Московский городской суд в составе председательствующего судьи Филипповой Г.М., с участием:
прокурора Шапиева А.С.,
защитника - адвоката Казимирова С.В.,
при секретаре Шалгиновой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционное представление заместителя Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы Шапиева А.С.
на постановление Бутырского районного суда г. Москвы
от 22 июня 2017 г., которым уголовное дело в отношении
Б. Д.А., ****,
обвиняемого в совершении 2-х преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ,
возвращено Бутырскому межрайонному прокурору г. Москвы.
Выслушав прокурора, поддержавшего доводы своего апелляционного представления, выслушав защитника, полагавшего необходимым обжалуемое судебное постановление оставить без изменения,
УСТАНОВИЛ:
Органом дознания Б. обвиняется в том, что дважды совершил злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере после вступления в законную силу соответствующего судебного акта.
Постановлением Бутырского районного суда г. Москвы от 22.06.2017 г. по инициативе суда уголовное дело в отношении Б. возвращено прокурору для устранения препятствий рассмотрения дела судом, поскольку в обвинительном акте в нарушение требований ст. 225 ч. 1 п. 4 УПК не указано место совершения инкриминируемых Б. преступлений, а указанное место в виде адреса проживания Б. неверно определено в качестве места совершения преступления, в связи с чем суд лишен возможности вынести приговор или иное решение на основе имеющегося в деле обвинительного акта. Одновременно судом оставлена без изменения действующая в отношении Б. мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
В апелляционном представлении заместитель Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы Шапиев А.С. просит отменить судебное постановление от 22.06.2017 г. как необоснованное, вынесенное с нарушением норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Ссылаясь на нормы ГПК, закон "Об исполнительном производстве" и на рассмотренное в том же суде уголовное дело по аналогичному преступлению, прокурор утверждает, что на момент окончания инкриминируемых длящихся преступлений Б. проживал по адресу, отнесенному к юрисдикции Бутырского районного суда г. Москвы, и местом совершения преступления, предусмотренного ст. 177 УК РФ, является место, где должник обязан исполнить свое обязательство, то есть место жительства или пребывания должника, которое в предъявленном Б. обвинении указано, следовательно, обвинительный акт отвечает требованиям ст. 225 УПК РФ и препятствий для рассмотрения уголовного дела судом как и оснований для возвращения дела прокурору у суда первой инстанции не имелось.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предусмотренных ст. 389.15 УПК РФ оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления не имеется.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом, если обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта.
Положениями ст. 225 УПК РФ установлены требования к обвинительному акту, в частности, согласно п. 4 ч. 1 ст. 225 УПК РФ, в обвинительном акте должно быть указано место совершения преступления.
По уголовному делу в отношении Б. в обвинительном акте указано место жительства обвиняемого, которое, по мнению органа дознания, и является местом совершения преступных деяний, предусмотренных ст. 177 УК РФ.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, данный вывод органа дознания не основан на положениях уголовного закона, в соответствии с которыми местом совершения преступления, предусмотренного ст. 177 УК РФ, является место нахождения органа, возбудившее исполнительное производство, где должник и обязан погашать кредиторскую задолженность, и такое место в обвинительном акте в нарушение требований ст. 225 ч. 1 п. 4 УПК РФ не указано, поскольку органом дознания неверно определено место совершения инкриминируемых Б. преступлений. Отсутствие в обвинительном акте в отношении Б. сведений о месте совершения инкриминируемых преступлений, то есть отсутствие сведений об обстоятельствах, подлежащих обязательному установлению и доказыванию, исключает возможность постановления приговора или вынесения иного решения на основе такого обвинительного акта, поскольку в соответствии со ст. 252 УПК РФ судебное разбирательство проводится в отношении обвиняемого лишь по предъявленному ему обвинению, а в соответствии с ч. 3 ст. 15 УПК РФ суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или на стороне защиты.
Выводы суда в постановлении основаны на материалах уголовного дела и надлежащим образом мотивированы, не согласиться с ними у суда апелляционной инстанции оснований нет.
Решение суда, вопреки доводам прокурора, отвечает требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ - является законным, обоснованным и мотивированным, апелляционное представление удовлетворению не подлежит ввиду необоснованности приведенных в нем доводов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, ст. 389.28 УПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Бутырского районного суда г. Москвы от 22 июня 2017 г. о возвращении прокурору уголовного дела в отношении Б. Д.А. оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Московского городского суда в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.