Ставропольский краевой суд в составе :
председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Огородник В.Ф.,
с участием :
административного истца - Абраменко М.В.,
представителя административного ответчика - Берегового О.Н.,
представителя прокуратуры Ставропольского края - Беланова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абраменко Марии Владимировны к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействительным в части,
установил:
Абраменко М.В. обратилась в Ставропольский краевой суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействительным приказа N 329 от 24.12.2014 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость" в части включения в п. 108 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), здания с кадастровым номером *********, расположенное по адресу : Ставропольский край, Изобильненский район, хутор Широбоков, ул. 40 лет Победы, 32, принадлежащее физическому лицу - Абраменко М.В.; обязании Министерства имущественных отношений Ставропольского края исправить допущенное нарушение путем исключения данного имущества из Перечня (пункт 108) объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что, является собственником недвижимого имущества - пекарня со встроенным помещением магазина с сооруженными к зданию пристройками, общей площадью 561,6 кв.м., из которых 95 кв.м. занимает помещение, используемое под магазин.
В сентябре 2016 года ею получено налоговое уведомление N 72146639 от 27.08.2016 о необходимости уплатить налог на имущество физических лиц за 2015 года за здание с кадастровым номером ************, расположенное по адресу : Ставропольский край, Изобильненский район, хутор Широбоков, ул. 40 лет Победы, 32, в размере 161755 руб. (за 9 месяцев). Налоговой базой для начисления налога явилась кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, которая по данным ИФНС России N 4 по Ставропольскому краю на 2015 год составила - ******* рублей ** копейка.
Основание расчета налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости за 2015 год явилось решение Министерства имущественных отношений Ставропольского края по включению здания с кадастровым номером 26:06:082404:108 в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, согласно приказа N 329 от 24.12.2014 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость".
Данное решение противоречит действующему законодательству.
Так приказ Министерства имущественных отношений N 329 от 24.12.2014 издан в соответствии со ст. 378.2 Налогового Кодекса РФ во исполнение п. 3 ст. 1 Закона Ставропольского края от 27.11.2014 N 104-кз "О внесении изменений в закон Ставропольского края "О налоге на имущество организаций". Само название закона говорит о том, что его юридическое действие ориентировано на субъектов - юридических лиц - собственников недвижимого имущества и на нее, как на физическое лицо, не может распространяться. Она не является индивидуальным предпринимателем. Примененная к ней налоговая ставка в размере - 0,9% является необоснованной, так как она установлена законом субъекта Российской Федерации, а именно ст. 2 закона Ставропольского края "О налоге на имущество организаций". Установленная налоговая ставка неправомерно возлагает на нее обязанность по оплате налога на имущество в необоснованно завышенном размере, поскольку начисление налога за 2015 год физическому лицу должно быть рассчитано на основании инвентаризационной стоимости.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 данной статьи, определяется исходя из инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении единой даты применения на территории этого субъекта порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости.
На территории Ставропольского края Законом от 05.11.2015 N 109-кз в соответствии со ст. 402 Налогового Кодекса Российской Федерации установлена единая дата начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года. Соответственно, с ней, как к физическому лицу, за 2015 год должна быть применена налоговая база - инвентаризационная стоимость, а не кадастровая стоимость.
Для включения в Перечень недвижимого имущества оно должно соответствовать критериям отнесения этого имущества в Перечень, закрепленным четко нормами закона. Положениями ст. ст. 378, 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации одним из оснований отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) является его фактическое использование в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно.
Критерии, указанные в ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, для внесения принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, отсутствуют, так как согласно общая площадь ее недвижимого имущества составляет 561,6 кв.м. и является производством, и лишь 95 кв.м. - нежилое помещение, используемое под магазин, что составляет менее 20% общей площади и, в связи с этим, не обладает признаками объекта, указанного в п. 1.2 закона Ставропольского края N 44-кз "О налоге на имущество организаций" и в ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Для включения в Перечень объектов по виду фактического использования в соответствии с п. 9 ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации требуется проведение мероприятий по определению вида его фактического использования. В отношении объекта недвижимости, принадлежащего ей на праве собственности, включение в Перечень произведено лишь по названию объекта недвижимости, изучение вида разрешенного использовании не производилось. Основанной целью использования принадлежащего ей на праве собственности недвижимого имущества является не торговый центр (комплекс), не магазин, не административно-деловой центр, а пекарня, основным видом деятельности которой является производство хлеба и хлебобулочных изделий.
Впоследствии заявленные исковые требования Абраменко М.В. изменила, уточнила их в отношении приказа N 329 в части включения в Перечень пункта 181 и дополнила требованием о признании недействующим приказа N 1540 от 26.12.2015 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость" в части включения в пункт 166 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, здания с кадастровым номером **********, расположенного по адресу : Ставропольский край, Изобильненский район, хутор Широбоков, ул. 40 лет Победы, 32; обязании Министерства имущественных отношений Ставропольского края исключить пункт 166 из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и муниципальное образование Новоизобильненский сельсовет Изобильненского района Ставропольского края (л.д. 60).
В судебном заседании административный истец - Абраменко М.В. заявленные исковые требования поддержала, просил суд признать недействующими с даты принятия оспариваемые приказы Министерства имущественных отношений Ставропольского края в части, по основаниям, указанным ею в иске. Приказы Министерства имущественных отношений Ставропольского края противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, на которое указано в иске.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края - Береговой О.Н. поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск, с заявленными Абраменко М.В. исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, указав, что административный истец не обращалась в адрес Минимущества края с вопросом об определении вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером ********* и исключении данного объекта из перечня объектов имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость. Включение объектов недвижимости в оспариваемый Перечень осуществляется по данным, представляемым Управлением Росреестра по Ставропольскому краю. Здание административного истца имеет коммерческое назначение, поэтому включено в Перечень.
В письменных возражениях на исковые требования заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просило настоящее административное дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления и в иске отказать. При формировании Перечня учитывались количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении органа кадастрового учета.
Заинтересованные лица по делу - администрация Новоизобильненского сельсовета Изобильненского района, межрайонная инспекция ФНС N 4 по Ставропольскому краю направили в суд ходатайства о рассмотрении данного административного дела в отсутствие их представителей.
При таких обстоятельствах, суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Заслушав объяснения административного истца Абраменко М.В., поддержавшую заявленные исковые требования, представителя административного ответчика - Берегового О.Н., возражавшего в их удовлетворении, свидетеля по делу - Самарскую Е.В., заключение прокурора Беланова В.В., полагавшего заявленные административные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт может быть признан не действующим полностью или в части по иску лица, в отношении которого применен этот акт, а также лица, который является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются : соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требований, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых нормативных правовых актов в действие, в том числе, порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьями 14 и 372 Налогового Кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей статьей, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Объектами налогообложения для физических лиц в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса Российской Федерации являются : жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда определение налоговой базы осуществляется исходя из их инвентаризационной стоимости.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года N 137 (Положение),
Министерство имущественных отношений Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции.
В подпункте 16.1 раздела 3 "Полномочия" указанного Положения установлено, что Министерство имущественных отношений определяет в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и его размещение на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При таких обстоятельствах Министерство имущественных отношений Ставропольского края, как орган исполнительной власти, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для определения, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.
С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Министерством имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Министерства имущественных отношений Ставропольского края на принятие оспариваемых приказов.
В соответствии с п. 13 раздела 1V Положения о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06.03.2012 N 137, Министр имущественных отношений издает в пределах своей компетенции распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим вопросам организации министерства - приказы ненормативного характера.
Оспариваемые в части нормативные правовые акты и утвержденные ими Перечни объектов недвижимого имущества были размещены на официальном сайте Министерства имущественных отношений Ставропольского края - www.pravo.stavregion.ru - 29.12.2014 (приказ N 329 от 24.12.2014) и 28.12.2015 (приказ N 1540 от 26.12.2015) соответственно.
Приказом Федеральной Налоговой Службы России от 28.11.2014 N ММВ-7-11/64 определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приложения к оспариваемым приказам Министерства имущественных отношений Ставропольского края соответствуют названному приказу Федеральной Налоговой службы России.
При таких обстоятельствах оспариваемые нормативные правовые акты введены в действие и опубликованы в соответствии с требованиями Закона Ставропольского края от 18.06.2012 N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края".
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
Указанные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
Проверяя соответствие оспариваемых пунктов 108 и пункта 166 Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденных приказами Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 329 от 24.12.2014 и N 1540 от 26.12.2015, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 и 2016 годы, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Из содержания Закона Ставропольского края от 28.11.2014 N 104-кз усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2016 год определяется как их кадастровая стоимость.
Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 04.10.2014 N 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2015) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 1 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Ставропольского края от 05.11.2015 N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такая дата определена - с 01.01.2016 года.
Законом Ставропольского края от 28.11.2014 N 104-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О налоге на имущество организаций", вступившим в законную силу с 01.01.2015, внесены дополнения в ст. 1.1 Закона Ставропольского края от 26.11.2003 N 44-кз "О налоге на имущество организаций" - "Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества".
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом : здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий :
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Ставропольского края в соответствии со статьей 1.1 Закона Ставропольского края N 44-кз "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующего недвижимого имущества :
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м., предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий :
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) нежилое помещение предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.
В ходе судебного разбирательства установлено и усматривается из материалов дела, что Министерство имущественных отношений Ставропольского края приказом от 24.12.2014 N 329 (далее - Приказ N 329) утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год. В пункт 181 Перечня включено здание с кадастровым номером ***********, расположенное по адресу : Ставропольский край, Изобильненский район, хутор Широбоков, ул. 40 лет Победы, 32.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1540 от 25.12.2015 (далее - Приказ N 1540) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год. В пункт 166 Перечня включено здание с кадастровым номером **********, расположенное по адресу : Ставропольский край, Изобильненский район, хутор Широбоков, ул. 40 лет Победы, 32.
Включенный в Перечень объект недвижимого имущества - пекарня со встроенным помещением магазина и с сооруженными к зданию пристройками, назначение : нежилое здание, площадью 561,6 кв.м., этажность 1, с кадастровым номером *********, адрес (местоположение) : Ставропольский край, Изобильненский район, хутор Широбоков, улица 40 Лет Победы, 32, принадлежит административному истцу - Абраменко М.В. на праве собственности, на основании договора дарения недвижимости от 02.03.2015. Право собственности за Абраменко М.В. зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 16.03.2015, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права N 26АК 171692.
Земельный участок, на котором расположено спорное строение, с кадастровым номером *********, площадью 217 кв.м., назначение : земли населенных пунктов - для пекарни со встроенным помещением магазина, находится в собственности административного истца на основании договора дарения недвижимости от 02.03.2015, года, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права собственности на землю за истцом 16.03.2015.
Из кадастрового паспорта на указанный земельный участок видно, что разрешенное использование земельного участка по ул. 40 лет Победы, 32 г. Широбоков - для пекарни со встроенным помещением магазина и сооруженными к зданию пристройками.
Из кадастрового паспорта здания за 2010 год, инвентарный номер 121 следует, что общая площадь пекарни со встроенным помещением магазина и с сооруженными к зданию пристройками лит. А, по ул. 40 лет Победы, 32, хутор Широбоков, составляет - 561,6 кв.м. Помещения в данном литере N 1, N 11-13, используемые под магазин, имеют площадь - 95,2 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом помещения от 12.12.2012.
Из договора аренды части нежилого помещения от 12.12.2012, заключенного между Абраменко В.В. (бывший собственник недвижимости) и ООО "Владимир" следует, что Обществу в долгосрочную аренду (15 лет) передана часть здания пекарни со встроенным помещением магазина и сооруженными к зданию пристройками, а именно встроенное помещение магазина, расположенного по улице 40 лет Победы N 32 хутор Широбоков, Изобильненский район. Здание пекарни со встроенным помещением магазина и с сооруженными к зданию пристройками представляет собой обособленное строение с общей площадью 561,6 кв.м. Передаваемая в аренду часть здания встроенного помещения магазина представляет собой помещение торгового зала и подсобного помещения, согласно номера помещения на поэтажном плане кадастрового паспорта (1, 11-13), общей площадью 95,2 кв.м. Арендуемое помещение будет использоваться арендатором по целевому назначению - для розничной торговли. Данный договор зарегистрирован 27.12.2012 в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
Дополнительным соглашением к договору аренды части нежилого помещения от 08.02.2017 года внесены изменения в части арендодателя, который заменен на Абраменко М.В., в связи со сменой собственника строения и земельного участка.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Самарская Е.В. показала, что проживает в хуторе Широбоков, работает с 1998 года в пекарне по улице 40 лет Победы N 32 пекарем. Здание пекарни, в котором находится магазин, было еще во времена совхоза.
Приведенные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 ст. 4 Федерального закона от 02.11. 2013 N 307-ФЗ).
Порядок определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 16.02.2015 N 54-п.
Согласно п. 2 указанного Порядка определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества осуществляется правовым актом органа исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление в сфере имущественных отношений, ежегодно, до 30 ноября, по результатам мероприятий, проведенных в соответствии с настоящим Порядком. При определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества могут привлекаться представители органов исполнительной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных организаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края.
Из акта обследования объекта недвижимого имущества - пекарни со встроенным помещением магазина и с сооруженными к зданию пристройками по улице 40 лет Победы, 32 хутор Изобильный от 26.06.2017 следует, что он составлен государственным казенным учреждением Ставропольского края "Имущественный фонд Ставропольского края". Из данного акта видно, что на момент осмотра площадь фактически используемого торгового помещения - 56,6 кв.м. или 10,07% от общей площади здания, остальная площадь используется для производственно-складских целей.
Из указанных документов технического учета объекта недвижимости и кадастровой выписки на земельный участок, в которых указан вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ******** и, на котором расположено спорное недвижимое имущество с видом разрешенного использования - для пекарни со встроенным помещением магазина, безусловное не следует, что спорное строение административного истца обладает признаками объекта налогообложения и подлежит включению в Перечень по основаниям, указанным в пункте 1.1 Закона Ставропольского края от 26.11.2003 N 44-кз.
В таком случае, установлению подлежали обстоятельства фактического использования земельного участка, поскольку отдельным основанием для включения объекта недвижимости в Перечень является его фактическое использование.
Из пояснений представителя административного ответчика усматривается, что Министерство имущественных отношений Ставропольского края включило спорное нежилое помещение в оспариваемые приказы на основании сведений, предоставленных Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю из государственного реестра недвижимости. При этом, фактическое использование нежилого здания и помещений в нем в целях для размещения торговых объектов не устанавливалось, обследование спорного нежилого помещения не производилось, так как заявитель Абраменко М.В. в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с вопросом по определению фактического использования принадлежащего ей на праве собственности имущества с кадастровым номером N и исключении данного объекта в случае выявления несоответствия, из Перечня объектов имущества, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость, не обращалась.
Вместе с тем, вышеуказанный Порядок не предусматривает обязательности обращения лица - собственника недвижимого имущества к административному ответчику с заявлением об установлении фактического порядка пользования принадлежащим ему недвижимым имуществом. Наоборот, в п. 4 Положения указано на право уполномоченного органа, формирующего Перечень, запрашивать необходимую для этого информацию и документы у соответствующих органов, собственников и (или) правообладателей объектов недвижимого имущества и, в случае, несоответствия фактического использования недвижимого имущества для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания правоустанавливающим документам, включать такие объекты в Перечень.
В судебном заседании представитель административного ответчика не отрицал того, что установление фактического использования отдельно стоящего нежилого здания - пекарни со встроенным помещением магазина "адрес" в соответствии с Порядком определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 16.02.2015 N 54-п, Министерством имущественных отношений края либо иным уполномоченным органом не проводилось.
По мнению суда, вышеперечисленные доказательства по административному делу, однозначно не свидетельствовали о том, что на таком земельном участке возможно расположение здания торгового центра (комплекса) общей площадью свыше 250 кв.м., либо нежилого помещения общей площадью свыше 250 кв.м., назначение которых предусматривает размещение торговых объектов, либо которые фактически используются для размещения торговых объектов, а, значит, правовых оснований для включения спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный обжалуемыми приказами Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 329 от 24.12.2014 и N 1540 от 26.12.2015, у административного ответчика не имелось.
Кроме того, пунктом 4 Порядка установлено, что в целях формирования Перечня уполномоченный орган запрашивает у органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и иных организаций, в том числе, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении объекта недвижимого имущества и земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества.
Вместе с тем доказательств тому, что спорный объект в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним обозначен как торговый центр, нежилое помещение для размещения торговых объектов или его наименование содержало указание на признаки таких объектов, в материалы дела не представлено. Несмотря на это, мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания на момент включения его в Перечень административным ответчиком не проводились. Поэтому доводы представителя административного ответчика об обоснованности включения в Перечень объекта недвижимого имущества по ул. 40 лет Победы хутора Широбоков Изобильненского района являются несостоятельными, поскольку не подтверждены надлежащими доказательствами по делу.
В связи с изложенным, по мнению суда, объект недвижимости - здание с кадастровым номером ********** необоснованно включен в пункт 181 Перечня, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 329 от 24.12.2014 и в пункт 166 Перечня, утвержденного приказом N 1540 от 26.12.2015 Министерства имущественных отношений Ставропольского края. Поэтому исковые требования, заявленные в административном иске, подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с настоящим иском, по мнению суда, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в главе 21 "Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов" устанавливает, что предметом судебного обжалования могут быть действующие нормативные правовые акты, которые нарушают права, свободы и законные интересы обратившегося лица.
В силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Как установлено судом, на момент рассмотрения заявленных требований о признании недействующим приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 329 от 24.12.2014 он утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1540 от 26.12.2015 действующий на рассмотрения спора в суде).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлено применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства прекращения действия оспариваемого приказа N 329 не является основанием к применению положений ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку Перечень подлежит применению и после истечения срока его действия в целях налогообложения, в частности, в случае взыскания недоимки в пределах срока исковой давности, а значит, не перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, указанный Приказ N 329 затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца, а, значит, требует судебной проверки в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В части 6 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливаются сроки обращения и определяется, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. Данное положение необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с положениями пункта 1 части 2 ст. 214 и части 11 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства, из которых следует, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов. Поскольку указанный нормативно-правовой акт является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей административного истца, то срок на обращение в суд для его обжалования административным истцом не пропущен.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд приходит к выводу, что применению подлежит подпункт 1 пункта 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия, поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом того, что оспариваемые нормативные правовые акты - приказы Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 329 от 24.12.2014 и N 1540 от 25.12.2015 противоречат положениям статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации и Закону Ставропольского края от 28.11.2014 N 104-кз, исковые требования административного иска подлежат удовлетворению в оспариваемой части.
Вместе с тем, суд считает, что требования административного истца об обязании Министерства имущественных отношений Ставропольского края исправить допущенное нарушение путем исключения указанного в иске недвижимого имущества из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, являются взаимоисключающими к указанным требованиям истца, поскольку правового значения при признании недействующим нормативно-правового акта в части с момента его принятия, не имеют.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Удовлетворить административные исковые требований Абраменко Марии Владимировны.
Признать недействующим со дня принятия Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 329 от 24 декабря 2014 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость" в части включения в пункт 181 Перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год в соответствии со статьей 1.1 Закона Ставропольского края "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2014 года N 104-кз, объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером ***********, расположенного по адресу : "адрес"
Признать недействующим со дня принятия Приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1540 от 25 декабря 2015 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость" в части включения в пункт 166 Перечня недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год в соответствии со статьей 1.1 Закона Ставропольского края "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2014 года N 104-кз, объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером *********, расположенное по адресу : "адрес"
В удовлетворении требований административного иска об обязании Министерства имущественных отношений Ставропольского края исключить пункты 181 и 166 из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ставропольский краевой суд.
Судья Ставропольского
краевого суда Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.