Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Калоевой З.А., Дубинина А.И.,
при секретаре судебного заседания Богдановой Т.А.,
с участием: прокурора Дремовой М.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя руководителя Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя Скорнякова И.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 10 июля 2017 г. по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к Комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Калоевой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Комитету городского хозяйства администрации г. Ставрополя о возложении обязанности, в обоснование которого указал следующее. В прокуратуре Промышленного района г. Ставрополя проанализирована информация врио начальника ОГИБДД УМВД России по г. Ставрополю о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и обеспечении безопасности дорожного движения. Выявлен ряд недостатков в состоянии улично-дорожной сети, а именно на участке " ... ", протяженность участка улично-дорожной сети 1300 м., а именно: отсутствие тротуаров, остановок, искусственного освещения. По сведениям врио начальника ОГИБДД УМВД России по г. Ставрополю на внутриквартальной территории ЖК "" ... "", прилегающей к проезжей части вышеуказанного участка улично-дорожной сети, расположена общеобразовательная школа N 44. Учащиеся данной школы ежедневно подвергаются опасности, двигаясь по несоответствующему нормативным требованиям участку улично-дорожной сети. Указанные недостатки угрожают безопасности дорожного движения и создают предпосылки к совершению ДТП, причинению вреда здоровью водителям и пассажирам транспортных средств, пешеходов, а также их гибели, то есть нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым законом гарантирована безопасность дорожного движения. Просил суд обязать Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя в течение трех месяцев со дня вступления решения суд в законную силу обустроить тротуарами, остановками общественного транспорта, наружным искусственным освещением участок улично-дорожной сети 1300 м. на участке " ... "
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 10.07.2017 удовлетворены исковые требования прокурора Промышленного района г. Ставрополя.
Суд обязал Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить тротуарами, остановками общественного транспорта, наружным искусственным освещением участок улично-дорожной сети 1300 м. на участке " ... ".
В апелляционной жалобе первый заместитель руководителя Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя Скорняков И.А. просит суд отменить вышеуказанное решение суда. Считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Ставрополя, финансирование на реализацию полномочий комитета, ведение и организацию деятельности по выполнению возложенных на комитет задач, осуществляется из бюджета администрации г. Ставрополя. Ссылается на то, что право на вышеуказанный участок улично-дорожной сети зарегистрировано 02.03.2016. В связи с тем, что на момент оформления права собственности на указанный участок бюджет города на 2016 г. был расформирован, обустроить остановками общественного транспорта, наружным искусственным освещением в 2016 г. не представилось возможным. Поскольку в 2017 г. объем работ по обустройству элементов автомобильных дорог превышает бюджет администрации г. Ставрополя, то обустроить спорный участок улично-дорожной сети также не представляется возможным. Кроме того, считает, что прокурор Промышленного района г. Ставрополя необоснованно подменяет и дублирует функции Комитета финансов и бюджета администрации г. Ставрополя, который вправе самостоятельно организовывать исполнение бюджета, определять порядок расходования средств бюджета г. Ставрополя
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
Выслушав представителя ответчика Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя по доверенности Сидоренко А.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую отменить решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 10.07.2017, как незаконное и необоснованное; прокурора Дремову М.Д., считающую решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы установили следующее.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 8 Устава г. Ставрополя, принятого решением Ставропольской краевой Думы от 11.05.2016 N 847, к вопросам местного значения, относящимся к ведению г. Ставрополя относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Ставрополя и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г. Ставрополя, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Государственным стандартом Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (ГОСТ Р 50597-93) установлено надлежащее содержание дорог должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности возлагается на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
На основании пункта 2.10.5 Положения о Комитете городского хозяйства администрации г. Ставрополя, утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 11.05.2017 N 795, на комитет возложены обязанности по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Ставрополя, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края и муниципальными правовыми актами г. Ставрополя.
Согласно п. 3.12.34-3.12.36 Положения о Комитете городского хозяйства администрации г. Ставрополя осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорожных сооружений и элементов обустройства автомобильных дорог местного значения в границах г. Ставрополя, а именно элементов озеленения, имеющих защитное значение (заборы, устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин, шумозащитные и ветрозащитные устройства и подобные сооружения); сооружений, предназначенных для движения транспортных средств, пешеходов в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения; осуществление деятельности по проектированию, строительству, капитальному ремонту дорожных ограждений; осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию элементов обустройства автомобильных дорог местного значения в границах г.Ставрополя, а именно дорожных знаков, светофоров, линий горизонтальной дорожной разметки и других устройств для регулирования дорожного движения, объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог.
Таким образом, на органы местного самоуправления законодательством о безопасности дорожного движения возложена обязанность содержания автомобильных дорог.
Как следует из материалов данного дела, 24.03.2017 в прокуратуру Промышленного района г. Ставрополя поступила информация врио начальника ОГИБДД УМВД России по г. Ставрополю о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации в обеспечении безопасности дорожного движения (л.д. 8-10).
Материалами дела установлено и подтверждено актом и фотографиями от 22.03.2017, что в ходе проведения старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Ставрополю проверки на участке улично-дорожной сети протяженностью 1300 м по " ... " выявлены следующие недостатки:
- в нарушение п. 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" отсутствие пешеходных переходов. Имеется 2 пешеходных перехода при минимально необходимом количестве - 4;
- в нарушение п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" на всем протяжении отсутствуют тротуары;
- в нарушение п. 11.16 Свода Правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство". Планировка и застройка городских и сельских поселений актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, расстояния между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта в пределах территории поседений следует принимать в метрах: для автобусов, троллейбусов и трамваев - 400-600 м. На общей протяженности 1300 м. имеется только одна остановка общественного транспорта. Минимально необходимое количество - 3;
- в нарушение нормативных требований п.п. 4.2, 4.2.2 ГОСТ 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" на протяжении всего участка отсутствует дорожная горизонтальная разметка";
- в нарушение нормативных п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 и п. 7.32 СП 45.13330.2011 на всем протяжении отсутствует искусственное освещение (л.д. 11-13).
По сведениям врио начальника ОГИБДД УМВД России по г. Ставрополю на внутриквартальной территории ЖК "" ... "", прилегающей к проезжей части вышеуказанного участка улично-дорожной сети, расположена общеобразовательная школа N 44. Учащиеся данной школы ежедневно подвергаются опасности, двигаясь по несоответствующему нормативным требованиям участку улично-дорожной сети (л.д. 10).
Наличие вышеуказанных недостатков на участке улично-дорожной сети протяженностью 1300 м по " ... " сторонами по делу, в том числе Комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя не оспаривались.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции на основании исследованных доказательств, которым дана оценка по правилам ст. 67 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применив в рассматриваемом споре положения норм материального права, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Промышленного района г. Ставрополя.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Промышленного района г. Ставрополя, суд первой инстанции исходил из того, что ненадлежащее состояние проезжей части указанной дороги, тротуара, остановок общественного транспорта, отсутствие освещения, создает реальную угрозу для жизни и здоровья пользующихся ею граждан.
Оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с нормами материального и процессуального правам.
С учётом вышеизложенного, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя обязанности обустроить тротуарами, остановками общественного транспорта, наружным искусственным освещением участок улично-дорожной сети 1300 м. на участке " ... ".
Доводы апелляционной жалобы о недостаточном уровне финансирования не могут являться основанием к отмене законного и обоснованного решения суда, поскольку на указанном участке дороги в отсутствие необходимых мер организации дорожного движения создается угроза безопасности дорожного движения для неопределенного круга лиц (водителей и пешеходов).
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу. Влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут послужить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах материального права. Процессуальные действия судьи в части движения дела, сбора доказательств и их оценки основаны на законе и не могут быть признаны как необъективный подход к рассмотрению дела.
В соответствии с пунктом 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 10 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.