Судья Верховного суда Республики Дагестан ФИО1 при рассмотрении жалобы заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Дагестан ФИО4 на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ в отношении АО " Дагснаб,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель РД Управления Росреестра по РД от "дата" АО "Дагснаб" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 255.901 рубля 50 копеек (л.д. 64-68).
Решением судьи "адрес" г. Махачкалы от "дата" указанное постановление от "дата" отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением заместителя председателя Верховного суда Республики Дагестан ФИО3 от "дата" решение судьи "адрес" г. Махачкалы от "дата" отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Махачкалы ( л.д. 143).
Решением судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата" постановление заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель РД Управления Росреестра по РД по делу N-ПЕ-1 от "дата" об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ в отношении юридического лица Акционерного общества "Дагснаб" отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе заместитель государственного инспектора по использованию и охране земель РД ФИО4 просит решение судьи отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно истолкованы нормы права, не учтено, что в соответствии с п. 13 ст. 34 ФЗ от 23.-6.2014 г. N 171-ФЗ " О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", необходимо правообладателю земельного участка обратиться с заявлением в орган местного самоуправления об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования. Решение этого органа является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка. Судом не учтено, что Правилами землепользования и застройки г. Махачкалы в зоне "Ж2" Зоне многоквартирной среднеэтажной застройки, в которой расположен спорный земельный участок, не предусмотрен вид разрешенного использования, в указанной зоне предусмотрен вид разрешенного использования под "магазин" как условно разрешенный ( ст. 19 Правил).
В возражении на жалобу представитель АО "Дагснаб" ФИО5 (доверенность в деле) просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Извещенный надлежащим образом представитель Управления Росреестра по РД ФИО4 на судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не сообщил, поэтому дело рассмотрено без его участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно ч.3 ст.30.6. КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения;
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статьей 42 Земельного кодекса установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства допускается на основании разрешения (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса), выдаваемого в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: -жилым; -общественно-деловым; -производственным; -инженерных и транспортных инфраструктур; -рекреационным; -сельскохозяйственного использования; -специального назначения; -военных объектов; -иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Из материалов дела следует, АО "Дагснаб" является собственником земельного участка под кадастровым N, площадью 32718,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Махачкала "адрес", N, с видом разрешенного использования "под строительство производственной базы и складских помещений", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, записью N в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок сними от 01.12.2015г.
Часть земельного участка, площадью 6000.0 кв.м. из общей площади 32718 кв.м., расположенного по адресу: г. Махачкала, "адрес"N, используется не под производственную базу, на нем расположены торговые центры "Пассаж" и "Меркурий".
В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений части 1 статьи 7, части 1, части 2 статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
Применяя указанные нормы права, суд пришел к правильному выводу, что то обстоятельство, что земельный участок, размером 6000.0 кв.м., используется АО " Дагснаб" в том числе и с целью эксплуатации зданий торговых центров "Пассаж" и "Меркурий" само по себе не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, поскольку функционарное назначение этих зданий относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка. Исходя из смысла ст. 8.8. ч.1 КоАП РФ, использование земель не по целевому назначению, то есть не в соответствие с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта.
Суд пришел к правильному выводу, что установленный вид разрешенного использования для спорного участка, размером 6000.0 кв.м., не ограничивает право АО "Дагснаб" использовать здание или его часть, расположенную на этом земельном участке, в определённых им самим целях - под коммерцию, поэтому представленные Росреестром по РД доказательства не подтверждают в действиях АО " Дагснаб" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ.
Согласно ст.9 п. 10. Правил землепользования и застройки г. Махачкалы, земельные участки или объекты капитального строительства, созданные (образованные) в установленном порядке до введения в действие Правил застройки, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 10 п.5 указанных Правил,
основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков
и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления городского округа "город Махачкала", государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий,
выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований, с учетом соблюдения требований технических регламентов, санитарных норм, нормативов градостроительного проектирования Республики Дагестан и/или городского округа "город Махачкала", публичных сервитутов, предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в зонах с особыми условиями использования территории и другими требованиям установленными в соответствии действующим законодательством.
В соответствие со ст.11 п.2 Правил, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключение указанных в части 4 статьи 10 Правил застройки, осуществляют изменения видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства: 1) без дополнительных согласований и разрешений случаях: - когда один из указанных в градостроительном регламенте основных видов разрешённого использования земельного участка, объекта капитального строительства заменяется другим основным или вспомогательным видом, при этом изменения не требуют перепланировки помещений, конструктивных и инженерно-технических преобразований объектов капитального строительства, для осуществления которых необходимо получение соответствующих разрешений, согласований; - когда один из указанных в градостроительном регламент вспомогательных видов разрешённого использования земельного участка, объекта капитального строительства заменяется другим вспомогательным или основным видом, при этом изменения не требуют перепланировки помещений, конструктивных и инженерно-технических преобразований объектов капитального строительства, для осуществления которых необходимо получение соответствующих разрешении, согласований.
Согласно карте градостроительного зонирования ( л.д. 149-151), спорный земельный участок расположен в зоне жилой застройки "Ж2", что не противоречит требованиям ст. 11 п.2 Правил землепользования и застройки г. Махачкалы.
Применяя указанные Правила и карту, суд выполнил указания вышестоящего суда, истребовал и исследои указанные в них нормы и сделан вывод об отсутствии в действиях АО "Дагснаб" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ,
производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: (п.2) отсутствие состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.8-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата", вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ в отношении АО " Дагснаб", оставить без изменения, жалобу представителя Росреестра по РД - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Дагестан ФИО1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.