Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Поникаровской Н.В.
судей Уосис И.А., Шубина Д.В.
при секретаре Овсепян Л.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 сентября 2017 года апелляционную жалобу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ на решение Центрального суда г. Калининграда от 28 октября 2016 года, которым исковые требования Ермакова Тимофея Евгеньевича и Ермакова Евгения Александровича к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (отдел N4 в г.Калининграде), ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, признании решения незаконным и отмене, об обязании восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении и включить в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, удовлетворены в части.
Суд постановилпризнать незаконным решение начальника отдела N5 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 07 августа 2012 года о снятии Г. и членов ее семьи с учета на получение жилого помещения по договору социального найма и исключении их из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Обязать ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ восстановить Ермакова Евгения Александровича на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи четыре человека (он, Ермаков Тимофей Евгеньевич, Ермакова Инна Викторовна, Б.) и включить его с тем же составом семьи в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по
договорам социального найма, с 12 декабря 2005 года.
В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Уосис И.А., пояснения представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ и отдела N4 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ - Горбатенко Д.П., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя Ермакова Е.А. и Ермакова Т.Е. - Кулагиной Л.С., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ермаков Т.Е. обратился в суд с иском, указав, что он является сыном военнослужащей Г., проходившей военную службу в в/ч N и умершей 31 мая 2012 г. Решением жилищной комиссии в/ч N от 12 декабря 2005 г. Г. поставлена на учет для получения жилого помещения по договору социального найма и состояла на данном учете до 7 августа 2012 г. В апреле 2013 г. его отцу - Ермакову Е.А., также состоявшему на указанном учете в качестве члена семьи Г., выдано письменное сообщение и уведомление от 7 августа 2012 г. N начальника отдела N 5 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, которым Г. и члены ее семьи - супруг Ермаков Е.А., сын Ермаков Т.Е., внук Б. и невестка Ермакова И.В. сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений и исключены из единого реестра военнослужащих, состоящих на данном учете. Просит признать незаконным бездействие начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ и бездействие начальника Департамента жилищного обеспечения МО РФ, не осуществлявших надлежащий надзор и контроль за исполнением обязанностей, возложенных на отдел N5 г.Калининграда ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ; признать незаконным решение начальника отдела N5 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 7 августа 2012 г. о снятии Г. и членов ее семьи - мужа Ермакова Е.А., сына Ермакова Т.Е., невестки Ермаковой И.В., внука Б. с учета на получение жилого помещения по договору социального найма и исключении из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений; обязать ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ отменить указанное решение; обязать ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу судебного решения восстановить Ермакова Е.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи из четырех человек, включая Ермакова Е.А., Ермакова Т.Е., Ермакову И.В., Б. и включить его с тем же составом семьи в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, с 12 декабря 2005 г.
Ермаков Е.А. (супруг Г. и отец Ермакова Т.Е.) обратился в суд с аналогичным исковым заявлением и ссылками на те же доводы.
Определением суда дела объединены в одно производство.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 18 декабря 2014 г. Ермаковым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 25 марта 2015 г. указанное решение оставлено без изменения.
Определением Верховного суда РФ от 25 мая 2016 г. решение и апелляционное определение отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом постановленоуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ просит решение отменить. Считает решение незаконным и необоснованным. Указывает на то, что суд неправильно установилимеющие значение для дела обстоятельства, дал неправильную оценку представленным доказательствам, неправильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем, пришел к неправильным выводам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ - с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Право военнослужащих на жилище в рамках указанного закона реализуется в форме предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Ст. 51 ЖК РФ предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела - Ермакову Е.А. на основании решения КЭЧ выдан ордер от 24.08.1995 г. на вселение с составом семьи из трех человек, включая супругу Г. и сына
Ермакова Т.А. в жилое помещение по адресу: "адрес".
Нанимателем указанной квартиры являлся Ермаков Е.А., кроме него в квартире с ДД.ММ.ГГГГ имели регистрацию супруга Г. (снята с регистрационного учета в связи со смертью 29.06.2012г.), сын Ермаков Т.Е., с ДД.ММ.ГГГГ по 29.09.2006 г. имела регистрацию невестка В., с ДД.ММ.ГГГГ имеет регистрацию невестка Ермакова И.В., с ДД.ММ.ГГГГ - внук Б.
Г. состояла в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи из пяти человек с 06 июня 2005 г. на основании решения жилищной комиссии войсковой части N.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 12 декабря 2005 года Г. включена в список очередников на получение жилых помещений с составом семьи из четырех человек.
Решением жилищной комиссии части N от 07.07.2009 г. на основании поданного Г. рапорта в состав членов ее семьи включен внук Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состав семьи пять человек ? она, супруг, сын, невестка и внук.
Г. умерла 31.05.2012 г.
На основании договора приватизации от 04.04.2013 г. жилое помещение но адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., передано в собственность Ермакова Е.А., Ермакова Т.Е. и Ермакова А.Т. по 1/3 доле каждому.
Решением отдела N5 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от 07 августа 2012 г. Г. с составом семьи из пяти человек снята с учета нуждающихся в получении жилых помещений и исключена из списка военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма, 07.08.2012 г. на основании ст. 56 ЖК РФ, п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим -гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещении по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным решения о снятии Г. и членов ее семьи с учета на получение жилого помещения по договору социального найма и исключении из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений; обязании восстановить Ермакова Е.А. на таком учете с 12 декабря 2005 г., Ермаковы указали на отсутствие оснований для снятия с учета, поскольку Г. была поставлена на учет на основании определения Балтийского флотского военного суда от 24.11.2005 г., что в собственности Ермакова Т.Е. отсутствует жилое помещение, а остальные члены семьи не вправе претендовать на принадлежащее Ермакову Е.А. жилое помещение в г. Новосибирске, которое является единственным местом жительства его брата А., являющегося инвалидом и требующего постороннего ухода.
Удовлетворяя заявленные Ермаковыми исковые требования в части, суд
первой инстанции исходил из того, что правовых снований для снятия Г. и членов ее семьи с учета нуждающихся в получении жилого помещения и исключения из единого реестра военнослужащих не имелось, выводы органов военного управления об обеспеченности Ермаковых выше нормы предоставления, установленной Федеральным законом "О статусе военнослужащих", является ошибочным, поскольку приобретение Ермаковым Е.А. по договору дарения в 2009 г. жилого помещения в г.Новосибирске никак не повлияло на жилищные условия остальных членов семьи, их жилищные условия не улучшились.
При этом судом определен уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Г. на день ее смерти -"данные изъяты" кв.м. ("данные изъяты" кв.м./5), что значительно меньше нормы предоставления жилого помещения, установленной Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40 часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Как предусмотрено ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, в том числе, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда
социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения
по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного
фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда
социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения
по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного
фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или
членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей
площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для
жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Решением 77 гарнизонного военного суда от 06.06.2005 г. удовлетворено заявление Г. и на командира войсковой части N и жилищную комиссию части возложена обязанность включить Г. в число нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из четырех человек, включая невестку Ермакову И.С.
Как усматривается из материалов дела ? военнослужащая Г. состояла на учете военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма, с 06 июня 2005 г., в связи с изменением состава ее семьи - с 07.07.2009 г. находилась на учете с составом семьи из пяти человек ? она, супруг, сын, невестка и внук.
При постановке Г. на такой учет 06.06.2005 г. обеспеченность каждого члена семьи в занимаемом жилом помещении по адресу: "адрес" составляла менее 18 кв.м.
Вместе с тем, 25 декабря 2009 г. зарегистрировано право собственности Ермакова Е.А. на четырехкомнатную квартиру по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Данная квартира была предоставлена по ордеру от 14.11.1967 г. Д. на состав семьи, включая супругу Е., двух сыновей ? Ермакова Е.А. и А.
В указанном жилом помещении проживает и зарегистрирован до настоящего времени А. - брат собственника. А. является инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию.
Доводы истцов о том, что А. является инвалидом "данные изъяты" группы, страдает "данные изъяты", при котором совместное проживание с ним является затруднительным, судебная коллегия не может признать обоснованными, поскольку объективно данные доводы ничем не подтверждены.
Заболевания, имеющиеся у А. в соответствии с представленной в материалы дела справкой ГБУЗ И., не относятся к числу заболеваний, определенных Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. При этом постановка и снятие с учета по указанному основанию предметом рассмотрения не являлись, доказательств постановки на учет по данному основанию не предоставлялось.
Допрошенная в судебном заседании заведующая отделением Ж. - врач К. пояснила, что Ермаков В.А. имеет смешанный диагноз - "данные изъяты". Представленные медицинские документы свидетельствуют об отсутствии оснований считать невозможным совместное с ним проживание.
При изложенных обстоятельствах каких-либо обоснованных оснований полагать невозможным совместное проживание с А. с учетом его состояния здоровья в жилом помещении по адресу: "адрес" не имеется.
Как предусмотрено п.9 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязаны в течение тридцати дней сообщать в структурные подразделения уполномоченного органа об изменении сведений в ранее представленных ими документах, подтверждающих право быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, несмотря на приобретение Ермаковым Е.А. в собственность 25.12.2009 г. на основании договора дарения жилого помещения по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м., об изменении имеющихся в учетном деле сведений не было сообщено и подтверждающие документы не были представлены.
Предоставляя 05.05.2011 г. в жилищный орган сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, как и ранее - Г. не было указано сведений о наличии в собственности супруга Ермакова Е.А. указанного жилого помещения.
Сведения о наличии в собственности Ермакова Е.А. жилых помещений в г. Нижний Новгород материалами дела не подтверждены.
Согласно ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения
ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п.п. "б" п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пп. "а" п. 14 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В связи с этим приобретенное в собственность Ермакова Е.А. жилое помещение подлежало учету при определении уровня обеспеченности каждого члена семьи общей площадью жилого помещения.
Выводы суда первой инстанции о том, что после приобретения в собственность Ермакова Е.А. жилого помещения в г. Новосибирске жилищные условия остальных членов семьи не изменились, в связи с чем названное жилое помещение не подлежит учету при определении уровня обеспеченности семьи жилым помещением, не могут быть признаны обоснованными, поскольку прямо противоречат положениям п. 2 ст. 51 ЖК РФ, устанавливающего, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями
предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Поскольку суммарная общая площадь двух указанных жилых помещений составила "данные изъяты" кв. м ("данные изъяты" кв. м + "данные изъяты" кв. м), т.е. более учетной нормы и нормы предоставления, приходящейся на каждого члена семьи, в том числе с учетом А., и не позволяла Г. после 25.12.2009 г. находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.
Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, как и в силу п.п. "б" п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, являлось основанием для снятия Г. с членами семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Поскольку фактически основанием для исключения Г. из списка военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма, послужила утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, само по себе ошибочное указание в уведомлении в качестве основания исключения Г. из указанного списка - п.п. д п. 10 Инструкции (выявление в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях) о неправомерности принятого решения не свидетельствует.
При этом само уведомление содержит указание, что капитан Г. снята с учета на основании представленных документов в соответствии со ст. 56 ЖК РФ и п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим -гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 годаМ 1280.
Приобретение в собственность членом семьи военнослужащей Г. - Ермаковым Е.А. жилого помещения свидетельствует об изменении жилищных условий семьи, в результате которого были утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, что в силу приведенных правовых норм является основанием к снятию с соответствующего жилищного учета.
Оспариваемое решение отдела N5 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии Г. с учета нуждающихся в жилых
10
помещениях и об исключении Г. из списка военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма с составом семьи из пяти человек, вынесено уполномоченным органом на законных основаниях, поскольку на момент его принятия отпали основания, дающие Ермаковым право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 01 марта 2005 г.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из данной конституционной нормы - часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.
Вместе с тем в рамках данного спора не установлено виновных действий ответчиков, нарушающих права и законные интересы истцов, оснований для удовлетворения исковых требований Ермаковых не имелось.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований Ермакова Т.Е. и Ермакова Е.А. о признании незаконным решения начальника отдела N5 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 07 августа 2012 года и обязании ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ восстановить Ермакова Е.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи четыре человека и включить его с тем же составом семьи в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 12 декабря 2005 г. с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований Ермаковых.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального суда г. Калининграда от 28 октября 2016 года отменить в части удовлетворения исковых требований Ермакова Тимофея Евгеньевича и Ермакова Евгения Александровича Александровича к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (отдел N4 в г.Калининграде), ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения начальника отдела N5 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 07 августа 2012 года о снятии Г. и членов ее семьи с учета на получение жилого помещения по договору социального найма и исключении их из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по
11
договору социального найма и обязании ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ восстановить Ермакова Е.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи четыре человека и включить его с тем же составом семьи в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 12 декабря 2005 г. и принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении названных исковых требований Ермакова Тимофея Евгеньевича и Ермакова Евгения Александровича к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (отдел N4 в г.Калининграде), ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.