Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.Н. Пономарёва, М.М. Моргасова, при секретаре А.В. Бакулиной, с участием прокурора С.А. Слободина, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе А.А. Симонова на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 5 сентября 2017 года по административному иску А.А. Симонова к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Коптево о признании решения незаконным, обязании внести дополнительные сведения в информационные данные о кандидате относительно изменения места жительства
установила:
А.А. Симонов обратился в суд с указанным выше административным иском к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Коптево, полагая нарушенными свои права на внесение данных о своём новом месте жительства в избирательный плакат.
Требования мотивированы тем, что Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Коптево не включила в текст избирательного плаката сведения о том, что А.А. Симонов с 8 августа 2017 года проживает в г. Москве.
Решением Коптевского районного суда г. Москвы от 5 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе А.А. Симонова ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Коптево М.А. Черняков, по доверенности от 4 августа 2017 года, просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие А.А. Симонова, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Коптево, заключение прокурора С.А. Слободина, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с подп. п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и её уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Аналогичная норма установлена частью 2 ст. 239 КАС РФ.
В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
Согласно ч. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Применительно к приведённым законоположениям суд, разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что предметом судебной проверки является законность решений Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Коптево от 18 августа 2017 года, 4 сентября 2017 года относительно рассмотрения заявлений А.А. Симонова об изменении в избирательном бюллетене для голосования и сводном избирательном плакате данных о его новом месте жительства, в соответствии с которыми с 8 августа 2017 года А.А. Симонов, ранее зарегистрированный в *** зарегистрирован по месту жительства в ***.
Суд признал правомерными решения Избирательной комиссии об отказе включить в размещённую на стендах информацию о А.А. Симонове как о москвиче.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтверждённым имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Нормы права, регулирующие информирование избирателей, закреплены в ст. 45 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и предусматривают, что информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами.
Пунктом 3 ст. 61 названного Закона определено, что в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесённых в бюллетень:
а) биографические данные кандидатов в объёме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объём биографических данных, внесённых в бюллетень;
б) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указанием наименования этого избирательного объединения;
в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение";
д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объёме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;
е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется).
Аналогичные нормы установлены ч. 4.1. ч. 4.2 ст. 65 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс города Москвы".
В силу п. 4, п. 5 ст. 63 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов:
а) фамилия, имя, отчество. Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандидате), при этом если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата;
б) год рождения;
в) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, где находится место жительства кандидата;
г) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
д) если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, - сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
е) если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слово "выдвинут" с указанием наименования соответствующей политической партии, иного общественного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 35 настоящего Федерального закона;
ж) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение".
Аналогичные нормы закреплены в части 5 ст. 66 Закона г. Москвы от 06.07.2005 N 38 (ред. от 31.05.2017) "Избирательный кодекс города Москвы".
Таким образом, по смыслу закона избирательные комиссии не занимаются агитацией, а лишь определяют содержание информационных материалов, способы и порядок их размещения в соответствии с требованиями объективности, достоверности, соблюдения равенства кандидатов, избирательных объединений.
Изменение данных о кандидате законом предусмотрено только в отношении дополнительного указания новой фамилии, имени, отчества кандидата. Размещение в информационных материалах сведений как о месте жительства кандидата А.А. Симонова на период его выдвижения, так и о его месте жительства на период проведения голосования явилось бы нарушением законных прав кандидатов, обязанность соблюдения которых предусмотрена статьёй 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В строгом соответствии с этим Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Коптево определилаобъём информирования для избирателей, равный для всех кандидатов и учитывающий те сведения, которые сообщили о себе сами кандидаты в заявлении о своём выдвижении и в подписных листах. Эти же сведения указаны и в решении Избирательной комиссии о регистрации кандидата А.А. Симонова, которое в этой части никем не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы не учитывают требований названных норм права, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств, фактически направлены на предоставление А.А. Симонову преимущества перед остальными кандидатами и возложение на Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве муниципального округа Коптево не свойственных ей функций по агитации за данного кандидата.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Коптевского районного суда г. Москвы от 5 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.