Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Фединой Е.В.,
судей Полтевой В.А., Федотовой Е.В.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Д.В. к УМВД России по Оренбургской области о признании права на льготное исчисление периода службы и возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет с учетом включенного периода службы в льготном исчислении,
по апелляционной жалобе М.Д.В. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 июля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Полтевой В.А., объяснения представителя истца Жаналиной А.З., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика УМВД РФ по Оренбургской области Баевой О.А., просившей оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
М. Д.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Оренбургской области о признании права на льготное исчисление периода службы и возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет с учетом включенного периода службы в льготном исчислении, ссылаясь на то, что в период с 13 декабря 1994 года по 25 сентября 1996 года проходил службу в Вооруженных Силах РФ, принимал участие в контртеррористических операциях, боевых действиях. Данный период засчитан ответчиком в календарном исчислении. Полагал, что данный период подлежит включению в льготном исчислении как один день военной службы за три дня.
В ходе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования и окончательно просил суд признать за ним право на исчисление периода службы с 13 декабря 1994 года по 03 августа 1995 года в льготном исчислении как один день службы за полтора дня при назначении пенсии по выслуге лет; обязать УМВД России по Оренбургской области зачесть М. Д.В. в льготном исчислении как один день службы за полтора дня при назначении пенсии по выслуге лет период службы с 13 декабря 1994 года по 03 августа 1995 года; обязать УМВД России по Оренбургской области назначить М. Д.В. пенсию по выслуге лет с момента увольнения с учетом включения в выслугу лет периода участия в боевых и контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики РФ в льготном исчислении как один день службы за полтора дня период службы с 13 декабря 1994 года по 03 августа 1995 года; признать за М. Д.В. право на исчисление периода службы с 04 августа 1995 года по 25 мая 1996 года в льготном исчислении как один день службы за три дня при назначении пенсии по выслуге лет, обязать УМВД России по Оренбургской области зачесть М. Д.В. в льготном исчислении как один день службы за три дня при назначении пенсии по выслуге лет период службы с 04 августа 1995 года по 25 мая 1996 года, обязать УМВД России по Оренбургской области назначить М. Д.В. пенсию по выслуге лет с момента увольнения с учетом включения в выслугу лет периода участия в боевых и контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики РФ в льготном исчислении как один день службы за три дня периода службы с 04 августа 1995 года по 25 мая 1996 года.
Ответчик иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований М. Д.В. отказано.
В апелляционной жалобе М. Д.В. просит об отмене указанного решения суда, ссылаясь на существенные нарушения судом норм материального права. Считает, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела.
Истец М. Д.В., надлежащим образом уведомлённый о месте и времени рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам поданной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что с 13 декабря 1994 года по 25 сентября 1996 года М. Д.В. проходил службу по призыву в Вооруженных Силах РФ.
12 декабря 1994 года М. Д.В. был призван Акбулакским РВК Оренбургской области и приказом командира от (дата) зачислен в списки личного состава части, что следует из архивной справки Центрального архива войск национальной гвардии от (дата).
Проходил действительную военную службу в воинском звании "рядовой" в должности стрелка. Убыл в войсковую часть 7407 для дальнейшего прохождения службы, приказом командира от (дата) исключен из списков личного состава части. Приказом командира от (дата)М. Д.В. зачислен в списки личного состава войсковой части N. Проходил действительную военную службу в воинском звании "рядовой" в должности пулеметчика. Уволен в запас по окончании срока службы, приказом командира от 25 сентября 1996 года исключен из списков.
В период с 04 августа 1995 года по 29 мая 1996 года выполнял на территории Чеченской Республики задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения, что подтверждается записью в военном билете.
Согласно архивной выписке из приказа командира войсковой части N МВД РФ от (дата)N рядовой М. Д.В. поименован в числе военнослужащих, которые, находясь в служебной командировке, выполняли специальные задачи и участвовали в боевых действиях в зоне военного конфликта и чрезвычайного положения на территории Чеченской республики и прилегающих к ней районов Северного Кавказа. Время выполнения вышеуказанных задач для назначения пенсии и трудовой стаж считать один день военной службы за три дня с 04 августа 1995 года по 29 мая 1996 года.
Из письма УМВД России по Оренбургской области от (дата) следует, что М. Д.В. в выслугу лет засчитана служба в Вооруженных Силах Российской Федерации с 13 декабря 1994 года по 25 сентября 1996 года в календарном исчислении на основании военного билета. Выслуга лет на 02 августа 2011 года составляет в календарном исчислении 14 лет 02 месяца 19 дней, в льготном исчислении 16 лет 10 месяцев 26 дней.
Со ссылкой на указанные обстоятельства истец обратился в суд с требованиями о включении периодов службы в выслугу лет на льготных условиях из расчета один день военной службы за полтора дня и один день за три дня.
Отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам, в соответствии со ст. ст. 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах условно-исполнительной системы и их семей", пришел к выводу о том, что истец не имеет права на включение оспариваемых им периодов службы в льготном исчислении, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 вышеназванного Закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 вышеназванного Закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
В силу ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ст. 2 указанного Закона, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона N 4468-1, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшим на момент возникновения спорных отношений.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции сделал вывод, что льготное исчисление времени прохождения службы по призыву предусмотрено только для включения в общий трудовой стаж.
Зачет данного периода в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет возможен только при условии прохождения военной службы по призыву в особых условиях, связанных с повышенной опасностью.
Суд первой инстанции также обоснованно указал на то, что сам по себе факт нахождения истца на территории Чеченской Республики и выполнение им задач по обеспечению правопорядка и безопасности не свидетельствует об участии в проведении контртеррористических операций. Участие в контртеррористических операциях в течение всего спорного периода должно быть доказано истцом в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ. Однако, в материалах дела не имеется соответствующих приказов командиров воинских частей, подразделений, утвержденных руководителем Регионального оперативного штаба, о привлечении истца к непосредственному участию в контртеррористической операции с указанием даты или периода участия в такой операции.
В связи с указанным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для льготного исчисления выслуги лет в указанные им периоды истцу не имеется.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца права на льготное исчисление выслуги лет в спорные периоды в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, т.е. в зависимости от того, каким образом проходила военная служба - по контракту или по призыву.
Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Поскольку предусмотренных законом оснований для включения в выслугу лет М. Д.В. периодов прохождения им службы по призыву с 13.12.1994 года по 03.08.1995 года, с 04.08.1995 года по 25.05.1996 года не имелось, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для обязания ответчика зачесть данные периоды в выслугу лет в льготном исчислении.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения статьи 23 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35 "О противодействии терроризму" не влечет отмены решения суда.
Правовое регулирование проведения контртеррористических операций установлено Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите.
К указанным лицам относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
При этом, в силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предусмотрено засчитывать указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом, периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Таким образом, названным постановлением Правительства Российской Федерации и Федеральным законом "О противодействии терроризму" установлено, что в льготном исчислении в выслугу лет засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях военнослужащим, обладающим статусом лица, проходящего военную службу по контракту, тогда как истец проходил действительную военную службу по призыву.
Аналогичное правовое регулирование имело место и в ранее действовавшем Федеральном законе от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (подп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 19, ст. 22).
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно оценил представленные в материалы дела доказательства, является необоснованным, поскольку все представленные сторонами доказательства получили надлежащую правовую оценку суда, с которой судебная коллегия соглашается.
Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и верно применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным.
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им в решении дана надлежащая оценка со ссылкой на примененные судом нормы материального права. Оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется. С учетом изложенного, апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда служить не могут, поскольку изложенных в решении выводов суда не опровергают, основаны на неправильном толковании закона и в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.