Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Емельяновой Ю.С., Карелиной Е.Г.,
при секретаре Шакиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента лесного хозяйства Томской области Маткина Виталия Евгеньевича на решение Кировского районного суда г.Томска от 23 июня 2017 года
дело по иску Ковалева Артема Александровича к Департаменту лесного хозяйства Томской области, ФГБУ "Рослесингфорг", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области о признании недействительными сведений государственного лесного реестра о государственном учете в составе земель лесного фонда лесного участка, исключении сведений из государственного лесного реестра.
Заслушав доклад судьи Худиной М.И., объяснения представителя Департамента лесного хозяйства Томской области Маткина В.Е., поддержавшего доводы жалобы, представителя Ковалева А.А. Валиулиной Р.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Ковалев А.А. обратился в суд с указанным иском, в котором с учетом уточнений просит признать недействительными сведения Государственного лесного реестра о государственном учете в составе земель лесного фонда Тимирязвского лесничества Темерчинского участкового лесничества урочище "Тимирязевское" квартал /__/ выдел /__/ в отношении поверхности земли, являющейся земельным участком с кадастровым номером /__/, и подлежащими исключению Департаментом лесного хозяйства из Государственного лесного реестра в месячный срок с даты принятия решения суда.
Требования обосновал тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью /__/ кв.м, с кадастровым номером /__/, имеющий категорию земель - земли населенного пункта, разрешенное использование - индивидуальные жилые дома с приусадебными участками, с кадастровым номером /__/. Право собственности зарегистрировано 01.10.2014 за регистрационной записью N /__/, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права /__/ N /__/. При подготовке документов для получения разрешения на строительство жилого дома Ковалевым А.А. получен ответ Департамента лесного хозяйства Томской области от 29.12.2016 N 74-09-8017, из которого следует, что земельный участок N/__/, расположенный по адресу: /__/, входит в состав земель лесного фонда и имеет местоположение: Тимирязевское /__/. Кадастровый инженер Г. по результатам проведенных кадастровых работ выдал заключение о том, что местоположение земельного участка с кадастровым номером /__/ в системе координат МСК-70 на местности определено верно и соответствует сведениям ЕГРН. Пересечений земельного участка с кадастровым N /__/ с лесным участком земель лесного фонда с кадастровым N /__/ нет.
Определением суда от 17.05.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено муниципальное образование Город Томск в лице администрации г.Томска.
Истец Ковалев А.А. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Валиулиной Р.А., которая в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом уточнений. Дополнительно пояснила, что земельный участок истца с кадастровым номером /__/ расположен на землях населенного пункта, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, был образован из ранее учтенного земельного участка, расположенного на землях промышленности, транспорта и предназначенного для эксплуатации зданий и сооружений лесозавода. С момента образования родового (первоначального) участка, он никогда не располагался на землях лесного фонда. В судебном заседании представителями ответчиков не представлено документов, подтверждающих изменение категории земли и отнесение земельного участка с кадастровым номером /__/, принадлежащего на праве собственности истцу, к землям лесного фонда. Доводы ответчиков о том, что сведения о местоположении границ Тимирязевского лесничества в ГЛР внесены на основании документов о таксации лесных насаждений, проведенной по лесным кварталам, не обоснованы, поскольку материалы таксации лесов точек координат не содержат.
Представитель ответчика ФГБУ "Рослесингфорг" Анисимова Л.В. с иском не согласилась, в письменном отзыве указала, что границы лесных (земельных) участков Тимирязевского лесничества Томской области определены картометрическим методом по материалам лесоустройства 2001 года (предусматривающее полевые натурные работы лесных участков, материалам землеустройства (1995 г.) и сведениям из государственного кадастра недвижимости в виде кадастровых выписок (КВЗУ) и кадастровых планов территорий (КПТ)). Земельный (лесной) участок с кадастровым номером /__/, из которого происходило образование земельного (лесного) участка с кадастровым номером /__/ 16.08.2012 путем раздела исходного (/__/), представляет собой ранее учтенный земельный участок, находящийся в федеральной собственности, границы которого установлены и определены в соответствии с лесным законодательством. Земельный участок с кадастровым номером /__/, принадлежащий Ковалеву А.А., по материалам лесоустройства 2001 года и 2013 года находится на землях лесного фонда Тимирязевского лесничества, Темерчинского участкового лесничества, урочище "Тимирязевское", квартал /__/, выдел /__/. Земельный участок с кадастровым номером /__/, который поставлен на государственный кадастровый учет 12.11.2008, находился на землях лесного фонда по материалам лесоустройства и сведениям из государственного лесного реестра предыдущих лет (2001 год), когда границ земельного (лесного) участка еще не было в сведениях государственного кадастра недвижимости по новому законодательству единого государственного реестра недвижимости, лесной участок внесен в ЕГРН 16.08.2012.
Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е. возражал против удовлетворения иска. Не согласился с заключением кадастрового инженера, представленным стороной истца в материалы дела. Указал, что спорный земельный участок в соответствии с планом лесных насаждений относится к землям лесного фонда, тогда как кадастровый инженер не использовал план лесных насаждений при составлении заключения. В обоснование возражений ссылался на схему местоположения земельных участков /__/ и /__/ на плане лесных насаждений Тимирязевского лесничества, в которой зафиксирован факт того, что земельный участок истца находится в границах земель лесного фонда, ограниченных контуром лесотехнического выдела /__/, входящего в состав лесного квартала /__/ урочища "Темерчинское", публичную кадастровую карту, в которой зафиксирован факт того, что земельный участок истца находится полностью в составе земель лесного фонда. На плане лесонасаждений факт наложения земельного участка истца на лесной земельный участок с кадастровым номером /__/ установлен с помощью системы данных, оцифрованной и векторизованной картометрическим способом путем программных методов. С помощью указанной системы данных возможно установить местоположение любого участка в границах земель лесного фонда. Приказ об определении границ Рослесхозом не издавался, поэтому никому неизвестно, где на местности находятся внешние границы Тимирязевского лесничества. Установление границ Тимирязевского лесничества относится к полномочиям Рослесхоза. Просил в удовлетворении искового заявления отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, третьего лица на стороне ответчика Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального образования "Город Томск" в лице Администрации г.Томска.
Обжалуемым решением на основании п.3 ст.6, п.1 ст.25, п.1 ст.26, ст.7, ст.101 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.6, ст.7, ст.8, 23, ч.2 ст.72, ст.92, ст.69.1, ст. 68.1, 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации, п.2 ст.1 ст.5, ст.7, ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.3, 4, 113 Лесного кодекса РСФСР, ст.2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, суд первой инстанции исковые требования Ковалева А.А. удовлетворил, признал недействительными сведения Государственного лесного реестра о государственном учете в составе земель лесного фонда лесного участка, расположенного по адресу: /__/, в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ Обязал Департамент лесного хозяйства Томской области исключить из Государственного лесного реестра сведения о земельном участке с кадастровым номером /__/, расположенным по адресу: /__/, в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Томской области Маткин В.Е. просит решение Кировского районного суда г.Томска от 23 июня 2017г. отменить, принять по деду новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Ковалева А.А. в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что несовпадение границ земельного участка с кадастровым номером /__/, на который зарегистрировано право собственности истца, с границами другого земельного участка с кадастровым номером /__/, который находится в собственности Российской Федерации, не является тем обстоятельством, которое однозначно свидетельствует об отсутствии пересечения границ земельного участка истца с границами Тимирязевского лесничества Томской области.
Заключение кадастрового инженера не учитывает сведений государственного лесного реестра, сведения о границах Тимирязевского лесничества в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Таким образом, выводы кадастрового инженера о неналожении двух участков основаны на неполном исследовании необходимых данных.
Полагает, что суд дал неверную оценку представленным Департаментом доказательствам, в частности выписке из государственного лесного реестра, признав данные сведения недействительными. Считает, что истец смешивает понятия границ конкретного лесного или земельного участка и границ лесничества как зоны с особыми условиями использования территорий.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Валиулина Р.А. полагает, что оснований для отмены решения Кировского районного суда г.Томска от 23 июня 2017года нет. Апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения.
В соответствии с требованиями ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Рассматривая настоящий спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий, поскольку доказательств, подтверждающих фактическое расположение земельного участка с кадастровым номером /__/ в пределах лесного участка суду не представлено.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
В силу ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пп. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса и включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (ч.1 ст. 68 ЛК РФ).
Согласно ст. 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Таким образом, лесоустройство не предполагает установление границ лесничеств, а лишь закрепляет установленные полномочным органом границы на местности.
В силу п. 32 ст. 81 ЛК РФ установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", а с 01.01.2017 - Федеральным законом от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в силу ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Право собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда закрепляется ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что истец Ковалев А.А. на основании договора купли-продажи от 17.09.2014 является собственником земельного участка, площадью /__/ кв.м, с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ (свидетельство о государственной регистрации права от 01.10.2014, выписки из единого государственного реестра недвижимости N /__/ от 06.04.2017 и N/__/ от 31.05.2017).
Установлено, что принадлежащий истцу земельный участок существует в установленных границах с 12.11.2008, учтен в Государственном кадастре недвижимости с 12.11.2008 по результатам межевания с характеристиками по местоположению, соответствующими зарегистрированному праву, а именно: категория земель - земли населенного пункта, разрешенное использование - индивидуальные жилые дома с приусадебными участками, общей площадью /__/.м, кадастровый номер /__/.
Исследовав представленные доказательства, подтверждающие последовательность событий по образованию земельного участка с кадастровым номером /__/, дав им надлежащую оценку, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером /__/ на законном основании отнесен к категории - земли населенного пункта и не относился к землям лесного фонда ранее, а право собственности Ковалева А.А. на данный земельный участок никем не оспаривалось.
Из ответа Департамента лесного хозяйства Томской области от 29.12.2016 N74-09-8017 следует, что земельный участок с кадастровым номером /__/ входит в состав земель лесного фонда и имеет следующее местоположение: /__/.
Данный ответ подтверждает внесение земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, находящегося по адресу: /__/, в Государственный лесной реестр в соответствии с положениями ст. 91 Лесного кодекса РФ, поскольку дан полномочным органом, осуществляющим в силу положений ст. 81, 83 Лесного кодекса РФ ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Кроме того, нахождение земельного участка истца в составе земель лесного фонда с местоположением: /__/, сведения о котором внесены в Государственный лесной реестр, подтверждено при рассмотрении дела представителем Департамента лесного хозяйства.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером /__/ от 27.02.2017 площадь участка составляет /__/ кв.м, он относится к землям лесного фонда, в государственный кадастр недвижимости участок внесен 16.08.2012, собственник - Российская Федерация на основании ЛК РФ.
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничества и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.
В свою очередь, как указано в ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации), границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а из смысла ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что осуществление в отношении лесного участка государственного кадастрового учета является одним из обязательных признаков лесного участка как юридической категории лесного законодательства.
Согласно пункту 2 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу п.7 ст.1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества (земельных участков) - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости - земельных участков с характеристиками, позволяющими определить их в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение их существования. И это является единственным, признаваемым государством доказательством, существования объекта недвижимости -земельных участков именно с такими характеристиками, которые внесены в ЕГРН.
Границы лесного участка Тимирязевского лесничества с кадастровым номером /__/ определены картометрическим методом ФГБУ "Рослесинфорг" в рамках государственного контракта от 03.06.2010, установлены межевым планом и 16.08.2012 уполномоченным органом кадастрового учета осуществлен государственный кадастровый учет.
Из заключения кадастрового инженера от 13.04.2017 следует, что наложения земельного участка истца с кадастровым номером /__/ на земельный участок Тимирязевского лесничества с кадастровым номером /__/ не имеется.
Довод жалобы о недостоверности данного заключения в связи с тем, что кадастровым инженером не учтены сведения из Государственного лесного реестра, не может быть принят во внимание, поскольку из данного заключения следует, что предметом оценки для кадастрового инженера являлось установление факта наложения границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет.
Подлежит отклонению как несостоятельный также довод жалобы о том, что кадастровым инженером не были запрошены из ГКН и использованы сведения о границах лесничества, поскольку самим апеллянтом в жалобе указано, что такие сведения в реестр не внесены.
Таким образом, поскольку наложения земельных участков с кадастровыми номерами /__/ и /__/, учтенных в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" и поставленных на кадастровый учет, нет, при этом границы земельного участка лесного фонда, внесенного в Государственный лесной реестр ответчиком Департаментом лесного хозяйства Томской области, надлежащим образом не установлены, суд первой инстанции со ссылкой на ст. 56 ГПК РФ пришел к верному выводу о том, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств законного включения земельного участка истца в земли лесного фонда.
Судом дана всесторонняя оценка представленных сторонами доказательств, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Включение земельного участка по адресу: /__/, принадлежащего истцу на праве собственности, в состав земель лесного фонда препятствует осуществлению им правомочий собственника, а именно - получению разрешительной документации на возведение на земельном участке индивидуального жилого дома.
Нарушенное право ответчика может быть восстановлено путем признания недействительными сведений Государственного лесного реестра о государственном учете в составе земель лесного фонда лесного участка, расположенного по адресу: /__/, в отношении земельного участка с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/ обязания Департамента лесного хозяйства Томской области исключить из Государственного лесного реестра сведения о земельном участке с кадастровым номером /__/, расположенным по адресу: /__/.
Удовлетворив заявленные истцом требования, суд принял законное и обоснованное решение, которое отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Томска от 23 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.