судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.
судей
Жуковой Н.Н.
и Букреева Д.Ю.
при секретаре Овчинниковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по
апелляционной жалобе
истцов Горчакова Виктора Николаевича, Горчакова Виталия Викторовича на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 14 августа 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Горчакова Виктора Николаевича, Горчакова Виталия Викторовича к ПАО "Квадра" о взыскании компенсации морального вреда, штрафа отказать.
Заслушав доклад судьи
Жуковой Н.Н. , судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Горчаков В.Н., Горчаков В.В. обратились в суд с иском к ПАО "Квадра" о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что являются сособственниками квартиры "адрес" 20 февраля 2017 г. они обратились к ПАО "Квадра" с заявлением о предоставлении в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления письменной информации за расчетный период ноябрь 2014 г., а именно: сведений о правильности исчисления предъявленного потребителям к уплате объема тепловой энергии за коммунальную услугу по отоплени ю 0,8087 Гкал, отчета о потреблении тепловой энергии и теплоносителя многоквартирным домом "адрес".
Ответ на заявление был направлен ответчиком с нарушением срока только 14 марта 2017 г. Данное обстоятельство является нарушением прав истцов, как потребителей на предоставление информации в срок, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354;поэтому истцы просили взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей в пользу каждого истца и штраф.
Истцы Горчаков В.Н., Горчаков В.В. в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом и своевременно.
В судебное заседание представитель ответчика ПАО "Квадра" не явился, был извещен надлежащим образом и своевременно.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истцы Горчаков В.Н., Горчаков В.В. просят отменить решение суда, ссылаясь на то, что:
ответ с информацией они получили с нарушением срока, установленного пунктом 31 Правил N 354, в связи с чем были нарушены права потребителей (истцов) на своевременное получение запрашиваемой информации, закрепленной в подпунктах "б", "г" и "л" п. 3 3 Правил N 354;
ответчик при даче ответа ошибочно руководствовался положениями Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", которые предусматривают 30-дневный срок на рассмотрение обращения;
суд разрешилдело по незаявленному истцами требованию о компенсации морального вреда за нарушение ответчиком права потребителей на получение информации, перечисленной в подпункте "р" пункта 31 Правил; истцы оспаривают несвоевременное представление ответа с информацией;
истцы не требовали представить повторную информацию
о потреблении тепловой энергии и теплоносителя многоквартирным домом 56/2 по ул. Космонавтов г. Липецка.
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
При решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска в этой части является установленный факт нарушения прав потребителя. Указанный вывод согласуется с позицией, изложенной в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
Как предусмотрено п.1 ст. 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" , потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 данного Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В п. 2 той же статьи содержится перечень тех сведений, которые (с учетом особенностей правового статуса отдельных видов товаров) должны в обязательном порядке содержать информацию о товаре (работах, услугах), доводимую изготовителем (исполнителем, продавцом) до потребителя.
Как следует из материалов дела, истцы Горчаков В.Н., Горчаков В.В. являются сособственниками "адрес"
Между ОАО "Квадра - Генерирующая компания" - филиалом ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" (ресурсоснабжающая организация) и указанными собственниками был заключен договор поставки коммунальных ресурсов N 4029/14, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять потребителю, проживающему в многоквартирном доме, тепловую энергию на отопление и горячую воду, а потребитель обязуется оплачивать полученную тепловую энергию на отопление и горячую воду на условиях, предусмотренных договором.
20 февраля 2017 г. истцы обратились в ПАО "Квадра" с заявлением о предоставлении в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления письменной информации, а именно: сведений о правильности исчисления предъявленного потребителям к уплате объема тепловой энергии за коммунальную услугу по отоплению 0,8087 Г кал, сведений о потреблении тепловой энергии и теплоносителя многоквартирным "адрес".
Согласно ответу от 13.03.2017 г. ПАО "Квадра" в адрес Горчакова В.Н. была направлена требуемая ими информация с приложением документов.
При разрешении заявленных требований о компенсации морального вреда, судом верно установлено, что требуемая истцами информация им была предоставлена ответчиком, о чем свидетельствует ответ от 13.03.2017 г., что не оспаривается истцами.
В силу пп. "р" п. 31 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Информация, касающаяся сведений о потреблении тепловой энергии и теплоносителя многоквартирным домом N 56/2 по ул. Космонавтов г. Липецка, за расчетный период ноябрь 2014 г. содержалась также в квитанции за ноябрь 2014 г., полученной истцами, то есть, данная информация уже предоставлялась истцам. Обязанность направления истцам по их запросу повторной информации действующим законодательством не предусмотрена.
Подпунктом "б" п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено право потребителя получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, а также получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Указанная в данном подпункте информация также была предоставлена истцам согласно ответу от 13.03.2017 г.
Доводы жалобы о нарушении ответчиком в данном случае подпункта "д" п.31 указанных Правил, являются несостоятельными, поскольку указанный пункт не регулируют вопрос о порядке и сроках предоставления информации, касающейся правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги.
Подпунктом "к" п.31 Правил на исполнителя возложена обязанность вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей
на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; а подпункт "д" п.31 Правил предусмотрена обязанность исполнителя услуг производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии)
Истцам не выдавались какие-либо новые документы, содержащие правильно начисленные платежи. Как следует из ответа, подтверждена правильность начислений, произведенных в квитанции за ноябрь 2014 года.
Поскольку не установлено нарушений со стороны ответчика прав истцов как потребителей коммунальных услуг на получение информации, предусмотренной как Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", так и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов Горчаковых Виктора Николаевича, Виталия Викторовича к ПАО "Квадра" о взыскании компенсации морального вреда, является верным.
Доводы жалобы о том, что ответ с информацией истцы получили с нарушением срока, установленного пунктом 31 Правил N 354, в связи с чем были нарушены права потребителей (истцов) на своевременное получение запрашиваемой информации, закрепленной в подпунктах "б", "г" и "л" п. 3 3 Правил N 354; что ответчик при даче ответа ошибочно руководствовался положениями Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", которые предусматривают 30-дневный срок на рассмотрение обращения; что суд разрешилдело по незаявленному истцами требованию о компенсации морального вреда за нарушение ответчиком права потребителей на получение информации, перечисленной в подпункте "р" пункта 31 Правил; истцы оспаривают несвоевременное представление ответа с информацией; что истцы не требовали представить повторную информацию
о потреблении тепловой энергии и теплоносителя многоквартирным "адрес", являются несостоятельными, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, указанные доводы основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, верно установленных судом.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г.Липецка от 14 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Горчакова Виктора Николаевича, Горчакова Виталия Викторовича без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи(подписи)
Копия верна Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.