Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.,
судей
Подгорной Е.П.,
Сухаревой С.И.
при секретаре
Поповой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 августа 2017 года апелляционную жалобу Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 09 июня 2017 года по делу N2-1854/2017 по иску Кирилловой Е. Н., Власовой Г. В., Михалева А. Е. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать бесплатное обеспечение лекарственным препаратом.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения представителя ответчика Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга Сапегиной Т.Ю., истцов Кирилловой Е.Н., Власовой Г.В., Михалева А.Е. и их представителя Романовской О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратилась в суд с исками к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать бесплатное обеспечение лекарственным препаратом " ... " (торговое наименование - " ... ") по медицинским показаниям, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что страдают основным заболеванием " ... "). По рекомендации ФГБУ "Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" истцам показана терапия препаратом Риоцигуат (Адемпас), зарегистрированным на территории РФ и внесенным в Государственный реестр лекарственных средств. Обязанность по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами ответчик не исполняет.
Определением Куйбышевского районного суда от 24 апреля 2017 года гражданские дела N 2-1854/17, N 2-1852/17, N 2-1853/17 по искам Кирилловой Е.Н., Власовой Г.В., Михалева А.Е. объединены в одно производство.
Решением Куйбышевского районного суда от 09 июня 2017 года исковые требования удовлетворены, Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга обязан организовать обеспечение Кирилловой Е.Н., Власовой Г.В., Михалева А.Е. лекарственным препаратом " ... " в соответствии с медицинскими показаниями, решение обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств по делу, допущенные судом нарушения в применении материальных норм.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия находит, что при рассмотрении настоящего дела судом были допущены такого характера нарушения.
Судом установлено, что Кирилловой Е.Н. установлен диагноз " ... ", " ... ".
Согласно заключению врачебной комиссии ФГБУ "Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова" от 09 ноября 2016 года истцу по жизненным показаниям, без права замены, показана терапия препаратом " ... ".
Власовой Г.В. установлен диагноз " ... ", согласно заключению врачебной комиссии ФГБУ "Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова" от 09 ноября 2016 года истцу по жизненным показаниям, без права замены, показана терапия препаратом " ... ".
Михалеву А.Е. установлен диагноз " ... ", согласно заключению врачебной комиссии ФГБУ "Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова" от 09 ноября 2016 г. истцу по жизненным показаниям, без права замены, показана терапия препаратом " ... ".
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга в своем ответе от 14 февраля 2017 года, адресованном Президенту Национальной Ассоциации организации больных редкими заболеваниями "Генетика" Керимовой С.И., отказал истцам в обеспечении препаратом " ... " (" ... "), обосновывая свой отказ тем, что указанный препарат не включен в Перечень лекарственных препаратов для обеспечения граждан, указанных в п. 6.1. Закона N 178-ФЗ, утвержденный Постановлением Правительства РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 19, ст.80, ст.81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", разделом 4 Закона Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N718-123 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", ст. 77-1,78 Социального кодекса Санкт-Петербурга и пришел к выводу о возможности обеспечения истцов лекарственным препаратом " ... " органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если они относятся к группе населения, либо им установлен диагноз, которые входят в перечень, утвержденный постановлением N 890 или указанный препарат необходим им по жизненным показаниям, а также как лицам, перенесшим операцию на сердце с использованием аппаратов искусственного кровообращения.
При этом суд пришел к выводу о возможности назначения при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, принимая во внимание наличие заключения ВКК ФГБУ "Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова", отклонил довод ответчика об отсутствии решения о назначении препарата врачебной комиссией поликлиники по месту жительства истца, принимая во внимание наличие заключения центра, занимающегося исследованием и лечением тяжелых патологий сердца, где истец длительное время наблюдается, ссылаясь также на право выбора пациентом медицинского учреждения.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с положениями ч.1 ст.37 ФЗ N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Препарат Риоцигуат (Адемпас) не входит в стандарт оказаниям медицинской помощи, что не оспаривалось в процессе.
В силу ст.ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г..N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона). Указанный порядок установлен Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г..N 328 утвержден "Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан". В силу положений п.2.1 вышеуказанного приказа за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. При обращении в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, справку, выданную Пенсионным фондом Российской Федерации. В Медицинской карте амбулаторного больного отмечается срок, в течение которого гражданин имеет право на предоставление государственной социальной помощи.
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения. Согласно положениям ст.33 ФЗ "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона. При этом, согласно Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь с письменным заявлением о выборе медицинской организации и прохождением процедуры прикрепления к медицинской организации.
Аналогичный порядок предусмотрен разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2017 и плановый период 2018 и 2019 года, на который ссылается ответчик. Из приведенных нормативных положений следует, что право на получение бесплатного лекарственного препарата реализуется в определенном порядке, через обращение с заявлением и предоставлением необходимого пакета документов в медицинское учреждение, оказывающее гражданам первичную медико-санитарную помощь. Вопреки выводам суда ФГБУ "Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова" не относится к учреждениям, оказывающим гражданам первичную медико-санитарную помощь, в связи с чем решение ВКК центра не дает оснований для обеспечения граждан лекарственными препаратами в целях амбулаторного лечения. Судом первой инстанции не принято во внимание и то обстоятельство, что обеспечение бесплатными лекарственными препаратами осуществляется только на основании рецептов врача, которые у истцов отсутствуют. Доводы истца об участии ФГБУ "Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А.
Алмазова" в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2017 и плановый период 2018 и 2019 года и соблюдение при обращении в Комитет положений Постановления Правительства СПБ N318 от 09 июля 2015 года в редакции 03 мая 2017 года не дают оснований для вывода о законности постановленного решения в связи со следующими обстоятельствами.В силу п.п.2.1, 2.2, 2.4.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.05.2017 N 318 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2015 N 563" меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления о предоставлении меры социальной поддержки (далее - заявление) по форме, утвержденной Комитетом по здравоохранению, и документов, указанных в разделе 3 настоящего Порядка (далее - документы), поданных гражданином в медицинские организации. Медицинские организации направляют в Комитет по здравоохранению заявления и документы, полученные от граждан, в сроки и в порядке, утвержденные Комитетом по здравоохранению. В течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки Комитет уведомляет гражданина о необходимости явиться в медицинскую организацию за получением рецепта. Принимая во внимание то обстоятельство, что организацией, посредством которой реализуется право гражданина по получение бесплатных лекарственных препаратов с оформлением необходимых рецептов является учреждение, оказывающее первичную медико-санитарную помощь, истцу необходимо соблюсти установленный порядок обеспечения лекарственными препаратами.Указание ФГБУ "Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова" в перечне медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, дает основания для обеспечения лекарственными препаратами граждан, проходящих стационарное лечение, к которым в настоящее время истцы не относятся.
Доводы истца о праве выбора медицинского учреждения не дают оснований для вывода о законности заявленных требований, поскольку не оспаривая право гражданина на лечение в выбранном медицинском учреждении, законодатель установилопределенную процедуру обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами. Реализуя предоставленные гарантии в соответствии с положениями Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" гражданин вправе прикрепиться для прохождения лечения к медицинскому учреждению, оказывающему первичную медико-санитарную помощь, которое вправе на основании ст.ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г..N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" выдать гражданину рецепт врача для бесплатного обеспечения необходимыми лекарственными средствами. Вместе с тем, ФГБУ "Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова" не является учреждением, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, к которому прикреплены истцы. Судебная коллегия считает, что при рассмотрении спора судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неправильному применению норм материального и процессуального права, данные обстоятельства в соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 09 июня 2017 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Кирилловой Е. Н., Власовой Г. В., Михалева А. Е. к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга об обязании организовать бесплатное обеспечение лекарственным препаратом " ... " отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.