Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 10 октября 2017 года в открытом судебном заседании в помещении суда, с участием прокурора отдела прокуратуры Санкт-Петербурга - Б., при секретаре М., административное дело по жалобе на решение судьи Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июля 2017 года в отношении
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен", дата регистрации: 06.10.2000; ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407; место нахождения: Санкт-Петербург, Московский пр., д. 28,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Ространснадзора, референтом государственной гражданской службы 1 класса Ш. от 10 мая 2017 года по делу об административном правонарушении N ... , СПб ГУП "Петербургский метрополитен" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Защитником СПб ГУП "Петербургский метрополитен" Т. была подана жалоба на вышеуказанное постановление в Калининский районный суд Санкт-Петербурга.
Решением судьи Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июля 2017 года постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Ространснадзора от 10 мая 2017 года оставлено без изменения, жалоба стороны защиты - без удовлетворения.
Защитник СПб ГУП "Петербургский метрополитен" Т. обратился с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд об отмене постановления должностного лица от 10 мая 2017 года и решения судьи районного суда от 19 июля 2017 года, прекращении производства по делу.
В обосновании жалобы указал, что при рассмотрении дела судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы законодательства.
При рассмотрении дела судом не учтен довод заявителя, что нарушение, вменяемое государственным органом, выявлено с нарушением действующих норм законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, так как металлические предметы, указанные в оспариваемом постановлении в перечень предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности, утвержденных Приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года N 227, не входят. В связи с чем, полагает, что государственный орган понуждает Метрополитен к исполнению обязательства, которое отсутствует в законодательстве.
Применяемый в ходе проведения проверки тест-предмет должен имитировать оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть. Материалами проверки прокуратуры Петербургским метрополитеном данное требование законодательства не исполнено. В акте прокурорской проверки от 20 апреля 2017 года отсутствует подпись уполномоченного представителя Метрополитена, который присутствовал при проверке, либо получил указанный акт о результатах проведенной проверки. Указанный акт не может быть учтен как надлежащее доказательство вины Метрополитена в указанных нарушениях.
Судом не учтен довод Метрополитена, что требование законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в части исполнения п.п. 3 п. 6 Требований, нарушение которого вменяется государственным органом, фактически исполнено в полном объеме в момент проведения проверки органом прокуратуры. В целях исполнения требований действующего законодательства по обеспечению досмотра в вестибюле станции метрополитена "Площадь Ленина" установлены рамки металлодетекторов "Smart Scan", ограждающие конструкции (барьеры) для исключения прохода пассажиров минуя стационарные металлодетекторы, а также калитка для пропуска лиц с имплантированными электрокардиостимуляторами и маломобильных групп населения. Приказами начальника метрополитена от 31.03.2017 N 466, от 31.03.2017 года N 467 данное оборудование введено в эксплуатацию. В момент проведения проверки и осуществления прохода тест-объекта через стационарные металлодетекторы "Smart Scan" в вестибюле N 2 станции "Площадь Ленина", данное требование законодательства в области обеспечения транспортной безопасности исполнено в полном объеме, то есть государственным органом не доказано наличие события административного правонарушения.
Начальник метрополитена Г. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствии, в присутствии защитника Т.
Защитник Т. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, указал, что нарушение, вменяемое государственным органом, выявлено с нарушением действующих норм законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
Прокурор отдела прокуратуры Санкт-Петербурга - Б. полагает решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июля 2017 года незаконным, подлежащим отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, так как в материалах дела отсутствуют данные о тест-предмете, фото-видео фиксация, что не исследовано судом первой инстанции,
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Санкт-Петербурга Б., полагавшей возможным решение судьи Калининского районного суда от 19 июля 2017 года отменить, а дело направить на новое рассмотрение, и участника процесса, считаю, что решение судьи районного суда от 19 июля 2017 года подлежит отмене по следующим основаниям.
Постановлением должностного лица, решением суда первой инстанции, установлено, что прокуратурой Петербургского метрополитена 20 апреля 2017 года проведена проверка исполнения ГУП "Петербургский метрополитен" (далее Метрополитен, Предприятие) законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму, направленного на обеспечение защиты от террористических посягательств объектов Предприятия, привлекающих внимание террористов возможностью совершения террористических актов, которые влекут за собой значительные человеческие жертвы, а также законодательства, связанного с вопросами минимизации последствий террористических актов.
В ходе названных проверок выявлены нарушения закона, в частности в ходе проверки 20 апреля 2017 года совместно с УФСБ России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области на станции "Площадь Ленина" Петербургского метрополитена установлено, что в период времени с 15 часов 40 минут до 15 часов 41 минуты 20 апреля 2017 года тест-объект с тест- предметом, находясь в вестибюле N 2 станции метро "Площадь Ленина", прошел через стационарные металлодетекторы "SmartScan", установленные в вестибюле указанной станции метро, при этом у названного устройства срабатывал тревожный звуковой и световой сигнал, указывающий на наличие металлических предметов. Несмотря на это, в нарушение п.п. 3 п. 6 Требований, сотрудником Службы контроля на метрополитене Ф. досмотр тест- объекта физического лица, у которого были выявлены техническими средствами контроля металлические предметы, и находящихся при нем вещей (багажа) не производился. При этом Ф. в указанный период времени был занят досмотром пассажира, а других сотрудников Службы контроля на метрополитене, осуществляющих обязанности по обследованию пассажиров и багажа, в вестибюле станции не было. Данные обстоятельства фактически позволили тест- объекту беспрепятственно пройти в зону транспортной безопасности с тест- предметом. После этого, в 15 час. 47 мин. тест -объект, пройдя через турникеты, спустился по эскалатору и, находясь в среднем зале станции, оставил тест- предмет.
Таким образом, ГУП "Петербургский метрополитен", являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имея возможность исполнить Требования по обеспечению транспортной безопасности, должных мер к выявлению и пресечению возможности оставления тест- предметов в зоне транспортной безопасности не принято, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Вместе с тем судом не было учтено, что согласно п. 19 приказа Минтранса РФ от 25 сентября 2014 года N 269 при проведении выездной проверки с использованием тест-предметов и (или) тест-объектов на предоставленные уполномоченными представителями тест-предметы необходимо наличие соответствующей документации, в том числе содержащей: заключение специалиста, обладающего специальными знаниями в области взрывчатых веществ и взрывных устройств, об изготовлении макета взрывного устройства; фотографию макета взрывного устройства; рентгенограмму макета взрывного устройства.
Однако ни одного из названных документов материалы дела не содержат, что лишает суд возможности проверить законность проведенной выездной проверки.
Согласно ст. 26.10 КоАП РФ, в случае возникновения необходимости в изучении дополнительных сведений и документов, судья вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе вызвать и допросить в качестве свидетеля должностное лицо, составившее процессуальные документы, для выяснения возникших вопросов/п. 10 Постановления Пленума Верховного суда от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".
Однако суд, дополнительные документы, необходимые для рассмотрения дела не истребовал, должностное лицо, составившее процессуальные документы, для выяснения возникших вопросов, не вызвал, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований предусмотренных КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену решения судьи и направление жалобы на новое рассмотрение.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июля 2017 года, вынесенное по жалобе защитника ГУП "Петербургский метрополитен" на постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Ространснадзора от 10 мая 2017 года по делу об административном правонарушении N ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ в отношении ГУП "Петербургский метрополитен" - отменить.
Жалобу защитника ГУП "Петербургский метрополитен" на постановление должностного лица от 10 мая 2017 года направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Ю.Н. Русанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.