Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Папуши А.С.,
судей Гусаровой Л.В., Харина Р.И.,
при секретаре Шкинёвой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Захаренко Н.М. к Федеральному государственного бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконными решения о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка и решения об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
по апелляционной жалобе Захаренко Н.М. на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 9 июня 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Захаренко Н.М. обратилась в Иркутский районный суд с административным иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании незаконными решения о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: "адрес изъят", с кадастровым номером "номер изъят", общей площадью 39 кв.м., и решения об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование административный исковых требований административный истец Захаренко Н.М. указала, что является собственником земельного участка по адресу: "адрес изъят", с кадастровым номером "номер изъят", общей площадью 39 кв.м., земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2012 году. Вид разрешенного использования земельного участка - "под эксплуатацию существующего капитального гаража".
27 декабря 2016 года она обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, а именно, об изменении существующего вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования - "магазины".
30 декабря 2016 года ФГБУ "ФКП Росреестра" вынесено решение N3800/608/16-68923 о приостановлении осуществления кадастрового учета со ссылкой на несоответствие представленных документов требованиям Закона о кадастре. В своем решении должностное лицо ссылается на несоответствие площади испрашиваемого земельного участка (39 кв.м.) минимальному размеру земельного участка, установленному Правилами землепользования и застройки города Иркутска (200 кв.м.), в связи с чем государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости не может быть осуществлен. Считает, что оспариваемое решение вынесено незаконно и необоснованно, поскольку ею в филиал ФГБУ "ФКП Росресстра" по Иркутской области предоставлены все необходимые документы для внесения изменений по её заявлению в государственный кадастр недвижимости по разрешенному виду использования земельного участка. Избранный ею вид разрешенного использования земельного участка - "магазины" предусмотрен Правилами землепользования и застройки г. Иркутска от 28.10.2016, утвержденными Решением городской Думы в зоне ОДЗ-1 (зоны общественного, делового и коммерческого назначения).
Не оспаривает, что правилами землепользования и застройки г. Иркутска, утвержденными решением городской Думы от 28.10.2016, действительно установлен минимальный размер земельных участков для вида разрешенного использования "магазины" - 200 кв.м., однако, увеличение земельного участка до 200 кв.м. с учетом имеющейся застройки невозможно. Полагает, что данные правила на ранее существующие земельные участки не распространяется, а положения ч. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ содержат требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Отмечает, что в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Обращает внимание, что согласно положениям ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, выбираются самостоятельно правообладателями земельных участков без дополнительных решений и согласований, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В этой связи делает вывод, что приостанавливая осуществление кадастрового учета по основанию, указанному в п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре, орган кадастрового учета фактически не указал, каким конкретно требованиям данного Федерального закона не соответствуют представленные ею заявление или необходимые для кадастрового учета документы. В свою очередь считает, что ею были представлены все необходимые документы.
С учетом уточненного административного искового заявления просила суд:
- признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области N 3800/608/16-68923 от 30 декабря 2016 года о приостановлении осуществления кадастрового учета в части внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес изъят", с кадастровым номером "номер изъят", общей площадью 39 кв.м.;
- признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, выраженное в уведомлении от 31 марта 2017 года N 38-0-1-173/3001/2016-665 об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного по адресу: "адрес изъят", с кадастровым номером "номер изъят", общей площадью 39 кв.м.
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес изъят", с кадастровым номером "номер изъят", общей площадью 39 кв.м., указав вид разрешенного использования данного земельного участка - "магазины".
Решением суда от 9 июня 2017 года в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Захаренко Н.М. просит решение отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что решение суда первой инстанции принято без учета правовой позиции Президиума Верховного Суда РФ, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета" от 30.11.2016, поскольку в данном Обзоре судебной практики обращено внимание на применение требований к предельным размерам земельных участков лишь в случае их преобразования путем раздела или объединения, что к рассматриваемому случаю не относится. Полагает, что земельный участок не является испрашиваемым, образуемым или измененным, поскольку был образован и поставлен на учет еще в 2012 году, то правила землепользования и застройки г.Иркутска, утвержденные решением городской Думы от 28.10.2016 на ранее существующие земельные участки не распространяются.
Также указывает, что статьи 26 и 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221 содержат исчерпывающий перечень оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета и такого основания, как несоответствие минимальному размеру земельного участка, установленному в градостроительном регламенте правил землепользования и застройки, установленных для отдельной территории при наличии ранее установленной площади размером меньше, чем в правилах землепользования и застройки при учете изменений вида разрешенного использования земельного участка Законом о кадастре не установлено.
В связи с чем приходит к выводу, что судом первой инстанции оставлены без внимания данные обстоятельства, имеющие существенное значение для административного дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Иркутской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения административного истца Захаренко Н.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просившей отменить решение суда первой инстанции, объяснения представителя административного ответчика Управления Росреестра по Иркутской области - Рубцовой И.А., представителя административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Иркутской области -Киб Е.В., просивших решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статья 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что на основании договора купли-продажи от 23.09.2016 Захарченко Н.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", общей площадью 39 кв.м., расположенного по адресу: "адрес изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование "под эксплуатацию существующего капитального гаража", что подтверждается выпиской из ЕГРП от 04.10.2016 года.
27 декабря 2016 года Захарченко Н.М. обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области с заявлением о государственном учете изменений вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка на вид разрешенного использования, предусмотренный зонированием территории - "магазины".
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Иркутской области от 30 декабря 2016 года N 3800/608/16-68923 приостановлено осуществление кадастрового учета изменения вида разрешенного использования земельного участка, в котором в качестве причины приостановления указано на несоответствие необходимых для кадастрового учета документов по содержанию требованиям Закона о кадастре, так как в Правилах землепользования и застройки города Иркутска содержатся сведения о минимальных и максимальных размерах земельных участков, расположенных в Зоне ОДЗ-1 с основным видом разрешенного использования "магазины", минимальный размер земельного участка 200 кв.м., тогда как участок, принадлежащий Захарченко Н.М. составляет 39 кв.м.
31 марта 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в адрес Захарченко Н.М. было направлено уведомление N38-0-1-173/3001/2016-665 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, в связи с не устранением заявителем причин приостановления кадастрового учета в установленный срок.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), регулируются земельным законодательством.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип деления земель по целевому назначению, земли используются строго в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательствах. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования устанавливается исходя из совокупности всех предъявляемых требований, определяемых обстоятельствами возникновения возможных впоследствии правоотношений.
Определение вида разрешенного использования земельного участка должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов, расположенных на этом участке. При этом фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в ГКН.
В силу частей 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (здесь и далее - Федеральный закон N 221-ФЗ в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемых решений и разрешения спора судом первой инстанции) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
По смыслу ч. 2 ст. 16 Закона, постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 221-ФЗ, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. При этом, согласно ч. 4 ст. 26 Закона, решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи.
Проанализировав представленные сторонами доказательства и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку административным истцом не представлены доказательства того, что спорный земельный участок можно использовать под магазин.
Решением городской Думы от 27.10.2016 утверждены Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, включающей территорию в границах исторического поселения Иркутск, согласно которым установлены предельные размеры земельных участков: минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования "магазины" составляет 0,02 га (200 кв.м.), тогда как спорный участок согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что земельный участок с кадастровым номером "номер изъят", расположенный по адресу: "адрес изъят", имеет площадь 39 кв.м.
Осуществление государственного кадастрового учета изменений разрешенного вида использования данного земельного участка противоречило бы земельному законодательству и не отражало возможное законное использование указанного земельного участка.
Поскольку оспариваемые решения административного ответчика приняты им в соответствии с требованиями закона, в пределах предоставленных полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушает, суд не находит оснований для удовлетворения требований Захарченко Н.М.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 9 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Захаренко Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Папуша
Судьи Л.В. Гусарова
Р.И. Харин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.