Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Быстрова О.В.,
судей Медведевой Д.С. и Шурловой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Павловой Н.В.,
рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации города Ставрополя Каменева А.Ю.,
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 10 августа 2017 г.,
по гражданскому делу по иску Токмаковой Г.А., действующей от имени и в интересах несовершеннолетней Токмаковой Ю.В., к администрации г. Ставрополя, Министерству ЖКХ Ставропольского края о признании незаконным решения Министерства ЖКХ Ставропольского края об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, об обязании Министерства ЖКХ Ставропольского края предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, об обязании администрации г. Ставрополя предоставить жилое помещение,
заслушав доклад судьи Быстрова О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Токмакова Г.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольскою края, администрации "адрес" о признании незаконным решения (уведомления) от 3.09.2015 г. N5150/06 об отказе Токмаковой Г.А. в предоставлении государственной услуги "Предоставление жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма"; об обязаниии предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма Токмаковой Г.А., действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетней Токмаковой Ю.В.
Решением Октябрьского райсуда "адрес" от 10.12.2015 г. оставленным без изменения апелляционным определением от 26.04.2016 г., исковые требования Токмаковой Г.А. к МЖКХ СК удовлетворены, в иске к администрации "адрес" отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.05.2017 г. решение Октябрьского райсуда "адрес" oт 10.12.2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда 26.04.2016 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе рассмотрения дела Токмакова Г.А. уточнила свои требования, заявленные к администрации "адрес", просила обязать администрацию "адрес" предоставить несовершеннолетней Токмаковой Ю.В. по договору социального найма составом семьи два человека вне очереди благоустроенное жилое помещение.
В обоснование указала, что её ребенок является инвалидом с заболеванием, входящем в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N37. Дочери принадлежит доля в праве собственности на квартиру, в которой они проживают с родителями истца, при этом жилищные условия не позволяют им проживать совместно, её отец страдает туберкулезом. Истец не может работать, её дочь школу не посещает, учителя приходят на дом. На её заявление от 14.08.2015 г. о предоставлении жилого помещения как семье, имеющей ребенка-инвалида, Министерство жилищно-коммунального хозяйства "адрес" предоставило ответ от 03.09.2015 г. N 5150/06, которым ей отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма" ввиду отсутствия свободных жилых помещений жилищного фонда "адрес", предоставляемых но договорам социального найма по месту жительства. Кроме того, в ответе указано, что предоставление благоустроенного жилого помещения ей с дочерью по договору социального найма за счёт средств бюджета "адрес" возможно в порядке общей очереди, исходя из времени принятия на жилищный учёт в администрации "адрес".
Решением Октябрьского районного суда "адрес" от 10.08.2017 г. иск удовлетворен в части.
На администрацию "адрес" возложена обязанность предоставить несовершеннолетней Токмаковой Ю.В. по договору социального найма с составом семьи один человек: Токмакова Ю.В., вне очереди благоустроенное жилое помещение.
Исковые требования Токмаковой Г.А., действующей от имени и в интересах несовершеннолетней Токмаковой Ю.В., к Министерству ЖКХ "адрес" о признании незаконным решения (уведомления) от 3.09.2015 г. N 5150/06 об отказе Токмаковой Г.А. в предоставлении государственной услуги "Предоставление жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма"; об обязании предоставить вне очереди жилое помещение но договору социального найма Токмаковой Г.А., действующей от имени и в интересах несовершеннолетней Токмаковой Ю.В. - оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласилась администрация "адрес" и её представитель Каменев А.Ю. указал, что граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний являются инвалидами и подлежат обеспечению на территории "адрес" в соответствии с "адрес" от 10.11.2009 г. N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма". В соответствии с частью 3 статьи "адрес" от 16.03.2006 г. N 13-кз "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в "адрес"" (принят Государственной "адрес" 02.03.2006 г.) (далее - Закон 13-кз) принятые на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане включаются в книгу учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Частями 4, 6 статьи 1 Закона 13-кз, в редакции "адрес" от 09.06.2008 г. N 28-кз, установлено, что учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по единому общему списку.
Из единого общего списка формируются отдельные списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по каждой из категорий:
малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
граждане, имеющие право на получение жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма в соответствии с законом "адрес";
граждане, имеющие право на получение жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учёт граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, ведется по отдельным спискам по каждой из категорий граждан, указанных в части 4 статьи 1.
Таким образом, полномочия администрации "адрес" ограничиваются ведением учёта и списка очередности семьи Токмаковой Г.А., но не предоставлением жилого помещения по договору социального найма.
Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N (2016) утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 г. указано, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт после 1.01.2005 г., подлежит финансированию за счёт субъектов Российской Федерации (Определение Верховного Суда РФ от 11.12.2015 г. N 309-ЭС15-9501 по делу N А60-35660/2014).
В соответствии с Правилами предоставления жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма, утвержденными Постановлением "адрес" от 29.11.2016 г. N 486-п (далее - Постановление N 486-п) "Об утверждении Правил предоставления жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма" установлен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда "адрес" по договорам социального найма.
Пунктом 5 Постановления N-п определено, что жилые помещения предоставляются министерством жилищно-коммунального хозяйства "адрес".
Постановлением N-п не предусмотрен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда "адрес" органами местного самоуправления, в том числе, администрацией "адрес".
Считает, что на органы местного самоуправления в силу ч.2ст. 49 ЖК РФ возложена обязанность по обеспечению жилых помещений малоимущих граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся.
Администрация "адрес" не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Кроме того, администрации "адрес" не предоставлялось финансирование из бюджетов соответствующих уровней на приобретение либо строительство жилых помещений для обеспечения вышеуказанной категории граждан, нуждающихся в жилых помещений.
Просил принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях министр Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК Марченко Р.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебное заседание представитель администрации "адрес" не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, сведений о причинах неявки не представил, и отложить разбирательство дела не просил. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца по доверенности Ромащенко В.А., представителя министерства ЖКХ "адрес" по доверенности Черных А.В., не признавших требования жалобы, просивших решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с оценкой имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, Токмакова Г.А. является матерью несовершеннолетней Токмаковой Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ, которая страдает заболеваниями, включёнными в Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378.
Токмаковой Ю.В. принадлежит 1/3 доля в праве собственности на квартиру, в которой она проживает вместе с матерью Токмаковой Г.А. По указанному адресу также проживают родители Токмаковой Г.А. - Калинина Т.С. и Калинин А., которые являются инвалидами 2 группы.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда "адрес" от 4.04.2015 г. Токмакова Г.А. составом семьи из 2 человек включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Министерство ЖКХ "адрес" в уведомлении от 3.09.2015 г. N 5150/06 сообщило истцу об отказе в удовлетворении её заявления от 14.08.2014 г. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма как семье, имеющей ребёнка-инвалида, ввиду отсутствия свободных жилых помещений жилищного фонда "адрес". При этом было разъяснено, что предоставление благоустроенного жилого помещения Токмаковой Г.А. и её дочери по договору социального найма за счёт средств бюджета "адрес" возможно в порядке общей очереди исходя из времени принятия на жилищный учёт в администрации "адрес", поскольку "адрес" от 10.11.2009 г., N 72-кз внеочередное предоставление жилых помещений жилищного фонда "адрес" не предусмотрено.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними, в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что реализация прав граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Данная позиция отражена в Определении ВС РФ N19-КГ17-12 от 30.05.2017 г., указания которого в силу ч.3 ст. 390 ГПК РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Апеллянт в своей жалобе ссылается на Обзор судебной практики ВС РФ N1 от 2016 г., однако, приведенные выводы неверно истолкованы ответчиком.
Так, Верховный Суд РФ в вышеуказанном Обзоре указал, что в силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счёт средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1.01.2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт после 1.01.2005 г., подлежит финансированию за счёт субъектов Российской Федерации. (Определение N 309-ЭС15-9501).
Частью первой статьи "адрес" от 10.11.2009 г. N 72-кз предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в статье 2 Закона, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учёт в соответствии со статьей 3 Закона. Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжёлой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ и закон "адрес"N-кз не устанавливает.
В силу данных обстоятельств Токмакова Ю.В. подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с учётом положений статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Все доводы ответчика ранее были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Апелляционная жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, и свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, не содержат новых доказательств, не исследованных судом первой инстанции.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 10 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.