судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Михалевой О.В.
судей
Фроловой Е.М. и Берман Н.В.
при секретаре
Власове К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Усманского района Липецкой области на решение Усманского районного суда Липецкой области от 16 ноября 2016 года, которым постановлено:
" В удовлетворении исковых требований прокурора Усманского района Липецкой области, действующего в интересах Жуликовой Лидии Никитовны к ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" о признании незаконными действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды за январь, февраль, март 2016 года, возложении обязанности не начислять плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, отказать".
Заслушав доклад судьи Михалевой О.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Усманского района Липецкой области, действуя в интересах Жуликовой Л.Н., обратился с иском о признании незаконными действий ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" (далее ОАО "ЛЭСК") по начислению абоненту квартиры "адрес" Жуликовой Л.Н. платы за электроэнергию на общедомовые нужды за январь, февраль, март 2016 года; возложении обязанности на ОАО "ЛЭСК" не начислять Жуликовой Л.Н. плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
В обоснование исковых требований ссылался на то, что действия ОАО " ЛЭСК" по начислению и взиманию платы за потребленную на общедомовые нужды электрическую энергию являются незаконными, поскольку в соответствии с требованиями с частей 2,3 ст. 39 ЖК РФ, п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N354 потребитель несет обязанность по оплате за те услуги, которые реально предоставляются и потребляются в процессе использования общего имущества. Кроме того, приведя анализ положений ст.ст. 153,154,155 ЖК РФ, п. 8,9,17 Правил предоставления коммунальных услуг полагал, что жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациями коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом, факт принятия решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не установлен.
В судебном заседании прокурор Мещерин А.В. поддержал исковые требования, ссылаясь на те же доводы.
Истец Жуликова Л.Н., представитель ответчика ОАО "ЛЭСК", представители третьих лиц филиала ПАО "МРСК Центр"-"Липецкэнерго", ООО "Куммунальщик", в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционном представлении прокурор Усманского района Липецкой области просит отменить решение суда, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что начисление Жуликовой Л.Н. платы за электроэнергию на общедомовые нужды является незаконным.
Выслушав прокуроров Мещерина А.В. и Калинина В.Д., поддержавших апелляционное представление, возражения представителя ответчика ОАО ЛЭСК по доверенности Григоряна М.Г., исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Частью 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 ст. 155 Кодекса на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, части 7 и 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющим организациям и ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пп. 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Жуликова Л.Н. и ФИО13 являются собственниками квартиры в равных долях, расположенной по адресу: "адрес"
Управляющей организацией многоквартирного жилого дома "адрес" является ООО "Коммунальщик". Поставку электроэнергии в указанный выше многоквартирный дом осуществляет ОАО "ЛЭСК".
Из письма ОАО "ЛЭСК" от 02.11.2012 года следует, что в связи с прекращением обязательств по договору энергоснабжения N3035 от 31.05.2012 г. в части энергоснабжения мест общего пользования многоквартирных жилых домов, в силу п. 30 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124, а также п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, граждане-потребители, проживающие в многоквартирных домах, приняты на обслуживание ОАО "ЛЭСК" с 01.09.2012 года.
Из материалов дела следует, что ОАО "ЛЭСК" начисляло плату за электроэнергию абоненту Жуликовой Л.Н. за январь, февраль, март 2016 года за потребленную ей электроэнергию согласно показаниям ИПУ, а также плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Приказом Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Согласно п. 5 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, для оплаты потребителем услуг в суммах, не соответствующих указанным в платежном документе за расчетный период, в том числе для осуществления платежей в счет будущих расчетных периодов и частичной оплаты, рекомендуется выдавать потребителю незаполненный платежный документ, не содержащий расчет размера платы по каждому виду услуг, сумму к оплате, указание на расчетный период.
Таким образом, платежный документ предназначен для информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги и применяется для внесения потребителями платы за такие услуги и содержание жилья.
Как видно из материалов дела, истец не оспаривал правильность расчета начисленных сумм за услуги по ОДН, т.е. информации, указанной в платежном документе, не заявлено требований о перерасчете или взыскании сумм. Исковые требования основаны ссылками на незаконность самого факта начисления платежей за услуги по ОДН.
При этом никаких доказательств того, что указание в полученных платежных документах сумм платежей, с которыми потребитель не согласен, привело к нарушению каких-либо прав истицы, суду не представлено.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФзадачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской
В силу ст. 3 ГПК РФзаинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Следовательно, иск заинтересованного лица подлежит удовлетворению только в случае установления судом нарушения его прав или законных интересов.
Само по себе указание в платежном документе сумм платежей, взимание которых плательщик считает неправильным, и при этом имеет возможность эти суммы не уплачивать, нельзя считать нарушением прав плательщика.
В силу изложенного у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Более того, удовлетворение требований истицы в части возложения на ответчика обязанности не начислять в дальнейшем на истицу платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, нельзя признать законным еще и потому, что оно не конкретно, не содержит точного указания на период его действия и события, наступление которого прекращает действие решения суда.
Проверка же наличия у истицы обязанности по оплате коммунальных услуг по ОДН в предмет судебного разбирательства по ее иску, исходя из заявленных ею требований, не входила.
Кроме того, судебная коллегия исходит и из следующего. В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, если собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, ... , или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Согласно пункту 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, в силу пункта 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
При этом о наличии соответствующих договорных правоотношений между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией может свидетельствовать как надлежащим образом оформленный письменный договор поставки коммунальных ресурсов, а также при его отсутствии (расторжении) фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом со стороны ресурсоснабжающей организации и оплате управляющей компанией счетов, которые выставляются ей ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, правое значение при отсутствии (расторжении) между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией заключенного договора ресурсоснабжения является выяснение фактических правоотношений, позволяющих сделать вывод об управляющей компании как исполнителе коммунальных услуг, то есть установление факта выставления управляющей компанией собственникам жилья квитанций за коммунальные услуги и их оплаты жильцами дома.
Из материалов дела, объяснений представителя ответчика следует, что договора между ООО "Коммунальщик" и ОАО ЛЭСК на поставку коммунальных ресурсов за оспариваемый период отсутствует, однако такие ресурсы ОАО ЛЭСК по факту предоставлялись и потреблялись жильцами, в том числе истицей. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах у суда не имелось правовых оснований для признания действий ответчика ОАО ЛЭСК по начислению платы за потребленную услугу незаконными.
Доводы апелляционного представления повторяют позицию прокурора в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12 , 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Р ешение Усманского района Липецкой области от 16 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Усманского района Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий .
Судьи .
.
.
.
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.