Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Кордюковой Г.Л.
судей
Кудасовой Т.А.,
Малининой Н.Г.
при секретаре
Лонгортовой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 июля 2017 года гражданское дело N 2-1644/17 по апелляционной жалобе Лушник Т. Н. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2017 года по иску Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия к Лушник Т. Н. о понуждении к исполнению предписаний органа государственной охраны объектов культурного наследия.
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л., выслушав объяснения Лушник Т.Н.., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,
УСТАНОВИЛА:
Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Лушник Т.Н. о понуждении к исполнению предписаний органа государственной охраны объектов культурного наследия, ссылаясь в обоснование требований на то, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: "адрес", находящегося в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "" ... "". В соответствии с приказом Государственного комитета Псковской области по культуре от 29.10.2013 N 517 в отношении Лушник Т.Н. 18.11.2013 была проведена внеплановая выездная проверка в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия с целью контроля за соблюдением правового режима зон охраны Памятника, утвержденного Постановлением N 1065, в ходе которой были выявлены нарушения и Лушник Т.Н. были выданы предписания об освобождении участка от возведенной на нем " ... " нежилой хозпостройки площадью " ... " кв.м. с условным номером N ... в срок до 31.12.2013, а также предписано осуществить мероприятия, направленные на рекультивацию и восстановление нарушенного ландшафта, уничтоженной почвозащитной растительности на территории участка в срок до 30.04.2014. В ходе внеплановой выездной проверки по исполнению предписаний Комитетом была установлено, что предписания Лушник Т.Н. не исполнены, в связи с чем, она была привлечена к административной ответственности. Вместе с тем, до настоящего времени мероприятия, исполнение которых предписано Лушник Т.Н. в соответствии с предписанием N 28 и предписанием N 30, указанным лицом не исполнены.
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 18.10.2016 дело передано для рассмотрения по подсудности в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга /л.д. N ... /.
Определением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17.11.2016 гражданское дело по иску Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия к Лушник Т. Н. о понуждении к исполнению предписаний органа государственной охраны объектов культурного наследия было принято к производству, делу присвоен номер 2-1644/2017.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2017 года исковые требования Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия к Лушник Т.Н. о понуждении к исполнению предписаний органа государственной охраны объектов культурного наследия удовлетворены.
Суд обязал Лушник Т.Н. исполнить предписание N 28 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия от 20.11.2013 путем демонтажа возведенной на земельном участке с кадастровым номером N ... нежилой хозпостройки с условным номером N ... в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Суд обязал Лушник Т.Н. исполнить предписание N 30 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия от 20.11.2013 путем осуществления предварительно согласованных с Государственным комитетом Псковской области но охране объектов культурного наследия мероприятий, направленных на рекультивацию и восстановление нарушенного ландшафта, уничтоженной почвозащитной растительности на территории земельного участка с кадастровым номером N ... , в течение 1 года с момента вступления в силу решения суда.
В апелляционной жалобе Лушник Т.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленос нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание не явился представитель истца, о дне слушания дела извещен, представил возражения на апелляционную жалобу, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в его отсутствие.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Лушник Т.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... " категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Указанный участок находится в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "" ... "", расположенный по адресу: "адрес" /л.д. N ... /.
Границы охранной зоны памятника и правовой режим охранной зоны утверждены постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 28.04.2005 N 1065 "Об утверждении границ зон охраны и режима зон охраны государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "" ... "".
Памятник принят на государственную охрану в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" /л.д. N ... /.
Памятник отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Установленные Постановлением N 1065 режимы охранной зоны памятника, в том числе, режимы использования земель, ограничивающие строительство и хозяйственную деятельность согласуются с положениями ст. 34 Закона N 73-ФЗ и нарушение таких режимов влечет угрозу сохранности памятника.
На основании приказа Государственного Комитета Псковской области по культуре от 29.10.2013 N 517 /л.д. N ... / 18.11.2013 в отношении Лушник Т.Н. была проведена внеплановая выездная проверка в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия с целью контроля за соблюдением правового режима зон охраны Памятника, утвержденного Постановлением N 1065.
В ходе проведения проверки на участке ответчицы были выявлены нарушения правового режима зон охраны памятника, утвержденного постановлением N 1065, указанные в содержании акта N 47 проверки в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия от 20.11.2013 /л.д. N ... /.
По результатам проведенной проверки Лушник Т.Н. выдано предписание N 28 от 20.11.2013, которым Лушник Т.Н. предписано освободить участок от возведенной на нем " ... " нежилой хозпостройки площадью " ... " кв.м, с условным номером N ... в срок до 31.12.2013 /л.д. N ... /.
Также по результатам проверки Лушник Т.Н. выдано предписание N 30 от 20.11.2013, которым Лушник Т.Н. предписано осуществить мероприятия направленные на рекультивацию и восстановление нарушенного ландшафта, уничтоженной почвозащитной растительности на территории участка в срок до 30.04.2014 /л.д. N ... /.
На основании приказа Государственного Комитета Псковской области по культуре от 04.02.2014 N 79 /л.д. N ... / 20.02.2014 Комитетом была осуществлена проверка исполнения предписания N 28.
Согласно акта N 9 проверки в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия от 25.02.2014 установлено, что предписание N 28 не исполнено, в связи с чем в отношении Лушник Т.Н. составлен протокол N 7/2014 от 25.02.2014 об административном правонарушении, предусмотренном част. " ... " ст. " ... ". КоАП РФ /л.д. N ... /.
Постановлением Печорского районного суда Псковской области от 16.04.2014 по делу N ... , оставленным без изменения решением Псковского областного суда от 14.07.2014 по делу N ... , Лушник Т.Н. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренном ч. " ... " ст. " ... ". КоАП РФ /л.д. N ... /.
На основании приказа Государственного Комитета Псковской области по культуре от 17.04.2014 N 245 /л.д. N ... / 14.05.2014 Комитетом была осуществлена проверка исполнения предписания N 30.
В соответствии с актом N 32 проверки в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия от 19.05.2014 установлено, что предписание N 30 не исполнено, в связи с чем в отношении Лушник Т.Н. составлен протокол N 28/2014 от "дата" об административном правонарушении, предусмотренном ч. " ... " ст. " ... " КоАП РФ /л.д. N ... /.
Постановлением Печорского районного суда Псковской области от 09.06.2016 по делу N ... оставленным без изменения решением Псковского областного суда от 04.08.2014 по делу N ... , Лушник Т.Н. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного част. " ... " ст. " ... " КоАП РФ /л.д. N ... /.
Вместе с тем, до настоящего времени предписания N 28 и N 30, Лушник Т.Н. не исполнены, что сторонами не оспаривалось.
Удовлетворяя исковые требования Государственного комитета Псковской области, суд первой инстанции исходил из того, что на указанном земельном участке совершены нарушения правового режима зон охраны Памятника, который в соответствии с Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" принят на государственную охрану.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия).
В соответствии со статьей 5 Закона об объектах культурного наследия земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 33 Земельного кодекса Российской Федерации к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений.
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.
Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (пункт 1 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия).
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия).
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315.
Согласно пункту 2 данного Положения на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом.
Постановлением Псковского областного собрания депутатов от 28 апреля 2005 года N 1065 утверждены границы зон охраны и режима зон охраны поименованного музея-заповедника. Так, пунктом 1 данного постановления установлено, что границы охранной зоны музея-заповедника "Изборск" на юге проходят: по северной границе "адрес", по исторической поселковой дороге "адрес"
Названным ранее постановлением Псковского областного собрания депутатов от 28 апреля 2005 года N 1065 установлено, что на территории охранной зоны расположено историческое поселение "" ... "", для которого законодательством предусмотрено особое регулирование землеустроительной градостроительной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 34 Закона об объектах культурного наследия охранная зона - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
На территории названного поселения строительство зданий и сооружений осуществляется по специальным проектам, включающим малые архитектурные формы (штакетники, осветительная арматура, ворота, калитки, колодцы, скамьи и др.), согласованным с органом охраны объектов культурного наследия. При этом высота построек не может превышать 8 метров.
Кроме того запрещается строительство зданий и сооружений из не характерных для данной местности материалов, с ломаными кровлями, прокладка новых улиц, нарушение исторически сложившихся красных линий застройки.
Строительство и благоустройство на территории исторического населенного пункта не должно нарушать объемное или цветовое соотношение памятников с их окружением.
В охранной зоне запрещается: проведение любых земляных работ, ведущих на глубину более 0,2 м, на территориях выявленного охраняемого исторического культурного слоя, отдельных памятниках археологии без согласования с соответствующим органом охраны памятников; повреждение и уничтожение объектов культурного и природного наследия; отвод земельных участков для размещения любого вида строительства без согласования с органом охраны объектов культурного наследия; проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без согласования с органом охраны объектов культурного наследия; разработка месторождений всех видов полезных ископаемых и любая иная деятельность, связанная с разработкой карьеров; хозяйственная деятельность, за исключением деятельности по производству сельскохозяйственной продукции; прокладка дорог и устройство стоянок, не связанных с маршрутной схемой музея-заповедника "" ... "", повреждение форм рельефа и разрушение берегов; рубка леса (кроме рубок и санитарных рубок); уничтожение или повреждение почвозащитной растительности.
Проведенной проверкой выявлены нарушения требований законодательства по режиму использования указанного земельного участка (в том числе, по возведению построек, строений, проведению строительных и иных работ, ведущих к видоизменению данной территории).
Доводы апелляционной жалобы на наличие у ответчицы разрешения на строительство жилого дома, бани и хозяйственных построек N ... от 20.12.2013 выданного Администрацией сельского поселения "" ... "" Печорского района Псковской области не является основанием для отмены решения суда.
Правовая природа разрешения на строительство предполагает под собой, что данный ненормативный правовой акт устанавливает определенное соответствие предполагаемого объекта (проекта его создания) действующим градостроительным требованиям.
То есть, действующее нормативное предписание относительно выдачи разрешения на строительство не наделяет компетентный орган при решении данного вопроса полномочиями по проверке обоснованности и законности сведений, утвержденных и содержащихся в градостроительном плане земельного участка.
Следовательно, наличие разрешения на строительство на данном земельном участке не освобождает ответчика от обязанности получения согласования органа охраны объектов культурного наследия на проведение вышепоименованных работ.
Таким образом, наличие разрешения на строительство не предусматривает бесспорное и самостоятельное право ответчика на производство землеустроительных и иных строительных работ на земельном участке, в отношении которого установлены ранее названные ограничения на подобные работы.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, направлены на иное толкование норм материального права, не опровергают выводы судебного решения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, принятое в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Лушник Т.Н., которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 21 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лушник Т. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.