Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда Астапчук Р.В., Рассказовой Г.В.,
при секретаре Деминой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании " ... " дело по апелляционной жалобе Б. на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Б. к Министерству образования Омской области о восстановлении права и включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения - отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Кудря Т.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б. обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области, указав, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на льготное жилищное обеспечение, однако до достижения возраста 23 лет не успела реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На обращение в Министерство образования Омской области по вопросу обеспечения жилым помещением в " ... ". получила ответ, согласно которому не может быть включена в соответствующий список, поскольку на момент обращения утратила указанный статус по возрасту, вместе с тем она вправе обратиться в суд для защиты своих прав. Истец просила восстановить право на обеспечение жилым помещением по месту жительства, включить в список нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала.
Представитель Министерства образования Омской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что реализация права на предоставление жилого помещение данной категории граждан обусловлена необходимостью встать на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. В настоящее время, достигнув возраста 23 лет, истец утратила статус лица из числа детей-сирот, поэтому не может быть включена в список, таким образом, у истца отсутствует право на получение жилого помещения.
Третьи лица - Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство строительства Омской области своих представителей в суд не направили, о слушании дела были извещены надлежащим образом.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Б. выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить, ссылаясь на обстоятельства, приводимые ею в суде первой инстанции. Отмечает, что в 2013 году в возрасте 22 лет обращалась в Г-" ... ", получила список требуемых для постановки на учет документов, собрала часть документов, поскольку имела сложную беременность, а впоследствии - грудного ребенка, смогла обратиться в Министерство образования лишь в 2017 году. Указанные обстоятельства полагает уважительными причинами пропуска срока обращения с заявлением до достижения возраста 23 лет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом: почтовыми извещениями, которые получены всеми участниками процесса, истец просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила справку о нахождении с ребенком на стационарном лечении.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участников процесса по правилам ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы установлены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, истец Б. (Шараева) Е.А. родилась " ... ".
Решением Г-Ишимского районного суда Омской области от " ... " родители истца Ш. и Ш. были лишены родительских прав в отношении 6 детей, в том числе истца.
На основании постановления Г-" ... " от " ... "N " ... "-п Ш., " ... " г.р., Ш., " ... " г.р., определены в детский дом, за детьми закреплено право пользования жилым помещением по адресу: с. " ... ". Установлено обременение на указанное выше жилое помещение до достижения детьми совершеннолетия. Контроль за исполнением постановления возложен на отдел народного образования А. района.
В соответствии с постановлением Г-" ... " Омской области N " ... "п от " ... " истица была определена в детский дом, за ней и братом " ... " было закреплено жилое помещение по адресу: " ... "
Постоянную регистрацию по указанному адресу истица сохраняла до " ... ".
Согласно справке БУ ОО ДО Центр духовно-нравственного воспитания "Исток" от " ... " истец являлась воспитанницей государственного образовательного учреждения Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ачаирский детский дом" в период с " ... " по " ... " и находилась на полном государственном обеспечении.
После заключения брака " ... "Ш. присвоена фамилия Б ... От брака имеет двоих детей: " ... ", " ... " г.р. и " ... ", " ... " г.р.
Согласно уведомлению филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах истца, ее мужа и детей на имеющиеся объекты недвижимого имущества.
Из ответа ГП Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" следует, что истец, ее муж и дети в числе собственников объектов недвижимости не значатся.
Жилое помещение по адресу: " ... " закрепленное за истцом при помещении в детский дом, является собственностью ее отца, умершего " ... ", в квартире зарегистрированы по месту жительства 6 человек, в том числе мать истца, лишенная родительских прав.
Указанное жилое помещение, общей площадью 37,2 кв. м, состоит из одной комнаты.
На дату рассмотрения спора истец зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении по адресу: " ... ", общей площадью 75 кв. м, принадлежащем на праве собственности матери ее супруга -Б.
В указанном жилом помещении проживают родители супруга, брат супруга и семья истца, состоящая из 4 человек, всего 7 человек.
По сведениям Министерства образования Омской области, истец не включена в список детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, на территории Омской области.
В Министерство образования Омской области по вопросу обеспечения жилым помещением истец обратилась " ... ". Учетное дело истца отсутствует в связи с отказом в постановке на учет.
На обращение истца Министерством образования Омской области " ... " разъяснено, что условием для предоставления жилья лицам указанной категории граждан является включение их в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако достигнув 23 лет, она утратила статус лица из числа детей-сирот.
Руководствуясь нормами жилищного законодательства, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регулирующими спорные правоотношения, учитывая возраст истца на момент обращения в суд с иском (полных 26 лет), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения иска о включении истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилым помещением на момент разрешения спора не имеется и отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд исходил из того, что о своем праве до достижения возраста 23 лет истец знала, имела возможность самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" после достижения ею совершеннолетия.
Причины, указанные истцом в качестве оснований для восстановления в судебном порядке права на обеспечение жильем: обращение в уполномоченный орган до достижения возраста 23 лет, отсутствие всех необходимых для принятия на учет документов, состояние беременности на момент обращения в Г-" ... " для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и рождение второго ребенка, осуществление ухода за двумя малолетними детьми, суд расценил неуважительными, полагая, что истец с учетом указанных обстоятельств имела возможность обратиться до достижения 23 лет (до " ... ") в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 159-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 01.01.2013 установлен новый порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан.
Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.02.2012 N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Аналогичные основания предусмотрены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Данный подход к разрешению обозначенной проблемы является правильным.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись, в частности, установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, и др.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Если при рассмотрении дела суд приходил к выводу о том, что возвращение детей-сирот в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (например, в связи с тем, что данном жилом помещении проживают лица, лишенные в отношении этих детей родительских прав, либо лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией), то суд удовлетворял требования детей-сирот об обеспечении их жилым помещением вне очереди. Такой подход к разрешению дела является правильным.
Как следует из пояснений истца, подтвержденных показаниями свидетеля К. (родной сестры истца), в " ... " году, то есть в возрасте 22 лет истец обращалась в Г-" ... " Омской области с целью реализации своего права на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные обстоятельства также подтверждаются представленными истцом справками, необходимыми для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, полученными в " ... " г., то есть до достижения истцом возраста 23 лет.
Справка от " ... " Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об отсутствии у Шараевой (Б.) недвижимого имущества выдана на имя Г-Ишимского муниципального района Омской области С., что подтверждает доводы истца об обращении в уполномоченный орган с целью постановки на учет до достижения возраста 23 лет.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" получение заявителем выписки из ЕГРП для последующего предоставления в органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в целях получения государственных и муниципальных услуг не требуется. Данную информацию указанные органы обязаны запрашивать у Росреестра самостоятельно.
Кроме того, истцом представлена справка ГП Омской области "ОЦТИиЗ", необходимая для принятия на учет целях получения жилого помещения, от " ... ", а также копия решения Усть-Ишимского районного суда Омской области о лишении родителей истца родительских прав с сопроводительным письмом от " ... " исх. N " ... ", полученная по поручению истца ее сестрой К., что последняя, допрошенная в качестве свидетеля, подтвердила в суде первой инстанции.
В связи с необходимостью установления обстоятельств обращения истца в уполномоченный орган до достижения возраста 23 лет и причин непринятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, судом апелляционной инстанции направлен запрос в Г-" ... " Омской области, где истец была зарегистрирована по месту жительства в указанный период.
Данные юридически значимые обстоятельства не проверялись судом первой инстанции.
Из ответа Г-Ишимского МР Омской области от " ... " на запрос суда апелляционной жалобы следует, что по информации органов опеки и попечительства Комитета образования Г-Ишимского МР Омской области, совершеннолетние Б. (Шараева) Е.А. и ее сестра К. не включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к данной категории лиц, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, и которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159.
Информацию о причинах непринятия на учет при наличии письменных данных о направлении А. запросов в Росреестр в интересах Б. (Ш.) Е.А., " ... " г.р., в период, когда она относилась к указанной категории граждан, ответ не содержит.
Как следует из материалов дела, закрепленное за истцом при помещении в детское государственное учреждение жилое помещение состоит из одной комнаты, общая площадь, 37.2 кв. м, на момент обращения истца в Г-" ... " для принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения в указанной квартире было зарегистрировано по месту жительства 7 человек, в том числе мать Ш., лишенная в отношении истца родительских прав.
В соответствии Законом Омской области от 28.12.2005 N 722-ОЗ "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" в действующей на момент обращения истца в А. района редакции ведение регистрационного учета осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования городской округ " ... " области и муниципальных районов Омской области.
Согласно приложению N " ... " к Закону N 722-ОЗ, в едином регистрационном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество; дата рождения; серия и номер свидетельства о рождении, дата выдачи, наименование органа, выдавшего свидетельство; серия и номер паспорта, дата выдачи и наименование органа, выдавшего паспорт; форма устройства ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, дата постановки на учет.
Все необходимые для включения в указанный список сведения о заявителе имелись в Г-" ... " на момент ее обращения, что подтверждается указанной выше справкой Росреестра от " ... ", в которой указаны представленные А. данные о заявителе, в том числе место рождения (Г-" ... "), данные паспорта, выданного ТП УФМС России по Омской области в Г-" ... ", адрес постоянного места жительства: " ... "" ... ". Форма устройства ребенка определена в постановлении Г-" ... " от " ... "N " ... "-п.
Таким образом, на момент обращения в уполномоченный орган в " ... " г. истец относилась к категории лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на условиях, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Истец обратилась в Министерство образования Омской области в возрасте 25 лет (" ... ").
На обращение истца Министерством образования Омской области дан ответ, согласно которому после достижения возраста 23 лет она утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Б. разъяснено право на обращение в суд с иском о восстановлении права на обеспечение жилым помещением.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что истец предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, имела соответствующее право, не была поставлена на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, учитывая приведенные выше правовые позиции Верховного Суда РФ по разрешению дел указанной категории, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, полагая уважительными причины, вследствие которых законные права истца остались нереализованными.
Доводы апелляционной жалобы признаются обоснованными.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим формирование и ведение списка детей-сирот, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", является Министерство образования Омской области.
Б. подлежит учету по месту жительства в Щербакульском муниципальном районе Омской области.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, п. 3,4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от " ... " отменить, принять по делу новое решение.
Обязать Министерство образования Омской области включить Б. (Ш.Е., " ... " года рождения, в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.