Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судей Антропова Е.А., Балашовой И.Б.
при секретаре Редько Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богачевой Надежды Анатольевны к начальнику отдела архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской областиВожиной Оксане Викторовне, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя административного истца Богачевой Надежды Анатольевны Трокина Сергея Сергеевича
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 2 марта 2017года, которым в удовлетворении требований Богачевой Надежды Анатольевны отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Богачева Н.А. обратилась с административным исковым заявлением к начальнику отдела архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Волжиной О.В., администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности.В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 51100 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земли: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для производства сельхозпродукции.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 274 был утвержден градостроительный план названного земельного участка. По мнению истца, в градостроительном плане отсутствует обязательная графическая информация, в связи с чем, она обратилась к административному ответчику с заявлением о внесении дополнений в градостроительный план. 06.10.2016 начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского муниципального района Волжиной О.В. дан ответ об отказе внести изменения и дополнения в градостроительный план.Богачева Н.А. полагает, что данный отказ нарушает ее права, как собственника земельного участка, поскольку ограничивает возможность его использования земельного участка по назначению.
Просила признать отказ начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Волжиной О.В., выраженный в ответе от 06.10.2016 N1111, незаконным, а также возложить обязанность внести в градостроительный план земельного участка в части чертежа градостроительного плана следующие сведения: минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и номера этих зон по порядку (на основании документации по планировке территории, в соответствии с которыми принято решение о выкупе, резервировании с последующим выкупом); места допустимого размещения объекта капитального строительства; информацию об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны); границы зон действия публичных сервитутов (при наличии); параметры разрешенного строительства.
Судом постановленоуказанное выше решение.
01.08.2017 судом вынесено определение об исправлении описки в решении.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Богачевой Н.А. Трокин С.С. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска, указывая на нарушение норм материального и процессуального права.
Административный истец Богачева Н.А.,её представитель Трокин С.С., административный ответчик начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, представители администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ООО "Газпром трансгаз Волгоград" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельной категории отнесены земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
К сельскохозяйственным угодьям согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно положениям названной статьи и статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - это категория земель, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения. Данные земли в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности.
В соответствии с частью 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
По смыслу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
По смыслу положений статей 43-46, 48, 50, 51, 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является необходимым документом при осуществлении строительства и эксплуатации земельного участка.
Градостроительный план земельного участка является документом, входящим в состав формируемого в установленном порядке дела о застроенных или подлежащих застройке земельных участках, которое открывается на каждый земельный участок (часть 5 статьи 56 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 44 данного Кодекса подготовка градостроительных планов осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что подготовка градостроительных планов выполняется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Вместе с тем, в силу части 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно части 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации N " ... "-АА N " ... ", выданного ДД.ММ.ГГГГ, Богачевой Н.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N " ... " площадью 51100 кв.м., находящийся по адресу: "адрес", относящегося к категории земли: земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования: для производства сельхозпродукции.
Из кадастрового паспорта земельного участка, а также свидетельства о государственной регистрации права на указанный земельный участок следует, что он относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использование: для производства сельхозпродукции.
06.05.2016Богачева Н.А. обратилась в администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о выдаче градостроительного плана названного земельного участка.
31.05.2016 постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области N 274 утвержден градостроительный план названного земельного участка.
28.09.2016 административный истец, полагая, что на чертеже градостроительного плана земельного участка отсутствует обязательная графическая информация, вновь обратиласьк административному ответчику с заявлением о внесении дополнений в градостроительный план земельного участка.
06.10.2016начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Волжиной О.В. дан ответ с исх. N1111 об отсутствии возможности отразить вградостроительном плане земельного участка места застройки территории.
Судебной коллегией установлено, что земельный участок,принадлежащий Богачевой Н.А., относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для производства сельхозпродукции и расположен за пределами населенного пункта, всвязи с чем судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что градостроительный регламент на земельный участок данной категориине распространяется.
Таким образом, поскольку земельный участок не относится к земельным участкам, предназначенным для строительства, следовательно, факт невнесения в градостроительный план сведений, указанных административным истцом, с целью дальнейшего получения разрешения на строительство, в силу приведенных положений, не может быть признан нарушающим права и законные интересы заявителя.
Кроме того, как указано выше, на землях сельскохозяйственных угодий не допускается возведение объектов капитального строительства. Согласно вышеприведенным положениям ГрК РФ и земельного законодательства для указанных целей может быть использован земельный участок (его часть), не относящийся к таким землям.
Помимо этого, судебной коллегией установлено, что принадлежащий административному истцу земельный участок расположен в охранной зоне магистрального газопровода высокого давления Газопровод-отвод г. Ленинск, находящегося в собственности ПАО "Газпром".
В соответствии с требованиями статьи 90 ЗК РФ, статьи 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлены границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, которые определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. В их пределах не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с ее владельцем.
В целях исключения повреждения газопроводов и газораспределительных станций, а также охраны жизни, здоровья людей абзацем 7 пунктом 4.1. "Правил охраны магистральных газопроводов", утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1993 (в ред. Постановления Госгортехнадзора от 23.11.1994 N 61), установлены охранные зоны в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от оси газопровода на 25 метров в обе стороны. Согласно пункту 1.3 данные Правила являются обязательными для исполнения местными органами власти.
Согласно требованиям СП 36.13330.2012 "Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", табл. 4, поз. 1 строительство объектов должно вестись на расстоянии не менее 125-150 метров (в зависимости от объекта, подлежащего строительству) от действующего магистрального газопровода.
Судебная коллегия учитывает, что изложенные требования носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при принятии решений о развитии городских и сельских поселений или при выдаче разрешений на строительство объектов в пределах охранных зон и минимальных допустимых расстояний до опасных производственных объектов.
Из системного анализа приведенных положений закона, следует, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным статьей 90 ЗК РФ и Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", и такие ограничения устанавливаются в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах, зонах минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения.
Охранные зоны и зоны минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке.
Владельцы земельных участков, расположенных в охранных зонах с особыми условиями использования, при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Системное толкование приведенных выше норм права в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что факт нахождения земельного участка, принадлежащего административному истцу, за границами населенного пункта, на которые Правила землепользования и застройки органом местного самоуправления не разрабатывались, расположение земельного участка в охранной зоне газопровода-отвода к г. Ленинск, относящейся к зоне с особыми условиями использованиятерритории, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1992 года N 9 "Об утверждении правил охраны магистральных трубопроводов", препятствует выдаче градостроительного плана с требуемыми административным истцом сведениями и характеристиками.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований административного истца, поскольку такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется.
Принимая во внимание, что материалами дела не подтвержден факт нарушения прав истца, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Безусловных оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 2 марта 2017годоставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Богачевой Надежды Анатольевны Трокина Сергея Сергеевича- без удовлетворения.
Председательствующий судья: подпись
Судьи: подписи
"Согласовано":
Судья Волгоградского областного суда С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.