Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда Зубовой Е.А., Рассказовой Г.В.,
при секретаре Яковлевой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании " ... " дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"Исковые требования Д. к Управлению Министерства внутренних дел по Омской области о перерасчете выслуги лет в период службы для начисления пенсии, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Обязать Управление Министерства внутренних дел по Омской области произвести перерасчет периода службы Д. с " ... " по " ... " в должности старшего оперуполномоченного отдела по противодействию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии уголовного розыска N " ... " УВД по Омской области в льготном исчислении - один месяц службы за один и одну треть месяца.
Обязать Управление Министерства внутренних дел по Омской области произвести перерасчет периода службы Д. с " ... " по " ... " в должности заместителя начальника отдела - начальника отделения по борьбе с этническими преступными группами в сфере незаконного оборота наркотиков отдела по противодействию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии уголовного розыска N " ... " УВД по Омской области в льготном исчислении - один месяц службы за один и одну треть месяца.
Обязать Управление Министерства внутренних дел по Омской области произвести перерасчет периода службы Д. с " ... " по " ... " в должности заместителя начальника отдела - начальника отделения по борьбе с этническими преступными группами в сфере незаконного оборота наркотиков отдела по противодействию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии уголовного розыска N " ... " УВД по Омской области в льготном исчислении - один месяц службы за один и одну треть месяца.
Обязать Управление Министерства внутренних дел по Омской области произвести перерасчет периода службы Д. с " ... " по " ... " в должности заместителя начальника отдела по организации специальных операций и международных разработок оперативно-розыскной части уголовного розыска N " ... " полиции УМВД России по Омской области в льготном исчислении - один месяц службы за один и одну треть месяца.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел по Омской области в пользу Д. расходы на оплату услуг представителя в сумме 7 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., пояснения представителя УМВД России по Омской области Б., поддержавшего жалобу; Д. и его представителя Е., выразивших согласие с постановленным решением, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д. обратился в суд с иском к УМВД России по Омской области о перерасчете выслуги лет в период службы для назначения пенсии, указав, что проходил службу в органах внутренних дел по Омской области. Согласно выписке из приказа N " ... " л/с от " ... ", его выслуга по состоянию на " ... " составляет в календарном исчислении N " ... ", в льготном исчислении N " ... ".
При увольнении из УМВД России по Омской области истцом получен расчет выслуги лет, в котором не учтены в льготном исчислении периоды его службы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " на различных должностях в УМВД России по Омской области по борьбе с организованной преступностью.
Ссылаясь на то, что действующим законодательством на истца в период службы с " ... " по " ... " распространялись положения, предусмотренные п.п. "д" п. 3 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 о льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца, просил обязать ответчика произвести перерасчет спорных периодов службы на соответствующих должностях в льготном исчислении - один месяц службы за один и одну треть месяца, а также взыскать расходы по оплате услуг представителя в сумме 20000 руб. и расходы по получению нотариальной доверенности в сумме 2000 рублей.
В судебном заседании истец Д., его представитель по доверенности Е. заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УМВД России по Омской области по доверенности М. иск не признал, указал, что оснований для их удовлетворения не имеется, расчет выслуги лет истца произведен кадровым подразделением УМВД РФ по Омской области в строгом соответствии с законом, исходя из конкретных периодов службы истца в соответствующих подразделениях.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Омской области по доверенности Б. просит решение суда отменить, полагая, что оно вынесено при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела и с нарушением норм материального права. Отмечает, что Приказом МВД России от " ... "N " ... " утвержден Перечень подразделений внутренних войск, органов внутренних дел и должностей, служба в которых в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от " ... "N " ... ", засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях. Согласно данному Перечню, засчитывается служба с " ... " из расчёта один месяц службы за один и одну треть месяца в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел, которая зависит не от характера или рода службы в органах внутренних дел, а исключительно от службы в соответствующих подразделениях по борьбе с организованной преступностью. Согласно послужному списку, истец в спорный период не проходил службу в должностях, поименованных в п. 19 приложения N " ... " указанного Приказа, таким образом, у УМВД России по Омской области отсутствовали правовые основания для исчисления спорного периода службы истца в льготном исчислении.
Представителем истца Д. по доверенности Е. поданы возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что все доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, являющейся предметом исследования в суде первой инстанции, фактически направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств по делу.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях (ст. 371.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец с " ... " по " ... " состоял на службе в органах внутренних дел, был уволен по п. 4 ч. 2 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на назначение пенсии). Выслуга лет на основании данного приказа составила в календарном исчислении N " ... ", в льготном исчислении - N " ... ".
При ознакомлении с расчетом выслуги лет для назначения пенсии истец письменно выразил несогласие с ним, полагая, что в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" подлежат зачету в льготном исчислении для назначения пенсии по выслуге лет периоды службы в органах внутренних дел:
-с " ... " по " ... " в должности старшего оперуполномоченного отдела по противодействию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии уголовного розыска N " ... " УВД по Омской области,
-с " ... " по " ... " в должности заместителя начальника отдела - начальника отделения по борьбе с этническими преступными группами в сфере незаконного оборота наркотиков отдела по противодействию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии уголовного розыска N " ... " УВД по Омской области,
-с " ... " по " ... " в должности заместителя начальника отдела - начальника отделения по борьбе с этническими преступными группами в сфере незаконного оборота наркотиков отдела по противодействию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии уголовного розыска N " ... " УВД по Омской области,
-с " ... " по " ... " в должности заместителя начальника отдела по организации специальных операций и международных разработок оперативно-розыскной части уголовного розыска N " ... " полиции УМВД России по Омской области,
-с " ... " по " ... " в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отделения по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков опийной группы отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Управления уголовного розыска УМВД России по Омской области,
-с " ... " по " ... " в должности начальника отделения по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков Управления уголовного розыска полиции УМВД России по Омской области,
-с " ... " по " ... " в должности начальника отделения организации раскрытия преступлений, совершаемых этническими преступными группировками в сфере незаконного оборота наркотиков отдела организации и координации деятельности ОВД в сфере незаконного оборота наркотиков Управления уголовного розыска полиции УМВД России по Омской области,
-с " ... " по " ... " в должности начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков опийной группы Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Омской области УМВД по Омской области.
Ссылаясь на то, что данные периоды службы должны включаться в выслугу в льготном исчислении в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные истцом требования за периоды: с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", суд оценивал службу истца в соответствующих подразделениях исходя из Положений, регламентирующих их деятельность.
Судебная коллегия находит данные выводы суда не основанными на нормах законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Одним из таких законов является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в ст. 18 названного Закона установилправило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 года N 941 утвердило порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям.
В силу пп. "д" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за один и одну треть месяца при службе:
в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и в качестве следователей этих органов, расследующих дела по организованной преступности и коррупции, - с 15 ноября 1988 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 125 "О "внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941" подпункт "д" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 дополнен абзацем следующего содержания: "в подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму, - с 6 сентября 2008 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министерством внутренних дел Российской Федерации".
Таким образом, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел, поставлено в зависимость не от характера или рода службы в органах внутренних дел, а исключительно от службы в соответствующих подразделениях по борьбе с организованной преступностью.
Система подразделений по борьбе с организованной преступностью в органах внутренних дел Российской Федерации установлена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 855 "О мерах по совершенствованию деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью в системе МВД России", пунктом 2.1 которого установлено, что Главное управление по борьбе с организованной преступностью Службы криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации, оперативно-розыскное бюро главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам являются головными подразделениями в системе органов внутренних дел Российской Федерации, реализующими функции Министерства внутренних дел Российской Федерации в области борьбы с организованной преступностью.
При этом управления (отделы, отделения, группы) по борьбе с организованной преступностью криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации непосредственно осуществляют функции Министерства внутренних дел Российской Федерации Российской Федерации в области борьбы с организованной преступностью (пункт 2.2 приказа).
Указом Президента РФ от 06.09.2008 N 1316 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" постановленообразовать в органах внутренних дел Российской Федерации в пределах их установленной штатной численности на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью: а) подразделения по противодействию экстремизму, возложив на них функции по противодействию экстремистской деятельности; б) подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, возложив на них функции по применению мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.
Возложить на подразделения уголовного розыска органов внутренних дел Российской Федерации функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности, а на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел Российской Федерации - функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от N " ... " утвержден Перечень подразделений внутренних войск, органов внутренних дел и должностей, служба в которых, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно Перечню должностей, содержащемуся в п. N " ... " Приложения N N " ... " к приказу Министра внутренних дел Российской Федерации от N " ... ", засчитывается служба с 6 сентября 2008 года из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца.
В силу пункта N " ... " приложения N N " ... " к приказу N N " ... " зачету на льготных условиях подлежит служба в министерствах внутренних дел, главных управлениях (управлениях) внутренних дел по субъектам Российской Федерации:
- в отделах (отделениях, группах, направлениях) в составе оперативно- розыскных частей, непосредственно осуществляющих функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности;
- в отделах (отделениях, группах, направлениях) в составе управлений (отделов, отделений, групп) уголовного розыска, оперативно-розыскных частей (групп) уголовного розыска, непосредственно осуществляющих функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности.
При этом зачету подлежит время замещения должностей от начальника управления (начальника ОРЧ) до оперуполномоченного.
Как следует из расчета выслуги лет, в льготном исчислении зачтен период службы истца в органах внутренних дел в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков управления по борьбе с организованной преступностью УВД по Омской области на основании п.3 подп. "д" абз. N " ... " Постановления N N " ... " с " ... " по " ... ", остальные периоды включены в выслугу в календарном исчислении.
С " ... " истец проходил службу на указанных выше должностях в оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии уголовного розыска N " ... ", оперативно-розыскной части уголовного розыска N " ... " полиции УМВД России по Омской области.
Названные периоды зачтены ответчиком в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
Разрешая спор, суд исходил из того, что истец проходил службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью общеуголовной направленности.
Периоды прохождения Д. службы с " ... " по " ... " в должности старшего оперуполномоченного отдела по противодействию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии уголовного розыска N " ... " УВД, с " ... " по " ... " в должности заместителя начальника отдела - начальника отделения по борьбе с этническими преступными группами в сфере незаконного оборота наркотиков отдела по противодействию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии уголовного розыска N " ... " УВД по Омской области, с " ... " по " ... " нахождения в распоряжении органа внутренних дел по указанной должности в связи с реорганизацией, с " ... " по " ... " в должности заместителя начальника отдела по организации специальных операций и международных разработок оперативно-розыскной части уголовного розыска N " ... " полиции УМВД России по Омской области зачтены судом в выслугу лет в льготном исчислении.
Выводы суда первой инстанции о зачете в льготном исчислении указанных периодов службы являются ошибочными.
Приказом УВД по Омской области от " ... "N " ... " утверждено Положение об Оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии уголовного розыска N " ... " УВД по Омской области.
Согласно п. N " ... " Положения, структура ОРЧ КМ УР N " ... " УВД включает в себя: организационно-аналитический отдел, отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, отдел по выявлению контрабанды и иных преступлений на границе, отдел по борьбе с преступлениями, связанными с проституцией и незаконным оборотом порнографической продукции.
В силу п. N " ... " Положения, основными задачами подразделения являются непосредственное выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, контрабанде, преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, но которым требуется проведение наиболее сложных оперативно-розыскных мероприятий.
Приказом УМВД России по Омской области от " ... "N " ... " утверждено Положение об Оперативно-розыскной части уголовного розыска N " ... " полиции Управления МВД России по Омской области.
Согласно п. N " ... " Положения, структура ОРЧ УР N " ... " включает в себя отдел по борьбе с трансграничной преступностью, отдел по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков растительного происхождения, отдел по борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом синтетических наркотиков, отдел организации специальных операций и международных разработок, организационно-аналитическое отделение, отдел по борьбе с преступлениями, связанными с проституцией и незаконным оборотом порнографической продукции, канцелярия.
В соответствии с п. N " ... " Положения к задачам ОРЧ УР N " ... " относится выявление квалифицированных составов преступлений, связанных с организованной, групповой, этнической преступностью, в том числе путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков с особо отягчающим обстоятельством "совершено организованной группой".
Таким образом, подразделения, в которых проходил службу истец в спорные периоды специализировались на раскрытии и противодействии совершению определенной группы преступлений.
Согласно материалам дела, подразделения, в которых истец проходил службу в периоды с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... ", не входили в структуру Управления уголовного розыска УМВД России по Омской области (л.д. 146).
Как указано выше, ответчиком в выслугу лет Д. в льготном исчислении засчитан период службы в отделе с незаконным оборотом наркотиков управления по борьбе с организованной преступностью УВД по Омской области.
В связи с необходимостью установления юридически значимых обстоятельств судом апелляционной инстанции был направлен запрос в кадровую службу УМВД России по Омской области о наличии в структуре УМВД России по Омской области в спорный период специализированных подразделений, поименованных перечнем, утвержденным приказом МВД России от " ... "N " ... ".
Согласно ответу кадровой службы, период с " ... " по " ... " функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности осуществляли сотрудники оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии уголовного розыска N " ... " УВД по Омской области.
Судом первой инстанции данное обстоятельство не выяснялось, в связи с чем указанное сообщение кадровой службы принято судом апелляционной инстанции как дополнительное доказательство в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ.
Судом включен в выслугу в льготном исчислении период службы истца до создания в Управлении уголовного розыска УМВД России по Омской области отдела по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности.
Суд исходил из того, что при наличии в структуре Управления уголовного розыска УМВД России по Омской области специализированного отдела, занимающегося борьбой с организованной преступностью общеуголовной направленности, истец занимал должности в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, который не подпадает под перечень, утвержденный приказом МВД России от " ... "N " ... ".
Выводы суда в указанной части соответствуют нормативным положениям, фактическим обстоятельствам дела и истцом не оспариваются.
Таким образом, по смыслу приведенных выше положений законодательства, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел, поставлено в зависимость не от характера или рода службы в органах внутренних дел, а исключительно от службы в соответствующих подразделениях по борьбе с организованной преступностью.
Согласно п. N " ... " приложения N " ... " к приказу МВД России от " ... "N " ... ", зачету в льготных условиях подлежит служба в министерствах внутренних дел, главных управлениях (управлениях) внутренних дел по субъектам Российской Федерации:
- в отделах (отделениях, группах, направлениях) в составе оперативно-разыскных частей, непосредственно осуществляющих функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности;
- в отделах (отделениях, группах, направлениях) в составе управлений (отделов, отделений, групп) уголовного розыска, оперативно-разыскных частей (групп) уголовного розыска, непосредственно осуществляющих функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности.
Учитывая изложенное, истец в спорный период не проходил службу в подразделениях, поименованных в приказе МВД России от " ... "N " ... ".
Оснований для удовлетворения иска не имелось.
Доводы апелляционной жалобы признаются обоснованными.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска Д. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328, п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от " ... " отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Д. к Управлению Министерства внутренних дел по Омской области о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии, взыскании судебных расходов отказать.
Председательствующий
Судьи
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.