Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, Р.Б. Михайловой, при секретаре К.А. Теплове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе В.Ф. Ткачёва на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 апреля 2017 года по административному иску В.Ф. Ткачёва к Минюсту России о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации
установила:
В.Ф. Ткачёв обратился в суд с указанным выше административным иском к Минюсту России, полагая необоснованным распоряжение о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации по мотивам наличия судимости за тяжкое преступление, связанное с причинением вреда здоровью человека.
Требования мотивированы тем, что он исправился при отбывании наказания, на территории России проживают его родственники: *** и ***.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе В.Ф. Ткачёва ставится вопрос об отмене решения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие В.Ф. Ткачёва, Минюста России, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Приговором *** районного суда г. *** от 7 апреля 2014 года В.Ф. Ткачёв осуждён по ч. * ст. *** УК РФ (***) с назначением наказания в виде 9 лет лишения свободы.
Распоряжением Минюста России от 10 декабря 2014 года признано пребывание на территории России В.Ф. Ткачёва, уроженца ***, являющегося лицом без гражданства, нежелательным сроком до 14 мая 2032 года.
Разрешая спор и отказывая удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к выводу о законности и обоснованности обжалуемого распоряжения органа государственной власти.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтверждённым имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
В Российской Федерации как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина ? обязанностью государства (ст. 2).
Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности.
Допуская в силу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определённых, сохраняющихся в течение разумного срока после отбытия ими уголовного наказания дополнительных обременений, которые обусловлены в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение, Конституция Российской Федерации вместе с тем требует безусловного соблюдения предусмотренных ею гарантий личности и исходит из необходимости обеспечения справедливости соответствующих ограничений, их соразмерности защищаемым конституционным ценностям. Это предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции").
Помимо уголовно-правовых последствий судимости в целях предупреждения совершения лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы".
При этом закон допускает иные административные ограничения для лиц, совершивших тяжкие преступления.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее Закон N 114-ФЗ) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за её пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Инструкцией "О Порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы", утверждённой приказом Минюста РФ от 20.08.2007 N 171 (далее Инструкция) определён порядок представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (далее ? иностранные граждане), подлежащих освобождению из мест лишения свободы.
Согласно п. 5 Инструкции администрация учреждения, исполняющего наказание:
а) при наличии указанных в законе оснований оформляет в отношении иностранного гражданина, осуждённого за совершение умышленного преступления, за 6 месяцев до его освобождения, в том числе возможного условно-досрочного, либо в течение 3 дней после возбуждения ходатайства о досрочном освобождении по иным основаниям, предусмотренным законом, опросный лист (приложение 1), заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России (приложение 2) и направляет эти документы в установленном порядке в Федеральную службу исполнения наказаний (далее - ФСИН России) через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении;
б) знакомит под роспись осуждённого иностранного гражданина с распоряжением Минюста России о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и приобщает копию указанного распоряжения к личному делу осуждённого.
Территориальный орган ФСИН России:
а) утверждает заключение администрации учреждения, исполняющего наказание, заверяет печатью установленного образца и направляет документы в центральный аппарат ФСИН России;
б) направляет копию распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в учреждение, исполняющее наказание, для ознакомления осуждённого (п. 6 Инструкции).
Центральный аппарат ФСИН России:
а) обеспечивает контроль за территориальными органами ФСИН России в части сроков подготовки и качества исполнения ими представляемых документов;
б) проверяет наличие оснований, препятствующих принятию решения о нежелательности пребывания (проживания), при необходимости запрашивает дополнительные документы, в том числе заключения Федеральной миграционной службы о наличии либо отсутствии у лица российского гражданства;
в) по результатам рассмотрения документов, но не позднее чем за 3 месяца до предстоящего освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства направляет в Департамент международного права и сотрудничества Минюста России представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 3) с приложением необходимых документов;
г) направляет копию распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в адрес территориального органа ФСИН России.
В соответствии с п. 8 Инструкции, департамент международного права и сотрудничества Минюста России на основе представленных ФСИН России документов:
а) готовит проект распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 4);
б) возвращает документы во ФСИН России для дополнительной проверки и подготовки необходимых документов;
в) в случае несогласия с представлением Федеральной службы исполнения наказаний готовит заключение по документам ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 5) и представляет его в установленном порядке на подпись заместителю Министра, курирующему данное направление деятельности.
Департамент международного права и сотрудничества Министерства юстиции Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, информацию (представление) об издании распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства для ведения учёта лиц, которым въезд в Российскую Федерацию не разрешён.
Такая же информация направляется в Федеральную миграционную службу в целях исключения возможности нахождения указанной категории лиц на территории Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы и оперативного принятия мер по их депортации за пределы России (п. 9 Инструкции).
В соответствии с этим Министерством юстиции РФ представлены доказательства соблюдения указанного выше порядка и наличия оснований принятия решения о нежелательности пребывания В.Ф. Ткачёва на территории России.
Также является доказанным и тот факт, что В.Ф. Ткачёв создаёт реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
В апелляционной жалобе не оспаривается, что В.Ф. Ткачёв осуждён за умышленное тяжкое преступление, которое он совершил, прибыв на территорию России.
То обстоятельство, что В.Ф. Ткачёв имеет возможность проживать в России со своими близкими родственниками, само по себе не свидетельствует об отсутствии необходимости применения в отношении него в интересах общественной безопасности тех административных ограничений, по поводу которых возник спор.
При этом судебная коллегия исходит из того, что проживание на территории России родственников В.Ф. Ткачёва не явилось в своё время фактором, сдерживающим его от совершения преступления, характер которого требует принятия превентивных мер.
В отсутствие мер административного надзора, применяемых в порядке Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", вывод суда о том, что нахождение В.Ф. Ткачёва на территории России создаёт угрозу общественной безопасности, а также жизни и здоровью людей, является обоснованным.
Таким образом, обстоятельства, связанные с личной жизнью В.Ф. Ткачёва, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о том, что они устраняют необходимость защиты государственных и общественных интересов в том объёме, в каком она определена в обжалуемом распоряжении Министерства юстиции РФ.
Следовательно, суд в полной мере оценил как необходимость защиты общественных интересов, так и соблюдения прав В.Ф. Ткачёва на личную и семейную жизнь, и пришёл к верному выводу, что оспариваемые ограничения соответствуют требованиям справедливости и соразмерны защищаемым конституционным ценностям.
Довод апелляционной жалобы о том, что уголовное дело не имеет значения в рассмотрении настоящего дела, не учитывает приведённые законодательные ограничения, а потому не может служить правовым основанием для отмены судебного акта.
В остальном апелляционная жалоба не содержит иных доводов, кроме тех, которые были предметом полного исследования и всесторонней оценки суда первой инстанции, а потому они не могут служить правовым основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.