован у своих родителей с 1992г., а фактически проживал совместно с членами своей семьи с 2005г. по настоящее время является справка N от 29.03.2017г., выданная ФИО21 О.А. (супруга) о том, что она с составом семьи 3 человека проживали совместно с 2005г. по адресу: Ставрополь, "адрес", 16: супруг - Петров А.Ю., 11.01.1976г.р. и дочь - ФИО4,21.04.2004г.р.
Ни он, ни члены его семьи не проживали с 29.01.2009г. по 29.01.2014г. по адресу: "адрес". Соответственно, он ранее был только зарегистрирован у своих родителей, а проживал совместно со своей семьей.
Признание незаконным отказа комиссии ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложение на заинтересованное лицо обязанности в постановке его и членов его семьи на такой учет в полной мере восстановит нарушенное право.
О нарушении своих прав и охраняемых законом интересов, ему стало известно в конце марта 2017 года, после получения уведомления начальника УКСНЭР ФСИН России Дурнева В.А. Nог-20-10994 от 28.03.2017 о направлении ему выписки из протокола N37 Комиссии ФСИН России от 30.05.2016.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований Петров А.Ю. к ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты - отказано.
В апелляционной жалобе Петров А.Ю. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивируя тем, что судом не дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам, имеющим значение дела. Вывод комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ в соответствии с п. 12 Правил, в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году, является несостоятельным и незаконным, поскольку от имеет общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет, имеет право на постановку на учет для получения ЕСВ, ранее ЕСВ не выдавалось. Он предоставил все необходимые документы, подтверждающие наличие у него условий, необходимых
для постановки на
учет для получения ЕСВ. Он и члены его семьи не совершали действий, повлекших ухудшение жилищных условий, связанных с
требованиями ч. 8
ст.4 Закона, что подтверждено комиссией
УФСИН
России по
СК в протоколе N3 от 17.02.2014.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав истца Петрова А.Ю. и его представителя Волкова А.П., просивших апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, удовлетворив его требования в полном обьеме, представителя ответчика УФСИН России по СК - Андрееву Н.В., просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как установлено судом первой инстанции Петров А.Ю. с 09.11.2013, супруга с 2005 года и дочь с 2008 года постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 21,4 кв.м, по адресу: "адрес", 16, принадлежащем на праве общей долевой собственности супруге и дочери истца по 1/2 доле в праве за каждой.
По данному адресу представлен финансовый лицевой счет и выписка из домовой книги, согласно которой на жилплощади постоянно зарегистрировано 3 человека.
Ранее истец с 1992 по 07.11.2013 был постоянно зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 64,4 кв.м., по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности отцу истца Петрову Ю.С. По смыслу ст.31 ЖК РФ он являлся членом семьи собственника жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходи из того, что истец после ухудшения жилищных условий, спустя месяц подал документы в территориальную комиссию УФСИН России по Ставропольскому краю, в связи с чем Комиссия ФСИН России при принятии решения посчитала действия Петрова А.Ю. намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Такие действия истца в силу положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЭ привели к решению комиссии к отказу в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее, чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19 июля 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.