Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Шевелева Эдуарда Григорьевича к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики об обязании выдать сертификат на приобретение жилья,
поступившее по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 04 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Филимоновой И.В., судебная коллегия
установила:
обратившись с указанным иском, Шевелев Э.Г. просил обязать ответчиков выдать сертификат на покупку жилья до конца 2017 года. В обоснование требований указаны следующие обстоятельства.
Постановлением Мариинско-Посадского городского поселения от ... года N ... Шевелев Э.Г. был поставлен на учет для получения жилья как гражданин, работающий в районах Крайнего Севера. Постановлением администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от ... года N ... истец был исключен из списка граждан, выехавших из района Крайнего Севера, принятых на учет на получение жилищной субсидии на строительство или приобретение жилья. В последующем, на основании решения Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от ... он был восстановлен в этом списке с даты - ... года, однако по настоящее время не получил сертификат на приобретение жилья, в связи с чем считает действия ответчиков, связанные с отказом в выдаче сертификата на приобретение жилья, незаконными.
Решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 04 апреля 2017 года постановленообязать администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики выдать Шевелеву Эдуарду Григорьевичу жилищный сертификат на приобретение или строительства жилья в срок до 31 декабря 2017 года.
На указанное решение представителем ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. Автор жалобы считает, что судом первой инстанции неверно применены нормы права, поскольку органы местного самоуправления ежегодно до 01 августа года, предшествующего планируемому, формируют список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году и представляют его в орган исполнительной власти субъекта РФ. Списки формируются ежегодно в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году. Сводный список получателей сертификатов в 2017 году утвержден Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики ... года. В сводном списке граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2016 и 2017 годы Шевелев Э.Г. числится в категории "работающие" под номером 3 с датой постановки на учет ... года. Ответчик считает, что принятое решение нарушает права и законные интересы граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях раньше Шевелева Э.Г. и состоящих в очереди под категорией "пенсионеры". Считают, что доказательств о нарушении прав Шевелева Э.Г. незаконным формированием сводных списков истцом в суд не представлено, не были приведены документы, предусматривающие фактический отказ ответчиками в выдаче истцу жилищного сертификата в 2016-2017 годах. При изложенных доводах просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Сергеев В.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам удовлетворить.
Истец Шевелев Э.Г., представитель ответчика администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в рамках исполнения решения Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 18 декабря 2012 года Шевелев Э.Г. с составом семьи из одного человека восстановлен в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, и поставлен на учет на получение жилищных субсидий с ... года.
Шевелев Э.Г., как гражданин, состоящий в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении, включен в сводный по Чувашской Республике список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2017 году по категории "Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "работающие" под номером 3, составом семьи из 1 человека.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиками нарушаются права истца на улучшение его жилищных условий, поскольку несмотря на включение Шевелева Э.Г. с ... года в список граждан, выехавших из района Крайнего Севера, поставленных на учет на получение жилищных субсидий для строительства или приобретение жилья, ответчиками не были предприняты меры по выделению истцу жилищного сертификата.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не соглашается, поскольку судом неправильно определен характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела.
Рассматривая заявленные Шевелевым Э.Г. требования, судебная коллегия учитывает положения следующих правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Так, Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон) устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Закона.
В статье 1 данного Закона указано, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 2 указанного Закона установлено, что если иное не предусмотрено настоящим законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
- в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно статье 4 Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" (далее - Правила), которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации изложенной подпрограммы.
Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 августа 2007 года N 206 утверждено Положение "Об организации работы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" 2015-2020 годы", согласно которому полномочия по оформлению и выдаче сертификатов возложены на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Из материалов дела следует, что Шевелев Э.Г., как гражданин, состоящий в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также имеющего право на предоставление жилищной субсидии в рамках вышеуказанного Закона, включен в сводный по Чувашской Республике список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2017 году по категории "Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории "работающие" под номером 3, составом семьи из 1 человека.
Согласно пункту 28 Правил распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах "з" пункта 5 Правил, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год. Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Чувашской Республике на 2017 год на указанные цели предусмотрены средства в размере 2009,3 тыс.рублей.
Согласно пункту 29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в пределах предусмотренных ему на планируемый год средств на предоставление социальных выплат формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2016 N629).
Сводный список получателей сертификатов формируется на основании утвержденных списков граждан, указанных в подпунктах "з" пункта 5 Правил, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, представленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05 июля 2016 г. N 629.
Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2017 год, в отношении граждан, указанных в подпунктах "з" пункта 5 Правил, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, утвержден 31 августа 2016 года.
Сводный список получателей сертификатов в 2017 году в отношении граждан, указанных в подпунктах "з" пункта 5 Правил, утвержден Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики 21 ноября 2016 г. в соответствии с Правилами и утвержденного лимита федеральных средств, предусмотренного для Чувашской Республики.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 января 2017 г. N2-/пр "О выдаче в 2017 году бланков государственных сертификатов" Чувашской Республике выдан один бланк сертификата на сумму 2009,3 тыс. рублей.
Указанный государственный жилищный сертификат на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 марта 2017 г. N161-р "О распределении государственных жилищных сертификатов в 2017 году" выдан очереднику из категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 18 мая 2000 года.
Шевелев Э.Г. в сводных списках граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2016- 2017 г.г., числится в категории "работающие" под номером 3 с датой постановки на учет ... года.
В силу положения статьи 2 Закона предоставление жилищного сертификата лицу, состоящему в третьей очереди, осуществляется в порядке очереди и только после обеспечения в полном объеме жилищными сертификатами лиц первой и второй очереди.
Разрешая заявленные требования, судебная коллегия исходит из того, что Шевелев Э.Г. в установленном порядке поставлен на учет, включен в сводный список на получение государственного жилищного сертификата, право истца на получение государственного жилищного сертификата как гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "работающие" ответчиками не оспаривается, реализация данного права производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет. При установленных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что каких-либо нарушений прав Шевелева Э.Г. ответчиками не допущено, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Также судебная коллегия отмечает, что как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан. Соответственно, положения Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусматривающие определенные категории получателей жилищной субсидии, а также очередность ее предоставления исходя из особенностей этих категорий, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан (определения от 17 июля 2012 года N 1370-О, от 24 сентября 2012 года N 1575-О, от 23 июня 2015 года N 1515-О).
Фактически требования истца направлены не на восстановление нарушенного права, а на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, однако ни Федеральный закон от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ни Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной жилищной подпрограммы обеспечения жилищными субсидиями граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N153, не предусматривают внеочередного порядка предоставления субсидии для приобретения жилого помещения данной категории граждан, а напротив, устанавливают предоставление таких мер социальной поддержки исключительно в порядке очередности.
Принимая во внимание совокупность имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, полагает, что истцом доказательств того, что его права нарушены неправильным или незаконным формированием очередности, суду не представлено.
Таким образом, поскольку списки формируются в хронологической последовательности и истцом суду не представлено доказательств нарушения ответчиками очередности предоставления жилищных сертификатов, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Шевелева Э.Г. об обязании ответчиков выдать сертификат на приобретение жилья до конца 2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 04 апреля 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шевелева Эдуарда Григорьевича к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики об обязании выдать сертификат на приобретение жилья до конца 2017 года отказать.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.