Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Мариной И.Л.
судей Гавриловой Н.В. и Яшиной И.В.
при секретаре Жиденко Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2017 года гражданское дело N 2-1093/17 по апелляционной жалобе Лобана Александра Марьяновича на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2017 года по иску Лобана Александра Марьяновича к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за счет средств Казны Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Мариной И.Л., выслушав объяснения истца Лобана А.М., участвующего в деле посредством видеоконференцсвязи, представителя ответчика - Шуб Л.П., представителя третьего лица ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России - Мищенко М.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18.04.2017 отказано в удовлетворении исковых требований Лобана А.М. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за счет средств Казны Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Лобан А.М. просит отменить решение районного суда; принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, надлежащим образом извещенного о дне судебного заседания и не сообщившего о причинах неявки.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Лобан А.М. содержался в ФКУ "Следственный изолятор N 1" УФСИН Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в период с 03.12.2013 по 06.06.2015 (л.д.16).
В обоснование заявленных требований, истец ссылается на то, что в период содержания в ФКУ "Следственный изолятор N 1" УФСИН Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, руководством допущено незаконное бездействие, выразившееся в том, что истец 05.06.2015 он был осмотрен врачами, но ему не была оказана надлежащая медицинская помощь, что привело к ухудшению состояния здоровья истца, а также нарушило его право на
получение качественного лечения, в связи с чем, Лобан A.М. испытал нравственные и физические страдания, размер которых истец оценивает в 500000 рублей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих, что условия его содержания в следственном изоляторе признаны в установленном законом порядке незаконными и нарушающими его права, а также, что ухудшение здоровья истца произошло вследствие неоказания ему медицинской помощи.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189.
Данным законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (статья 24).
Статьей 53 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Для применения ответственности, предусмотренной статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещение убытков за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.
Как усматривается из справки филиала "Больница N 2" ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России 05.06.2015 Лобан А.М. обращался в амбулаторное отделение филиала "Больница N 2" с жалобами на " ... ". Объективно: по внутренним органам без патологии, " ... " не учащено, " ... ", температура в норме. Заключение: " ... "?, не исключается установочное поведение на срыв этапа. Выдан нитроксолин на курс 5 дней. Назначен анализ мочи - не сдал, убыл из учреждения. 05.06.2015 осмотрен в приемном/сборном отделении филиала "Больница N 2", жалоб на момент осмотра не предъявлял, состояние удовлетворительное, этапом следовать может - вместе с медицинской картой убыл к месту отбывания наказания ст. Киров.
Согласно справке медицинской части Исправительной колонии N 29 ФКУ ОИК-5 УФСИН России по Кировской области 10.06.2015 Лобан А.М. осмотрен дерматовенерологом, поставлен предварительный диагноз: " ... "? Рекомендован курс лечения.
2.11.2015 медицинской частью Исправительной колонии N 29 ФКУ ОИК-5 УФСИН России по Кировской области выдано медзаключение об установлении у Лобана А.М. диагноза: " ... ". " ... ". Категория труда - трудоспособен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в период содержания истца в ФКУ "Следственный изолятор N 1" УФСИН Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и при обращении истца за медицинской помощью 05.06.2015 не имело место бездействие сотрудников следственного изолятора, не оказание необходимой медицинской помощи, приведшие к причинению вреда здоровью, либо к ухудшению состояния здоровья, либо к иному нарушению личных неимущественных прав, и причинившие истцу физические или нравственные страдания.
Нарушений положений Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 640, Министерства юстиции Российской Федерации N 190 от 17.10.2005, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав истца на участие в судебном заседании и представление доказательств, являются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, в судебных заседаниях истец Лобан А.М. не присутствовал, в связи с отбыванием наказания по приговору суда в местах лишения свободы.
Действующим законодательством на суды не возложена обязанность этапирования лиц, участвующих в деле, и находящихся в местах лишения свободы или следственных изоляторах, к местам разбирательства гражданских дел с целью их личного участия в судебных заседаниях. О дате и времени судебных разбирательств Лобан А.М. был извещен надлежащим образом. Судом в письменном виде ему разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе право на ведение дела через представителя и право на направление в суд обоснования своей позиции по делу, на представление доказательств в подтверждение своих требований.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.