Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Бельченко И.В.
и судей Лобовой Л.В., Рачиной К.А.
при секретаре Завалишиной Н.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Тюлькина В.А. на решение Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 26 апреля 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Тюлькина В.А. к Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору о признании права на назначение пенсии по выслуге лет, обязании назначения пенсии по выслуге лет отказать в полном объеме.
УСТАНОВИЛА:
Тюлькин В.А. обратился в суд с иском к Пенсионному фонду Российской Федерации (ПФР), Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) о признании права на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет федеральных государственных служащих, обязании руководителя Ростехнадзора оформить представление к назначению пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и направить данное представление в Пенсионный фонд РФ для назначения пенсии за выслугу лет, обязании Пенсионного фонда РФ назначить истцу пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 11 ноября 2015 г является получателем страховой пенсии по старости досрочно. В феврале 2016 г истец обратился в Ростехнадзор по вопросу назначения ему пенсии за выслугу лет. 15 марта 2016 г Исполнительной дирекцией Пенсионного фонда РФ и Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору истцу было отказано в назначении пенсии за выслугу лет как государственному гражданскому служащему. С указанным решением ответчиков истец не согласен, считает его не основанным на нормах права и противоречащим фактическим обстоятельствам дела.
Тюлькин В.А. в заседание суда первой инстанции не явился, о месте и времени заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ПФР РФ по доверенности Рожкова Н.И. в судебное заседание явилась, просила в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору по доверенности Сазонова Д.М. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения искового заявления.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Тюлькин В.А.
В заседание судебной коллегии Тюлькин В.А. не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, просил о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчика ПФР РФ по доверенности Строганову Г.С., Динчян М.Г., представителя ответчика Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору по доверенности Сазонову Д.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ч.6 ст.330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из копии трудовой книжки, Тюлькин В.А. с 29.06.1988 г был принят на работу участковым инспектором Кировской областной технической инспекции Управления Пермского округа Госгортехнадзора СССР.
Согласно приказу Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России от 31.12.1997 г N 141/12, изданного во исполнение Указа Президента РФ от 03.09.1997 г N 981, Тюлькин В.А. был переведен на положение государственного служащего на должность государственного инспектора Кировского отдела по надзору за промышленной безопасностью опасных производственных объектов управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора с 01 января 1998 года.
03 октября 1998 года истец был уволен с указанной должности в связи с сокращением численности работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
На момент увольнения с федеральной государственной гражданской службы стаж государственной гражданской службы, учитываемый для назначения пенсии за выслугу лет, составляет более 15 лет, из которых в должностях федеральной государственной гражданской службы - 10 месяцев 03 дня (с 01 января 1998 г по 03 октября 1998 г).
Согласно представленным документам, страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным Законом от 28.12.2013 г N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначена Тюлькину В.А. с 11 ноября 2015 г.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований истец ссылается на то, что при рассмотрении вопроса о пенсионном обеспечении за выслугу лет, как федерального государственного служащего, необходимо руководствоваться Указом Президента РФ от 16.08.1995 г N 854, постановлением Правительства РФ от 11.11.1999 г N 1233, действовавшими на дату его увольнения, и указывает на наличие оснований для назначения данной пенсии.
Рассматривая настоящее гражданское дело, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, верно установив юридически значимые обстоятельства по делу, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Тюлькина В.А. о признании права на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет федеральных государственных служащих, обязании оформить представление к назначению пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, обязании назначить пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
При этом суд исходил из того, что с 01.01.2002 г пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих за выслугу лет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
До 1 января 2002 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" лицам, замещавшим государственные должности федеральной государственной службы, при наличии определенных данным Указом условиях устанавливалась ежемесячная доплата к государственной пенсии, назначенной по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", в целях его реализации постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.1999 N 1233 было утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, которым были урегулированы вопросы порядка установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии.
В дальнейшем в Положение N 1233 неоднократно вносились изменения, в том числе постановлением Правительства РФ от 12 марта 2001 г. N 175 "О внесении изменений и дополнений в Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации государственные должности федеральной государственной службы".
С 1 января 2002 года пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих за выслугу лет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В связи с введением в действие Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ Правительством Российской Федерации было принято постановление от 4 марта 2002 г. N 141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которому в 2002 г. впредь до вступления в силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих в соответствии указанным Федеральным законом Указ Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 и Положение N 1233 применялись в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Поскольку такой нормативный правовой акт был принят постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 года N 44 "Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты", соответственно в связи с его принятием вышеназванные Указ Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 и Положение N 1233 в части, касающейся пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих, не применяются.
В соответствии с пунктом 4 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 141 гражданам Российской Федерации из числа лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, получавшим по состоянию на 31 декабря 2001 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии, с 1 января 2002 г. вместо указанной доплаты была установлена пенсия за выслугу лет, предусмотренная статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ, без подачи ими заявления о назначении этой пенсии и представления документом, подтверждающих право на указанную пенсию.
Таким образом, с 1 января 2002 года гражданам из числа федеральных государственных гражданских служащих (вместо ежемесячной доплаты к государственной пенсии) в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ устанавливается пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), а с 1 января 2015 г. - к страховой пенсии по старости (инвалидности).
Основания возникновения права на пенсию за выслугу лет указанной категории граждан установлены статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие, уволенные по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе), имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
При этом согласно пункту 2 указанной статьи 7 пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.
В соответствии со ст.19 Федерального Закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством РФ, периоды службы (работы) в должностях федеральной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом РФ.
В соответствии со ст.13 Федерального Закона N79-ФЗ от 27.07.2004 года гражданским служащим признается гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность.
Согласно статье 21 Федерального закона N 166-ФЗ размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую (трудовую) пенсию. При этом размер указанного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде в соответствии с действующим законодательством (т.е. установленного указом Президента Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона N 166-ФЗ порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2008 г. N 818 были утверждены Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, согласно которым расчет среднемесячного заработка федерального гражданского служащего производится за 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы (п.6 Правил N 818), а в соответствии с п.2 указанных Правил в составе среднемесячного заработка, помимо других выплат, предусмотренных этим пунктом, учитывается месячный оклад гражданского служащего по замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы (т.е. оклад, установленный указом Президента Российской Федерации).
При этом, пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих может быть назначена при одновременном соблюдении всех вышеперечисленных условий.
Как установлено судом и следует из справки о размере среднемесячного заработка федерального служащего, выданной Западно-Уральским управлением Ростехнадзора от 18.04.2017 г и выписки из приказа N23 от 26.02.1992 г по Западно-Уральскому округу Госгортехнадзора России, в период замещения должности государственного инспектора с 01.01.1998 г по 03.10.1998 г Тюлькину В.А. выплачивалась заработная плата исходя из должностного оклада, установленного па основании постановления Министерства труда и занятости населения Российской Федерации от 27.12.1991 г N 1 "Об условиях оплаты труда и должностных окладов работников управлений округов и инспекций Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте Российской Федерации".
Таким образом, денежное содержание и должностной оклад как федеральному государственному служащему в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1998 г N 265 Тюлькину В.А. не устанавливалось и не выплачивалось.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь приведенными норами права, обоснованно исходил из того, что у истца не возникло право на назначение пенсии за выслугу в соответствии с требованиям Федерального закона от 15.12.2001 г N 166-ФЗ, поскольку продолжительность замещения истцом должности федеральной государственной гражданской службы составила менее 12 полных месяцев, должностной оклад как федеральному государственному служащему в соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.1998 г N 265 не устанавливался и не выплачивался.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что со стороны ПФР РФ, Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору отсутствуют нарушения прав истца, в связи с чем требования Тюлькина В.А. обоснованно оставлены без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец с 01 октября 1997 г фактически занимал должность федерального государственного служащего, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данные доводы не подтверждены допустимыми доказательствами. Указанные доводы истца направлены на переоценку собранных по делу доказательств, неправильное применение и толкование действующего трудового законодательства, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены постановленного судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 26 апреля 2017 г не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 26 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тюлькина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.