Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Сицинской О.В.,
судей Луневой С.П., Болотовой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Краснослободцевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1326/2017 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 15 мая 2017 года по административному делу по административному иску Ермашова Андрея Анатольевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании решения об отказе в государственной регистрации незаконным,
заслушав доклад судьи Сицинской О.В.,
установила:
В Ленинский районный суд города Ставрополя обратился Ермашов А.А. с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с требованиями о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка N N от 26.10.2016 г. и возложении обязанности зарегистрировать за Ермашовым А.А. договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополя от 12.04.2013 г. N 1798 на земельный участок общей площадью 590 кв.м., с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
В основании административного иска указал, что указанный земельный участок ранее, 23.09.2005 г., был предоставлен ему в аренду на основании постановления главы города Ставрополя, сроком на 3 года, с последующим заключением на него договора аренды N N от 14.08.2006 г. 23.12.2007 г. административным истцом получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома. Степень готовности строительства 52%. В связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка, административный истец обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о продлении договора аренды. 17.08.2012 г. на основании постановления администрации города Ставрополя N 2482 административному истцу предоставлен в аренды сроком на 10 лет указанный земельный участок с кадастровым номером N, для продолжения строительства индивидуального жилого дома. 12.04.2013 г. заключен договора аренды земельного участка, который административным истец не имеет возможности зарегистрировать в установленном законом порядке, ввиду отказа административного ответчика N N от 26.10.2016 г. Полагает отказ незаконным, нарушающим его права, противоречащим требованиям законодательства, поскольку на государственную регистрацию им были предоставлены все необходимые документы для государственной регистрации. Решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является основанием к заключению договора аренды и его последующей государственной регистрации. Указывает, что на момент предоставления ему земельного участка с 23.09.2005 г. обязательных требований о его предоставлении по результатам аукциона не имелось.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 15 мая 2017 г. административные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю просит решение, как не основанное на нормах права, необоснованное, отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе приводит доводы возражения на административное исковое заявление, со ссылками на обязательность предоставления земельного участка исключительно по результатам аукциона. 12.09.2016 г. административный истец обратился с заявлением о государственной регистрации договора аренды N от 12.04.2013 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Указывает, что государственная регистрация является единственным доказательством существования права. Осуществляя правовую экспертизу документов, предоставленных административным истцом Ермашовым А.А., установлено, что земельный участок предоставлен на основании постановления от 17.08.2012 N 2482 без проведения аукциона, который в соответствии с п. 1, 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ являлся обязательным. Оснований для предоставления земельного участка в отсутствие аукциона не имелось. Ранее заключенный договор аренды в отношении указанного земельного участка истек 22.09.2008 г. Доказательств предоставления административному истцу земельного участка на аукционе не предоставлено. Основания для государственной регистрации договора аренды не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возражение повторяет доводы административного иска.
В судебном заседании представитель административного истца Хламов А.А., полномочия которого судебной коллегией проверены и подтверждаются приобщенными к делу документами, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Извещены надлежаще. Судебная коллегия определиларассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По указанной категории споров, в силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца возлагается обязанность доказывания обстоятельств, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, - наличия нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, и соблюдения сроков обращения в суд.
На административного ответчика в силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ возлагаются обязанности доказывания следующих обстоятельств, перечисленных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Условия вынесения решения об удовлетворении требований о признании незаконным решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, по спорам, разрешаемым в порядке главы 22 КАС РФ, определены в пункте 1 части 2 ст. 227 КАС РФ, к которым относится следующая совокупность: признание их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов указаны в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Из обстоятельств дела следует, что первоначально Ермашову А.А. постановлением главы города Ставрополя N 3513 был предоставлен в аренду, сроком на 3 года, земельный участок площадью 590 кв.м., расположенный по адресу: "адрес".
14.08.2006 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (арендодатель) и Ермашовым А.А. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка в границах земель г. Ставрополя N 9444Ф в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", для строительства индивидуального жилого дома.
Срок действия договора установлен по 22.09.2008 г.
23.10.2007 г. Ермашовым А.А. получено разрешение на строительство двухэтажного индивидуального жилого дома, общей площадью 138,2 кв.м., на земельном участке площадью 590 кв.м., по адресу: "адрес". Срок действия разрешения до 22.09.2008 г.
17.08.2012 г. Постановлением администрации города Ставрополя N 2482 предоставлен Ермашову А.А. земельный участок сроком на 10 лет с кадастровым номером N, площадью 590 кв.м., для продолжения строительства индивидуального жилого дома.
12.04.2013 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (арендодатель) и Ермашовым А.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь N 1798 в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", для продолжения строительства индивидуального жилого дома.
Срок аренды устанавливается с 17.08.2012 по 16.08.2022 г. Стороны определили, что условия договора применяются к правоотношениям до заключения договора, начиная с 23.09.2008 г.
Согласно кадастровому паспорту на объект капитального строительства, расположенный по адресу: "адрес", по состоянию на 3 июня 2014 г. степень готовности объекта капитального строительства составляет 52%.
Сведений о наличии за Ермашовым А.А. зарегистрированных прав на недвижимое имущество материалы административного дела не содержат.
Первоначально Ермашов А.А. обратился с заявлением о государственной регистрации договора 30.04.2013 г.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 11.07.2013 г. N 05/18041/13 было отказано по причине отсутствия доказательств предоставления земельного участка на торгах.
12 сентября 2016 г. административный истец Ермашов А.А. вновь обратился с заявлением о государственной регистрации договора аренды N от 12.04.2013 г.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 26.10.2016 г. N было отказано по причине отсутствия доказательств предоставления земельного участка на торгах.
16.11.2016 г. административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.
Часть 5 статьи 15 КАС РФ определяет, что при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Спорное правоотношение, в государственной регистрации которого отказывает административный ответчик, возникло 17.08.2012 г. при принятии постановления о предоставлении Ермашову А.А. земельного участка для продолжения строительства индивидуального жилого дома из состава земель муниципальной собственности без проведения торгов.
Следовательно, подлежат применению нормы земельного законодательства, действовавшие по состоянию на 17.08.2012 г.
Согласно пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент вынесения постановления администрации города Ставрополя от 17.08.2012 г. N 2482) собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства регламентировалось положениями части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 25.06.2012 г.). Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Порядок проведения аукциона регламентировался положениями статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции 25.06.2012 г.).
Из содержания постановления администрации города Ставрополя от 17.08.2012 г. N 2482, договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь N 1798 от 12.04.2013 г. не следует, что земельный участок предоставлен административному истцу как единственному участнику аукциона.
В содержании указанного постановления отсутствуют ссылки на статьи 30.1, 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющие порядок предоставления земельного участка на торгах.
Материалами административного дела не подтверждается, что административный истец является собственником объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 26:12:012401:294 по адресу: "адрес".
Следовательно, оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов, в соответствии с положениями пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также не имелось.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об удовлетворении административных требований нельзя признать законными, обоснованными, поскольку судом не применены нормы права, регулирующие спорные материальные правоотношения.
На основании приведенных норм материального права, судебная коллегия находит оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю N от 26.10.2016 г. об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь N 1798 от 12.04.2013 г. верно основанным на требованиях о необходимости заключения договора аренды на торгах.
Условия вынесения решения об удовлетворении требований о признании незаконным решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, по спорам, разрешаемым в порядке главы 22 КАС РФ, определены в пункте 1 части 2 ст. 227 КАС РФ, к которым относится следующая совокупность: признание их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Указанной совокупности, необходимой для удовлетворения заявленных требований, судебной коллегией не установлено, в связи с чем решение суда об удовлетворении административных требований подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в административном иске.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 15 мая 2017 г. - отменить, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных требований Ермашова Андрея Анатольевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации договора аренды земельного участка N от 26.10.2016 г. и возложении обязанности зарегистрировать договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополя от 12.04.2013 г. N 1798, - отказать.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.