Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Ольховского В.Н.,
судей Ганцевича С.В., Теплинской Т.В.,
при секретаре Евлаховой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Московского районного суда г. Калининграда от 26 июня 2017 г., которым исковые требования Калининградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены: на ОАО РЖД в лице Северо-западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО РЖД в лице Вокзала Калининград Южный - структурного подразделения Северо-западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" возложена обязанность в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу предоставить пассажирам право бесплатного пользования туалетами при наличии проездных документов (билетов) на поезда пригородного сообщения путем размещения соответствующей информации на железнодорожном вокзале Калининград-Южный.
Заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения представителя ОАО РЖД Савельева С.В., поддержавшего апелляционную жалобу, заместителя Калининградского транспортного прокурора Авдеевой В.Л., считавшей решение суда правильным и возражавшей против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калининградский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО РЖД, указав, что в соответствии с абзацем 4 статьи 80 Устава железнодорожного транспорта РФ на железнодорожных станциях, открытых для выполнения операций по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа, вокзалы имеют в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, залы ожидания и необходимые помещения, в том числе предназначенные для санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров. Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами. В ходе проведенной Калининградской транспортной прокуратурой проверки по жалобам граждан на действия ОАО РЖД при предоставлении услуг пассажирам пригородного железнодорожного транспорта было установлено, что на вокзале Калининград-Южный, на который прибывают пассажиры, пользующиеся услугами проезда в поездах пригородного сообщения, в нарушение вышеуказанных требований законодательства ограничиваются права пассажиров на бесплатное пользование туалетом. Так, согласно информации, имеющейся на стенде, размещенном в помещении туалета вокзала Калининград-Южный, после окончания поездки пассажирам пригородного железнодорожного транспорта с разовыми билетами услуга оказывается за плату.
Ссылаясь на то, что указанное нарушение требований закона ущемляет права неопределенного круга лиц, являющихся потребителей услуг, прокурор просил суд обязать ОАО РЖД в лице Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" в лице Вокзала Калининград Южный - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" предоставить пассажирам право бесплатного пользования туалетами при наличии действительных документов (билетов) на поезда пригородного сообщении путем размещения соответствующей информации на железнодорожном вокзале Калининград-Южный, установив срок для совершения указанных действий после вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
ОАО РЖД подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения и отказе в иске со ссылкой на то, что ОАО РЖД надлежащим образом в полном соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ обеспечивает качественное обслуживание пассажиров с предоставлением им права бесплатного пользования залами ожидания и туалетами. При этом право бесплатного пользования туалетами предоставляется именно пассажирам. Согласно статье 2 указанного Устава пассажиром является физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира. Пассажир обладает таким статусом на время действия договора перевозки. Согласно статье 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, при этом заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Согласно пункту 52 Правил перевозки пассажиров, багажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России N 473 от 19 декабря 2013 г., проездные документы, приобретенные пассажиром, действительны на время следования поезда, с которым следует пассажир до пункта назначения. Согласно пункту 33 данных Правил в случае, если срок действия билета на поезд пригородного сообщения заканчивается в момент нахождения пассажира в поезде, проездной документ является действительным до прибытия пассажира на станцию его назначения. Следовательно, обязательства перевозчика по договору перевозки исполнены в момент доставки пассажира в пункт назначения, а физическое лицо, сошедшее в пункте назначения, пассажиром более не является, поскольку действие билета при покидании поезда в пункте назначения заканчивается. Лицо, после окончания поездки в поезде пригородного сообщения и прибытия на станцию назначения, утрачивает статус пассажира. Суд же при принятии решения руководствовался абзацем 27 статьи 2 УЖТ РФ в редакции Федерального закона от 19 июля 2011 г., которая утратила силу. Кроме того, в жалобе указано на необоснованность применения судом к сложившимся между сторонами правоотношениям положений Закона РФ "О защите прав потребителей" и на то, что обжалуемым решением разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - АО "Калининградская пригородная пассажирская компания", которая непосредственно оказывает услуги пассажирам пригородного железнодорожного транспорта.
В представленных судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда дополнениях к апелляционной жалобе ОАО РЖД указывает на нарушение судом правил подсудности дела, выразившееся в рассмотрении дела по месту нахождения железнодорожного вокзала Калининград-Южный, а не по месту нахождения юридического лица или его филиала.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с абзацем 4 статьи 80 Устава железнодорожного транспорта РФ на железнодорожных станциях, открытых для выполнения операций по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа, вокзалы имеют в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, железнодорожные билетные кассы, помещения для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, справочные бюро, комнаты отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров. Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.
Пункт 39 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, также предоставляет пассажирам право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.
Установлено, что ответчиком ОАО РЖД на железнодорожной станции Калининград-Южный ограничиваются права пассажиров пригородного железнодорожного транспорта на бесплатное пользование расположенным в здании вокзала Калининград-Южный туалетом по прибытии в пункт назначения; перед входом в туалет вывешено объявление о том, что после окончания поездки пассажирам пригородного железнодорожного транспорта с разовыми билетами услуга по пользованию туалетом оказывается за плату.
Данное обстоятельство подтверждается материалами проведенной Калининградской транспортной прокуратурой проверки и ответчиком не оспаривается.
Как указывалось выше, ОАО РЖД полагает, что право бесплатного пользования туалетами на железнодорожных вокзалах предоставляется только физическим лицам, заключившим договор перевозки и обладающим статусом пассажиров на время действия указанного договора, заключение которого удостоверяется соответствующим билетом (проездным документом), действительным в силу требований норм гражданского законодательства только на время следования поезда, до прибытия пассажира на станцию назначения. В момент доставки пассажира в пункт назначения обязательства перевозчика по договору перевозки прекращаются, а физическое лицо, сошедшее с поезда пригородного сообщения в пункте назначения, перестает быть пассажиром, в связи с чем не обладает правом бесплатного пользования туалетами на вокзалах.
Ссылку ответчика на данные обстоятельства нельзя признать обоснованной.
Понятие пассажира, используемое для целей регулирования правоотношений, связанных с перевозкой железнодорожным транспортом, содержится только в Уставе железнодорожного транспорта РФ.
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Устава железнодорожного транспорта РФ пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира.
При этом в данном Уставе и изданных в соответствии с ним Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, Правилах перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. N 473, не содержится норм, согласно которым пассажир обладает таким статусом только до момента оставления им вагона поезда в пункте назначения, на чем, по существу, настаивает ответчик.
Указанные ОАО РЖД положения статьи 786 ГК РФ, регулирующие договор перевозки пассажира, устанавливают лишь права и обязанности сторон данного договора и порядок его заключения. Понятие пассажира в Гражданском кодексе РФ, в том числе в главе 40 (перевозка), не дано. Из положений данной главы также не следует, что пассажир обладает таким статусом только до момента оставления им вагона поезда в пункте назначения.
Пункт 52 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 г. N 473, определяющий время действительности приобретенных пассажиром проездных документов, на который ссылается ответчик, также не устанавливает момент утраты лицом, заключившим договор перевозки, статуса пассажира.
Пункт 33 указанных Правил, введенный для случаев истечения срока действия билета на поезд пригородного сообщения в момент нахождения пассажира в поезде, вообще не имеет отношения к правоотношениям сторон по настоящему делу.
Вместе с тем положения вышеуказанных нормативных правовых актов, возлагающие на перевозчика обязанность по доставке пассажира в пункт назначения, с учетом особенностей перевозки железнодорожным транспортом предполагают доставку пассажира на специально оборудованный объект инфраструктуры указанного вида транспорта, под которым в данном случае может рассматриваться железнодорожный вокзал пункта назначения.
Таким образом, заключившее договор перевозки пассажира лицо, прибывшее на вокзал пункта назначения и находящееся на данном вокзале именно в связи с исполнением сторонами договора перевозки пассажира их обязательств, вытекающих из данного договора, исходя из содержания абзаца 27 статьи 2 Устава железнодорожного транспорта РФ и других нормативных правовых актов, регулирующих перевозку пассажиров железнодорожным транспортом, безусловно является пассажиром в смысле положений указанных нормативных правовых актов, в связи с чем в силу требований абзаца 4 статьи 80 УЖТ РФ и пункта 39 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111, имеет право бесплатного пользования расположенными на вокзалах туалетами.
Более того, как следует из пояснений представителя ответчика и представленных им суду документов, ОАО РЖД на основании внутреннего распоряжения филиала данной организации предоставляет право бесплатного пользования расположенными в здании вокзала Калининград-Южный санитарными комнатами пассажирам при наличии проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования с момента приобретения проездного документа или в течение двух часов с момента прибытия поезда на вокзал при условии предъявления проездного документа (билета), а также пассажирам с действующими абонементными проездными документами (для многократных поездок) в течение оплаченного срока действия абонемента при обязательном предъявлении оформленного кассового чека (квитанции).
При этом пояснить суду, какими нормативно-правовыми актами предусмотрена возможность разграничения прав пассажиров, имеющих билеты на поезда дальнего следования, от прав пассажиров, имеющих билеты на поезда пригородного сообщения, представитель ответчика не смог.
Между тем, статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства, означающий, в том числе, недопустимость введения не имеющих объективного и разумного оправдания ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях.
Положениями пунктов 1-2 статьи 1 ГК РФ также определено, что гражданское законодательство основывается, в частности, на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом закон закрепляет принцип правовой определенности и равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений.
Действиями же ответчика в рассматриваемом случае ограничиваются установленные законом права потребителя на оказание санитарно-гигиенических услуг (услуг по пользованию туалетом), что недопустимо в силу требований как вышеуказанных норм Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ, так и статьи 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", положения которого правильно, в противоречие с изложенными ответчиком в апелляционной жалобе доводами, применены судом к сложившимся между сторонами рассматриваемого спора правоотношениям, возникшим из договора перевозки пассажира, целью заключения которого является удовлетворение его личных нужд.
При таких обстоятельствах суд обоснованно, в соответствии с требованиями вышеуказанных норм права, удовлетворил заявленные транспортным прокурором исковые требования и обязал ответчика предоставить пассажирам поездов пригородного сообщения при наличии у них проездных документов (билетов) право бесплатного пользования расположенными в здании железнодорожного вокзала Калининград-Южный туалетами путем размещения соответствующей информации на данном вокзале.
Изложенный ОАО РЖД в апелляционной жалобе довод о том, что обжалуемым решением разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - АО "Калининградская пригородная пассажирская компания", которая непосредственно оказывает услуги пассажирам пригородного железнодорожного транспорта, нельзя признать обоснованным.
Из материалов дела и пояснений представителя ответчика, данных им суду апелляционной инстанции, следует, что оказание санитарно-гигиенических услуг (услуг по пользованию туалетом) в здании вокзала Калининград-Южный осуществляется не АО "Калининградская пригородная пассажирская компания", а непосредственно ОАО РЖД, в связи с чем именно ответчик является надлежащим субъектом указанной в резолютивной части решения суда обязанности.
Также нельзя согласиться с изложенным ОАО РЖД в дополнениях к апелляционной жалобе доводом о незаконности рассмотрения дела Московским районным судом г. Калининграда, поскольку каких-либо оснований для вывода о нарушении судом правил подсудности настоящего дела не имеется. Более того, в ходе рассмотрения дела ответчик на данное обстоятельство не указывал и связанных с ним ходатайств не заявлял.
Таким образом, решение суда является законным.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г. Калининграда от 26 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.