Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи
Олихвер Н.И.
судей
Откина М.К., Алисова И.Б.
с участием прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры гор.Москвы
Зверевой А.В.
осужденных
Листратова С.А., Смирнова В.В.
адвокатов
Козлова О.А., представившего удостоверение N 1434 и ордер N 0259 от 3 февраля 2017 года,
Кищенко В.В., представившего удостоверение N 14382 и ордер N 943 от 12 мая 2017 года,
при секретаре
Акимове В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании
апелляционные жалобы адвокатов Козлова О.А., Севияна А.В., осужденного Смирнова В.В. и апелляционное представление государственного обвинителя Сорина С.М. на приговор Черемушкинского районного суда гор.Москвы от 30 января 2017 года, которым
Листратов С.А. , не судим,
осужден по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Мера пресечения изменена с подписки о невыезде на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда, с исчислением срока наказания с 30 января 2017 года
Смирнов В.В.
осужден по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Мера пресечения оставлена прежней в виде заключения под стражей, с исчислением срока наказания с 30 января 2017 года. В срок назначенного наказания зачтено время содержания под стражей с 31 марта 2016 года по 29 января 2017 года. Приговором суда решена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи
Откина М.К., изложившего обстоятельства дела, доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления
, выступление осужденных
Листратова С.А. и Смирнова В.В., адвокатов
Козлова О.А. и
Кищенко В.В., поддержавших доводы жалоб, мнение прокурора
Зверевой А.В., полагавшей приговор суда подлежащим изменению по доводам апелляционного представления, а апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
Приговором Черемушкинского районного суда гор.Москвы от 30 января 2017 года Листратов С.А. и Смирнов В.В. признаны виновными в покушении на сбыт наркотических средств в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, не доведённое до конца по независящим от них обстоятельствам.
Указанное преступление совершено в гор.Москве 31 марта 2016 года при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Листратов С.А. виновным себя в предъявленном обвинении признал полностью, Смирнов В.В. вину не признал.
Подсудимый Листратов С.А. показал суду, что примерно с 2003 года он знаком со Смирновым В.В., который был женат на его сестре. В середине 2015 года из-за возникших финансовых затруднений, он обратился к Смирнову В.В. за помощью в решении финансовых вопросов и по предложению Смирнова В.В. дважды отвозил, переданные ему пачки из-под сигарет, в которых, как он потом понял, находилось наркотическое средство, которое он и закладывал под цветком на лестничной площадке, за что Смирнов В.В. передавал ему по 5 000 рублей. 31 марта 2016 года в обеденное время Смирнов В.А. приехал к нему на работу и передал для закладки в том же месте очередную пачку из-под сигарет с наркотическим средством. Вечером того же дня он попросил своего знакомого Е.А.Е. отвезти его к дому и когда зашёл в подъезд, то был задержан сотрудниками полиции, которые при его личном досмотре обнаружили и изъяли полимерный пакетом с наркотическим средством.
Подсудимый Смирнов В.В. показал суду, что он, также как и Листратов С.А. употребляли наркотическое средство кокаин, который ему несколько раз приносил Листратов С.А., сам он сбытом кокаина не занимался. 31 марта 2016 года он утром на своей автомашине приезжал в автосервис, где работал Листратов С.А., чтобы поменять тормозные колодки, и там Листратов С.А. предложил тему за 5 000 рублей пакет с кокаином, который у него и был обнаружен. В указанное в обвинительном заключении время он находился в другом месте, наркотические средства для закладки Листратову С.А. никогда не передавал, утверждая, что Листратов С.А. оговорил его из-за неприязненных отношений, которые сложились у них по поводу квартиры, в которой проживает его бывшая жена-сестра Листратова С.А. с его сыном, просит переквалифицировать его действия на ч.2 ст. 228 УК РФ.
В апелляционной жалобе адвокат Козлов О.А. в защиту Смирнова В.В. считает приговор суда незаконным и необоснованным, а изложенные в нем выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что вина Смирнова В.В. в покушении на сбыт наркотического средства, кроме противоречивых показаний Листратова С.А. ничем не подтверждается. Ввиду изменения Листратовым С.А. своих показаний, уголовное преследование в отношении Смирнова В.В. прекращалось и, несмотря на отсутствие других доказательств, было вновь возобновлено. По утверждению автора жалобы, передача Смирновым В.В. Листратову С.А. наркотического средства и задержание Листратова С.А. не было надлежащим образом задокументировано, причастность Смирнова В.В. и Листратова С.А. к сбыту наркотического средства не установлена, оперативная информация сотрудников ФСКН надлежащим образом не закреплена другими доказательствами, оперативно-розыскное мероприятие "наблюдение" проведено с нарушением закона. Предварительное расследование носило тенденциозный характер, версия Смирнова В.В. об оговоре его Листратовым С.А. не проверялась, все доказательства, положенные в основу обвинения Смирнова В.В. носят предположительный характер, просит приговор суда отменить и оправдать Смирнова В.В. в виду недоказанности его вины в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ.
В апелляционной жалобе осужденный Смирнов В.В., по существу повторяя доводы жалобы а двоката Козлова О.А., также считает приговор суда незаконным и необоснованным, указывая на отсутствие доказательств его вины в покушении на сбыт наркотического средства, утверждая, что показания Листратова С.А. являются оговором. Просит приговор суда отменить и оправдать его по предъявленному обвинению.
В апелляционной жалобе адвокат Севиян А.В. в защиту Листратова С.А., не оспаривая установленные судом фактические обстоятельства дела и доказанность вины Листратова С.А., считает приговор суда чрезмерно суровым ввиду назначения наказания без учёта требований ст.ст. 6, 60 УК РФ. Указывает, что Листратов С.А. вину признал полностью, на иждивении у него находятся двое детей, тогда как судом учтён один ребёнок. Обращает внимание на второстепенную роль Листратова С.А. в данном преступлении, так как он выполнял лишь роль курьера, не занимаясь приобретением и хранением наркотических средств. По его мнению, суд не в полной мере учёл активное способствование Листратова С.А. в раскрытии данного преступления и изобличении Смирнова В.В ... Просит приговор суда изменить и снизить Листратову С.А. срок назначенного наказания.
В апелляционном представлении государственный обвинитель Сорин С.М., соглашаясь с выводами суда о доказанности вины Листратова С.А. и Смирнова В.В. в покушении на сбыт двух пакетов с наркотическим средством кокаином в крупном размере массой 19, 70 и 0, 65 грамма, вида и размера назначенного им наказания, просит приговор суда изменить, так как в описательно-мотивировочной части приговора суд ошибочно указал на покушение на сбыт лишь 19, 70 грамма кокаина в крупном размере, в связи с чем просит указать, что количество кокаина в двух пакетах общей массой 20, 35 грамма образуют крупный размер.
Обсудив доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия находит приговор Черемушкинского районного суда гор.Москвы от 30 января 2017 года в отношении Листратова С.А. и Смирнова В.В. законным, обоснованным и справедливым.
Из оглашённых в суде показаний свидетеля С.Р.Р. на предварительном следствии следует, что являлся сотрудником 4-го отдела Службы по СВАО ФСКН России по гор.Москве и согласно имеющейся в отделе информации, Смирнов В.В. и неустановленное, к тому времени лицо по имени Сергей, занимавшиеся незаконным сбытом наркотического средства кокаина через тайники-закладки, должны были встретиться 31 марта 2016 года для сбыта кокаина указанным способом. В результате проведённого оперативно-розыскного мероприятия "Наблюдение" было установлено, что в этот день, примерно в 14 часов 15 минут Смирнов В.В. на автомашине "Тойота Ленд Крузер" подъезжал к дому, где встречался с Сергеем, который садился к нему в автомашину и через некоторое время ушёл к себе на работу в расположенный недалеко автосервис. Продолжая наблюдение двумя группами за Смирновым В.В. и Сергеем, они установили, что примерно в 19 часов 25 минут Сергей на автомашине "Вольво" проследовал к дому, где он в 3-м подъезде неоднократно устанавливал тайники закладки с кокаином и там был задержан вместе с водителем Е.А.Е. При личном досмотре у Сергея, представившегося Листратовым С.А., был обнаружен и изъят прозрачный полимерный пакет с веществом в виде порошка и комков белого цвета.
Из оглашённых в суде показаний свидетеля Ч.А.П. на предварительном следствии следует, что в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия "Наблюдение" было установлено, что 31 марта 2016 года Смирнов В.В. на автомашине "Тойота Ленд Крузер" подъезжал к автосервису, где работал Листратов С.А ... Некоторое время они оба находились в автомашине, после чего Листратов С.А. вернулся к себе на работу, а Смирнов В.В. проследовал к месту своего проживания. Примерно в 20 часов 30 минут Смирнов В.В. на автомашине "Тойота Ленд Крузер" проследовал в гор.Москву под их наблюдением, и в районе дома при помощи сотрудников ГИБДД автомашина Смирнова В.В. была остановлена, а сам он был задержан. При личном досмотре Смирнова В.В. в помещении магазина "Интим" у него был обнаружен и изъят прозрачный полимерный пакет с веществом в виде порошка и комков белого цвета.
Свидетели Г.Е.В. и Ч.И.Г. показали суду, что 31 марта 2016 года по приглашению сотрудников ФСКН они принимали участие в качестве представителей общественности в проведении оперативно-розыскного мероприятия, результатом которого стало задержание Листратова С.А. на лестничной площадке и изъятие находившегося при нем пакета с веществом в виде порошка и комков белого цвета.
Из оглашённых в суде показаний свидетелей В.К.С. и Р.С.В. на предварительном следствии следует, что по приглашению сотрудников ФСКН они принимали участие в качестве представителей общественности в проведении оперативно-розыскного мероприятия, в ходе которого при личном досмотре задержанного Смирнова В.В. в помещении магазина "Интим" был обнаружен и изъят пакет с веществом в виде порошка и комков белого цвета.
Из оглашённых в суде показаний свидетеля Е.А.В. на предварительном следствии следует, что по просьбе своего знакомого Листратова С.А. он в феврале и в марте 2016 года на своей автомашине "Вольво" подвозил его к дому. 31 марта 2016 года они вновь по просьбе Листратова С.А. подъезжали к этому дому, Листратов С.А. куда-то отходил, а его задержали сотрудники ФСКН, и при личном досмотре ничего запрещённого у него обнаружено не было.
Показания указанных свидетелей подтверждаются рапортами и справкой о результатах проведённого оперативно-розыскного мероприятия "Наблюдение", с применением видеозаписи, согласно которым 31 марта 2016 года Листратов С.А., выступавший в роли закладчика наркотического средства, встречался со Смирновым В.В. в автомашине "Тойота Ленд Крузер" и в тот же день оба были задержаны с изъятием находившихся при них пакетов с веществом в виде порошка и комков белого цвета.
Согласно протокола личного досмотра Листратова С.А. от 31 марта 2016 года, задержанного в шапке, находившейся у него в кармане куртки, был обнаружен полимерный пакет с застёжкой в виде "салазки" с веществом в виде порошка и комков белого цвета.
Аналогичный пакет с застёжкой в виде "салазки" с веществом в виде порошка и комков белого цвета был обнаружен и изъят у Смирнова В.В., задержанного у дома, что подтверждается протоколом его личного досмотра от 31 марта 2016 года.
По заключению эксперта N Э-1/ 790-16 от 4 мая 2016 года изъятое у Листратова С.А. вещество массой 19, 70 грамма, а также изъятое у Смирнова В.В. вещество массой 0, 65 грамма является смесью (препаратом), содержащий наркотическое средство кокаин, указанное вещество, находившееся в двух пакетах, ранее могли составлять единую массу.
Согласно протоколам медицинского освидетельствования от 1 апреля 2016 года при задержании Листратов С.А. и Смирнов В.В. находись в состоянии опьянения, обусловленного применением кокаина и его метаболитов.
Оценив в совокупности приведённые доказательства, суд пришёл к обоснованному выводу об отсутствие оснований для признания результатов проведённого оперативно-розыскного мероприятия "наблюдение" в отношении Листратова С.А. и Смирнова В.В. недопустимыми доказательствами, которые вопреки доводам апелляционных жалоб Смирнова В.В. и его адвоката, в соответствии со ст.89 УПК РФ на законных основаниях использованы как доказательства совершения Листратовым С.А. и Смирновым В.В. покушения на сбыт изъятого у них наркотического средства кокаина.
Утверждение Смирнова В.В., что в указанное в приговоре время его встречи с Листратовым С.С., он находился в другом месте, и не мог передать ему наркотическое средство для сбыта, является несостоятельным, так как 31 марта 2016 года все передвижения Листратова С.С. и Смирнова В.В. фиксировались сотрудниками ФСКН на видеокамеру с 9 часов до их задержания в 20 часов 30 минут.
Судебная коллегия отмечает, что изъятое у Листратова С.А. и Смирнова В.В. наркотическое средство кокаин было упаковано в одинаковые полимерные пакеты с застёжкой в виде "салазки", содержимое этих пакетов ранее составляло единую массу.
При таких обстоятельствах, суд, правильно не усмотрев в действиях Листратова С.А. признаков самооговора, критически отнёсся к показаниям Смирнова В.В. о его непричастности к совершенному преступлению, которые опровергнуты совокупностью приведённых доказательств, обоснованно расценив отрицание им своей вины, как избранный способ защиты от предъявленного обвинения в совершении особо тяжкого преступления, аргументировано указав на отсутствие основание для оговора его Листратовым С.А., которые объективно ничем не подтверждаются.
При таких обстоятельствах, суд правильно установив фактические обстоятельства деда, свидетельствующие о согласованных и последовательных действиях Листратова С.А. и Смирнова В.В., направленных на сбыт наркотического средства кокаина, независимо от роли каждого в содеянном, обоснованно посчитал доказанным их вину в покушении на сбыт наркотического средства кокаина в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, не доведённое до конца по независящим от них обстоятельствам, и на законных основаниях квалифицировал их действия по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ.
При назначении наказания подсудимым судом обоснованно учтено в качестве смягчающих наказание обстоятельств полное признание Листратовым С.А. своей вины и раскаяние в содеянном, положительные характеристики, наличие у него на иждивении малолетнего ребёнка и нетрудоспособных родителей, активное способствование им раскрытию и расследованию этого преступления.
Судом также обоснованно учтены в качестве смягчающих наказание обстоятельств положительную характеристику Смирнова В.В., наличие у него на иждивении малолетнего ребёнка и нетрудоспособных родителей.
Исходя обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного Листратовым С.А. и Смирновым В.В. особо тяжкого преступления, суд, пришёл к обоснованному выводу, что их исправление и перевоспитание, предупреждение совершения других преступлений, возможно только в условиях изоляции от общества, правильно определив Листратову С.А. и Смирнову В.В. наказание в виде лишения свободы с отбыванием его в исправительной колонии строгого режима в соответствии с п. "в" ч.1 ст.58 УК РФ, аргументировано указав на отсутствие оснований для назначения им наказания с применением ст.ст.64, 73 УК РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционного представления государственного обвинителя Сорина С.М. о необходимости изменения приговора суда, и указанием в описательно-мотивировочной части приговора об отнесении 20, 35 грамма наркотического средства кокаина к крупному размеру.
Согласно приговору суда Листратов С.А. и Смирнов В.В. признаны виновными в покушении на сбыт двух пакетов наркотического средства кокаина массой 19, 70 грамма и 0, 65 грамма в крупном размере, составляющие 20, 35 грамма.
Ошибочное указание в описательно-мотивировочной части приговора о крупном размере только 19, 70 грамма кокаина, не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда и не является основанием для его изменения по доводам апелляционного представления.
Каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона при рассмотрении судом уголовного дела в отношении Листратова С.А. и Смирнова В.В. не установлено, и оснований для отмены, или изменения приговора Черемушкинского районного суда гор.Москвы от 30 января 2017 года по доводам апелляционных жалоб и апелляционного представления, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Приговор Черемушкинского районного суда гор.Москвы от 30 января 2017 года в отношении
Листратова С.А. и Смирнова В. В. оставить без изменения, а апелляционные жалобы адвокатов Козлова О.А., Севияна А.В., осужденного Смирнова В.В. и апелляционное представление государственного обвинителя Сорина С.М.
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.