Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Огородник В.Ф.,
с участием : административного истца - Лынник Олега Николаевича,
представителей административного ответчика - Совета депутатов с. Левокумского Левокумского района Ставропольского края - Карабутовой Татьяны Степановны, Зеленова Алексея Николаевича, Токарева Анатолия Николаевича,
представителя прокуратуры Ставропольского края - Колячкиной Инны Викторовны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы с. Левокумского Левокумского района Ставропольского края Лынник Олега Николаевича к Совету депутатов с. Левокумского Левокумского района Ставропольского края о признании нормативного правового акта не действующим полностью,
установил:
08 июня 2017 года в Ставропольский краевой суд поступило административное исковое заявление главы села Левокумского Левокумского района Ставропольского края Лынника О.Н., заявленного в интересах муниципального образования села Левокумского и неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования села Левокумского к Совету депутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края о признании не действующим с даты его принятия решения Совета депутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края от 24 апреля 2017 года N 221 "О проведении конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края", как не соответствующего законодательству Российской Федерации.
Лынник О.Н., проживающий на территории муниципального образования села Левокумского, и являющийся на время рассмотрения настоящего дела в суде действующим главой этого муниципального образования, в обоснование указанных исковых требований сослался на то, что 24 апреля 2017 года Советом депутатов села Левокумского принято решение N 221 "О проведении конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края", которое опубликовано 02 мая 2017 года в официальном издании Совета депутатов села и администрации села - "Информационный вестник" N 15 (237) и 03 мая 2017 года размещено на официальном сайте администрации села Левокумского. Данное решение Совета депутатов села Левокумского является нормативным правовым актом, поскольку вводимое им правовое регулирование обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, на урегулирование общественных отношений, связанных с избранием главы села путем проведения конкурса на должность главы села Левокумского Левокумского района. Пункт 1 решения нарушает его права, свободы и законные интересы, а также права неопределенного круга лиц - граждан, реализующих право на местное самоуправление через органы местного самоуправления, и категории граждан, которые могут быть избранными посредством проведения конкурса на должность главы села Левокумского.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 ч. 4 Закона Ставропольского края от 02 марта 2005 года N 122-кз "О местном самоуправлении в Ставропольском крае" срок полномочий главы сельского поселения составляет пять лет. Пунктом 2 ст. 30 Устава муниципального образования села Левокумского установлено, что глава поселения избирается сроком на пять лет.
Решением Совета депутатов села Левокумского от 21 февраля 2017 года N 214 внесены изменения в Устав муниципального образования села Левокумского, предусматривающие новый порядок избрания главы поселения на конкурсной основе. Данное решение зарегистрировано в ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю 15 марта 2017 года, опубликовано и вступило в силу 27 марта 2017 года.
Частью 2 данного решения закреплено, что положения об избрании главы поселения представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет, применяются после истечения срока полномочий главы муниципального образования села Левокумского, избранного до вступления в силу решения.
Статьей 8 Федерального закона от 12 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что срок, на который избираются органы местного самоуправления, и срок полномочий указанных органов устанавливается уставами муниципальных образования. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов.
Пунктом 1 ст. 81.1 указанного Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2012 года установлено, что если срок полномочий органа местного самоуправления, либо депутатов указанных органов истекает после 31 декабря 2012 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок. В силу п. 2 данной статьи сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации п. 1 настоящей статьи перенесены на более поздний срок, соответственно, продлеваются, а сроки полномочий органов и депутатов, выборы которых в результате реализации указанного пункта перенесены на более ранний срок - сокращаются.
Таким образом, срок полномочий административного истца - главы села Левокумского, избранного в соответствии с постановлением территориальной избирательной комиссии Левокумского района от 06 марта 2012 года N 47/398 главой села и вступившего в должность 12 марта 2012 года в соответствии с постановлением территориальной избирательной комиссии от 12 марта 2012 года N 49/547 истекает после проведения выборов, которые должны состояться не ранее 10 сентября 2017 года в силу императивного требования Федерального закона N 67-ФЗ. При этом, издания правового акта о продлении, либо сокращении срока полномочий Федеральным законом не предусмотрено.
Пунктом 1 решения Совета депутатов села Левокумского от 24 апреля 2017 года N 221 "О проведении конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края" в части назначения процедуры избрания главы села Левокумского на 31 мая 2017 года посредством проведения конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского, фактически принято решение о досрочном прекращении полномочий главы села Левокумского - Лынника О.Н., избранного на муниципальных выборах, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Данное решение является нарушением норм ч. 6 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ, в которой установлены основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Перечень, установленный в данной статье, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того, пунктом 2 статьи 2 оспариваемого решения Совета утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского и установлено, что право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации в возрасте от 18 лет. Однако, в Федеральном законе N 67-ФЗ в ст. 4 предусмотрено право гражданина Российской Федерации быть выборным должностным лицом по достижении возраста, установленного законами субъектов Российской Федерации (п. 1).
Ст. 4 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз "О некоторых вопросам проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" установлено право гражданина Российской Федерации быть избранным главой муниципального образования, иным выборным должностным лицом местного самоуправления по достижении 21 года.
Таким образом, пункт 2 статьи 2 Положения принят Советом в нарушение актов, имеющих большую юридическую силу.
Кроме того, перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может реализовать свое пассивное избирательное право, установлен пунктами 3-3.2 ст. 4 Федерального закона N 67-ФЗ. Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. В нарушение актов, имеющих большую юридическую силу, перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может реализовать право быть избранным главой села Левокумского, установленный в пункте 2 статьи 2 Положения значительно больше по объему в сравнении с ограничениями, установленными федеральным законом.
Пункты 3-8 оспариваемого решения Совета от 24 апреля 2017 года N 221 "О проведении конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края" основаны на пунктах 1, 2 решения и из него вытекают.
10 мая 2017 года в Левокумский районный суд Ставропольского края поступило административное исковое заявление главы села Левокумского Левокумского района Ставропольского края, заявленного в интересах муниципального образования села Левокумского и неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования села Левокумского к Совету депутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края о признании не действующим с даты его принятия решения Совета депутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края от 24 апреля 2017 года N 221 "О проведении конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края", как не соответствующее законодательству Российской Федерации.
Определением районного суда от 11 мая 2017 года административный иск Лынник О.Н. принят к производству суда и определением от 23 июня 2017 года данное административное дело передано по подсудности на рассмотрение в Ставропольский краевой суд.
Определением Ставропольского краевого суда от 20 июля 2017 года данное административное дело определено рассмотреть совместно с аналогичными требованиями Лынника О.Н., поступившими в Левокумский районный суд.
В возражении на административный иск председатель Совета депутатов села Левокумского Карабутова Т.С. в заявленных требованиях просила отказать. Статьей 29 Закона Ставропольского края от 02 марта 2005 года N 12-кз "О местном самоуправлении в Ставропольском крае" установлен срок полномочий главы муниципального образования, который составляет пять лет. Статьей 30 Устава муниципального образования села Левокумского от 06 декабря 2014 года N 131, зарегистрированного в ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю 15 января 2015 года, также установлено, что глава села избирается на муниципальных выборах сроком на пять лет, полномочия главы поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы поселения.
Законом Ставропольского края от 04 апреля 2016 года N 27-кз предусмотрен новый порядок избрания главы сельского поселения : на муниципальных выборах или представительным органом через конкурсную комиссию. Данный Закон вступил в силу 05 апреля 2016 года.
Решением Совета от 21 февраля 2017 года N 214 внесены изменения в Устав муниципального образования села Левокумского, согласно которым предусмотрен новый порядок избрания главы села не на муниципальных выборах, а на конкурсной основе, из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Данное решение вступило в силу 27 марта 2017 года. Также данным решением предусмотрено, что положения, касающиеся проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы села, применяются после истечения срока полномочий главы муниципального образования села Левокумского, избранного до вступления в силу настоящего решения. Эти новые положения Устава села распространяются лишь на саму процедуру проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы и избрания главы села и не затрагивают и не нарушают права как законно избранного 12 марта 2012 года главы села Лынника О.Н., так и права неопределенного круга лиц - граждан, реализующих право на местное самоуправление через органы местного самоуправления, и граждан, которые могут быть избраны на должность главы села. Выборы главы села должны быть проведены, поскольку полномочия Лынника О.Н. истекли 12 марта 2017 года. Конкурс на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского был назначен на 31 мая 2017 года, по результатам которого мог быть заключен контракт на замещение должности главы села. Конкурс на замещение должности главы муниципального образования, назначенный на 31 мая 2017 года, не является референдумом граждан или муниципальными выборами, в связи с чем не имеется основания к применению п. 1 ст. 8 Федерального закона N 67-ФЗ в части дня окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления депутатов указанных органов.
В судебном заседании административный истец Лынник О.Н. заявленные исковые требования поддержал, просил суд признать недействующим с даты его принятия оспариваемое им решение Совета депутатов села Левокумского от 24 апреля 2017 года N 221 "О проведении конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского". Полагал, что данным решением фактически прекращены его полномочия главы муниципального образования, которые он должен исполнять до очередных выборов во второе воскресенье сентября этого года. Решение Совета противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Представители административного ответчика - Совета депутатов села Левокумского - председатель Совета Карабутова Т.С., Токарев А.Н., Зеленов А.Н., поддержали доводы, изложенные в возражении на административный иск, с заявленными требованиями не согласились, указав на то, что оспариваемое решение Совета принято его членами в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации - Ставропольского края, не противоречит действующему федеральному законодательству, не нарушает прав заявителя, а также неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации.
Выслушав пояснения сторон по делу, исследовав представленные сторонами доказательства, заключение прокурора прокуратуры Ставропольского края - Колячкиной И.В., полагавшей заявленные административные требования подлежащими удовлетворению только в части установления в Положении, утвержденном решением Совета депутатов села Левокумского от 24 апреля 2017 года N 221, права на участие в конкурсе по отбору и представлению на рассмотрение Совету депутатов села Левокумского кандидатур для избрания на должность главы села граждан в возрасте от 18 лет, а в остальной части - не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем решение противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в части указания в пункте 2 статьи Положения на право участия в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы села граждан Российской Федерации от 18 лет, в остальном оспариваемое решение - не противоречит действующему законодательству, принято представительным органом села Левокумского Левокумского района в пределах его полномочий и не нарушает прав и законных интересов заявителя и неопределенного круга лиц по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Совместное ведение предполагает разделение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов и означает, что при отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации вправе самостоятельно урегулировать соответствующий вопрос. Следовательно, по предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать свои законы по вопросам, не урегулированным на уровне Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2ст. 130 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 03 февраля 2015 года N 8-ФЗ "О внесении изменений в ст.ст. 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были введены новые способы замещения должности главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации. При этом в законодательстве сохранена возможность использования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования также всех существовавших ранее способов замещения должности главы муниципального образования.
Судом установлено, что постановлением территориальной избирательной комиссии Левокумского района от 12 марта 2012 года N 49/547 Лынник О.Н. зарегистрирован избранным главой села Левокумского Левокумского района.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального Закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (в редакции Федерального закона от 03.02.2015 N 8-ФЗ).
Согласно ч. 2.1 названной статьи (в действующей на момент принятия судебного акта редакции) порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования, должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Частью 3.1 этой же статьи определено, что в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования, выборы главы такого муниципального образования не назначаются и не проводятся, если соответствующий закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного Закона субъекта Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 N 136-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что срок, на который избираются, в том числе органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов устанавливаются уставами муниципальных образований. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.
Законом Ставропольского края от 04 апреля 2016 года N 27-кз "О внесении изменений в ст. 29 Закона Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае" установлен новый порядок избрания главы сельского поселения, который может избираться, в том числе, представительным органом соответствующего муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Данный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 04.04.2016, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, в газете "Ставропольская правда" N 52, 06.04.2016 и вступил в законную силу 05 апреля 2016 года.
Решением Совета депутатов села Левокумского Левокумского района от 29 ноября 2006 года N 16 утвержден Регламент Совета депутатов, в пункте 22 которого определены полномочия Совета по вопросам местного значения, отнесенным к его компетенции действующим законодательством и Уставом муниципального образования.
Решением Совета депутатов села Левокумского от 03 июля 2017 года N 233 внесены изменения в Регламент Совета, он дополнен ст. 21.1 - "Порядок избрания главы муниципального образования", в которой определены действия Совета при поступлении решения конкурсной комиссии о результатах конкурса отбора кандидатов на должность главы. В п. 8 указанной статьи предусмотрено, что избрание главы муниципального образования оформляется решением Совета без дополнительного голосования. В п. 9 (в редакции изменений, внесенных в регламент решением Совета депутатов села Левокумского от 17 июля 2017 года N 235) решение Совета об избрании главы муниципального образования подлежит официальному опубликованию не позднее десяти календарных дней со дня его принятия и вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
Решением Совета депутатов села Левокумского от 26 декабря 2014 года N 131 принят Устав муниципального образования села Левокумского. Устав зарегистрирован в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации 15 января 2015 года.
Решением Совета депутатов села Левокумского от 21 февраля 2017 года N 214 внесены изменения, в том числе, в ч. 2 ст. 30 Устава муниципального образования, в соответствии с которыми глава поселения избирается представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса сроком на 5 лет, возглавляет местную администрацию и исполняет полномочия председателя представительного органа поселения. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы поселения устанавливается представительным органом поселения. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Данное решение вступило в силу через 10 дней с момента его официального опубликования, т.е. - 27 марта 2017 года.
Часть 3 указанной статьи 30 осталась в прежней редакции - полномочия главы поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы поселения.
В силу прямого указания в ч. 8 ст. 44 Федерального закона N 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления вступают в силу в общем порядке, то есть после их официального опубликования, а не после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
С учетом изложенных положений закона, а также вступлением в законную силу 27 марта 2017 года решения Совета от 21 февраля 2017 года N 214, которым внесены изменения в Устав муниципального образования села Левокумского, предусматривающие новый порядок избрания главы села, доводы административного истца о том, что полномочия по изменению системы выборов главы муниципального образования и его избрание возникают только у депутатов следующего созыва, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Поскольку решение Совета от 21 февраля 2017 года N 214 вступило в законную силу со дня его опубликования - с 27 марта 2017 года, а, в соответствии с уставом муниципального образования села Левокумского в прежней редакции глава поселения избирается на муниципальных выборах сроком на 5 лет и этот срок у Лынника О.Н. закончился 12 марта 2017 года, препятствий к объявлению конкурса на замещение должности главы сельского поселения представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса у Совета депутатов села Левокумского не имелось.
В силу вышеизложенных норм материального права, избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава либо из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, не являются выборами в смысле пункта 1 ст. 81.1 Федерального закона N 67-ФЗ, в связи с чем нормы этой статьи к нему не применяются.
Кроме того, оспариваемым решением Совета депутатов села Левокумского от 24 апреля 2017 года N 221 в соответствии с вышеизложенными нормами законодательства назначено проведение конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского - на 31 мая 2017 года; утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского; установлено общее число членов конкурсной комиссии по проведению конкурса; назначены для проведения конкурса от Совета члены конкурсной комиссии; главе Левокумского муниципального района направлено ходатайство о назначении членов конкурсной комиссии; утвержден текст объявления о порядке и условиях проведения конкурса; возложен контроль за выполнением настоящего решения; изложена обязанность официального опубликования данного решения Совета.
В силу вышеупомянутых законов федерального и регионального значения, суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов села Левокумского от 24 апреля 2017 года N 221 принято с соблюдением требований закона, в пределах предоставленных Совету полномочий, с соблюдением формы и вида принятого нормативного правового акта, с соблюдением процедуры его принятия, согласования и официального опубликования.
Указанное решение Совета депутатов села Левокумского распространяется лишь на саму процедуру проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования села, его избрание и не нарушают прав избранного на муниципальных выборах 12 марта 2012 года главы села Лынника О.Н., как и не нарушают прав неопределенного круга лиц муниципального образования - граждан, реализующих право на местное самоуправление через органы местного самоуправления, а также граждан, которые могут быть избраны на должность главы села Левокумского.
В силу п.п. 8, 9 решения Совета депутатов села Левокумского от 03 июля 2017 года N 233 избрание главы муниципального образование после проведения конкурса на замещение должности главы муниципального образования оформляется решением Совета без дополнительного голосования. Полномочия главы поселения начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы поселения (п. 3 ст. 30 Устава муниципального образования села Левокумского).
С учетом изложенного, а также того, что обжалуемым административным истцом решением от 24 апреля 2017 года N 221 полномочия главы муниципального образования села Левокумского не прекращаются, заявленные в административном иске требования о признании данного решения не действующим со дня его принятия, как противоречащего действующим нормативным правовым актам, имеющим большую силу, удовлетворению не подлежат, поскольку прав и законных интересов Лынника О.Н. не нарушает.
Указанным решением Совета депутатов села Левокумского от 24 апреля 2017 года N 221 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского. Положение содержит основные правила, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы села Левокумского.
Пунктом 2 статьи 2 данного Положения установлено, что право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации в возрасте от 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, при отсутствии следующих обстоятельств :
1) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
2) осуждения к наказанию, с лишением права занимать муниципальные должности в течение определенного срока, до истечения указанного срока :
а) содержание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу;
б) осуждение к лишению свободы за совершение тяжких преступлений до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
в) осуждения к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;
г) осуждения за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных, предусмотренных Уголовным Кодексом Российской Федерации, и имеющие на день назначения конкурса неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а" и "б" настоящего пункта;
д) административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если конкурс состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
3) наличия гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну;
5) установление в судебном порядке стойкой недееспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы села Левокумского;
6) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
В обоснование исковых требований административный истец сослался на несоответствие указанных в пункте 2 статьи 2 Положения требований, предъявляемых к кандидатам на должность главы муниципального образования - право на участие в конкурсе от 18 лет, предписаниям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статье 4 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз "О некоторых вопросам проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае", в которой установлено право гражданина Российской Федерации быть избранным главой муниципального образования, иным выборным должностным лицом местного самоуправления по достижении 21 года. Кроме того, установленный пунктом 2 статьи 2 Положения перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может реализовать право быть избранным главой села Левокумского, значительно больше по объему в сравнении с ограничениями, установленными федеральным законом.
Административный истец полагал, что оспариваемое решение Совета в указанной части нарушает права неопределенного круга лиц на участие в конкурсе на замещение должности главы села.
Разрешая заявленные исковые требования в указанной части, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Анализ норм, содержащихся в Положении, в их системном единстве подтверждает то обстоятельство, что коррупциогенные факторы в этом муниципальном нормативном правовом акте отсутствуют. Полномочия комиссии при проведении конкурсных процедур и критерии, по которым происходит оценка кандидатов, определены достаточно ясно и полно, все кандидаты имеют равные права, несут одинаковые обязанности, требования к предоставляемым документами едины для всех.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно части 2.1 названной статьи порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования, должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Этой же нормой установлено, что общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования, в поселении половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, а другая половина - главой соответствующего муниципального района.
Других требований к порядку проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования федеральное законодательство не содержало.
Действительно, установление приведенного порядка является прерогативой представительного органа местного самоуправления.
Между тем самостоятельность местного самоуправления, закрепленная Конституцией Российской Федерации в качестве основного принципа его взаимоотношений с органами государственной власти, не является абсолютной.
Правовую основу местного самоуправления составляют не только уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты, но и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон N 131-ФЗ, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Федерального закона N 131-ФЗ).
Часть 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ содержит прямое указание о недопустимости противоречия муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, поименованному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 17 части 1 статьи 2 названного федерального закона глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, также является выборным должностным лицом местного самоуправления, как и должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Федеральный законодатель, перечисляя в п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ способы наделения лица полномочиями главы муниципального образования, (на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо сходом граждан в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан), использует единый термин - избрание, а также предусматривает единый объем полномочий главы муниципального образования независимо от способа его избрания (часть 4 этой же статьи), одни и те же ограничения и обязанности (части 4.1 - 5.1), одинаковые основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (части 6, 6.1).
Приведенные законоположения свидетельствуют о единстве правового статуса главы муниципального образования независимо от способа его избрания, следовательно, требования, предъявляемые к кандидатам на замещение названной выборной должности должны быть едины.
Такие требования содержатся в Федеральном законе N 67-ФЗ, который, в частности, в ст. 4 предусмотрел право гражданин Российской Федерации быть выборным должностным лицом по достижении возраста, установленного законами субъектов Российской Федерации (п. 1).
В этой же статье (пункты 3 - 3.2) содержится перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может реализовать свое пассивное право (например, гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; неснятая и непогашенная судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, если имело место осуждение к лишению свободы за эти преступления; осуждение к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, если не прошло десять лет и пятнадцать лет со дня снятия или погашения судимости соответственно; осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; привлечение к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию; установление вступившим в силу решением суда факта нарушения ограничений, предусмотренных Федеральным законом N 67-ФЗ).
Как следует из содержания оспариваемого пункта 2 статьи 2 Положения, он предусматривает перечень, включающий в себя вышеизложенные основания, когда кандидат не допускается к участию в конкурсе, которые предусмотрены федеральным законом, а также ограничения, предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", в соответствии с которыми гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Статьей 7 данного закона предусмотрена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается посредством : единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы; единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих и муниципальных служащих; учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих.
В связи с изложенным, по мнению суда, правовые основания к признанию незаконным пункта 2 статьи 2 Положения о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования села Левокумского в части перечня обстоятельств, препятствующих участию в конкурсе, не имеется.
Вместе с тем, вопреки предписаниям ст. 4 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года N 37-кз (ред. от 04 мая 2016 года) "О некоторых вопросам проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае", утратившего силу в связи с принятием Закона Ставропольского края от 12 мая 2017 года N 50-кз (опубликован 15 мая 2017 года и вступил в силу через 10 дней), предписаниям данного Закона N 50-кз о праве быть избранным главой муниципального образования, иным выборным должностным лицом по достижении 21 года, в пункте 2 Положения установлено, что в конкурсе кандидатур для избрания на должность главы села Левокумского имеют право участвовать граждане в возрасте от 18 лет.
Таким образом, приведенные выше правовые предписания федерального и регионального законодательства в их системном единстве свидетельствуют о незаконности пункта 2 Положения в части указания возраста граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в конкурсе. В связи с чем, исковые требования Лынника О.Н. в этой части подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Лынника Олега Николаевича удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня принятия часть 2 статьи 2 Положения о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края, утвержденного решением Совета депутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края N 221 от 24 апреля 2017 года "О проведении конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края" в части указания 18-летнего возраста лиц, имеющих право на участие в конкурсе.
В признании недействующим с даты его принятия в остальной части решения Совета депутатов села Левокумского Левокумского района Ставропольского края N 221 от 24 апреля 2017 года "О проведении конкурса на замещение должности главы муниципального образования села Левокумского Левокумского района Ставропольского края" как не соответствующего законодательству Российской Федерации и обращении решения к немедленному исполнению - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский краевой суд.
Судья Ставропольского
краевого суда Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.