Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В., Михайловой Р.Б.,
при секретаре Гришине Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ГБУ "ЭВАЖД" по доверенности Бузника Я.В. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2017 года, которым постановлено:
Административный иск ГБУ "ЭВАЖД" к ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по Москве о признании незаконным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства оставить без удовлетворения ,
УСТАНОВИЛА:
ГБУ "ЭВАЖД" обратилось в суд с административными исковыми заявлениями к ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по Москве о признании незаконными постановлений от 18 апреля 2016 года об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу ФС N ********* от 29 сентября 2014 года, выданному Мещанским районным судом г. Москвы по делу N 2-13375/2014; по исполнительному листу ФС N ********* от 04 февраля 2015 года, выданному Мещанским районным судом г. Москвы по делу N 2-773/2015; по исполнительному листу ФС N ********* от 04 февраля 2015 года, выданному Мещанским районным судом г. Москвы по делу N 2-773/2015. В обоснование требований указало, что судебный пристав-исполнитель отказал в возбуждении исполнительного производства на том основании, что исполнительный документ не соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В самих постановлениях отсутствует указание на то, каким именно требованиям не соответствуют исполнительные листы.
Определением от 10 апреля 2017 года указанные административные дела объединены в порядке ст. 136 КАС РФ в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, заинтересованные лица Цароева Н.А., Рыкова Е.А., Цароев А.Г. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены .
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2017 года отказано в удовлетворении административного иска.
Указанное решение суда по доводам апелляционной жалобы просит отменить представитель административного истца, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие сторон и иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, проверив решение, судебная коллегия, руководствуясь положениями части 2 статьи 310 КАС РФ об основаниях отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, приходит к выводу о том, что обжалуемое судебное постановление подлежит отмене в виду следующего.
Так, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Судом установлено, что Мещанским районным судом г. Москвы на основании решения суда от 29 сентября 2014 года по делу N 2-13375/2014 по иску ГУП ЭВАЖД к Рыковой Е.А. выдан исполнительный лист ФС N *********; на основании решения суда от 4 февраля 2015 года по делу N 2-773/2015 по иску ГУП ЭВАЖД к Цароеву А.Г., Цароевой Н.А. выданы исполнительные листы ФС N ********* и ФС N *********.
Указанные исполнительные листы предъявлены для принудительного исполнения в ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по Москве.
Постановлениями от 18 апреля 2016 года судебного пристава - исполнителя Абукова С.Т. отказано в возбуждении исполнительных производств на том основании, что исполнительный документ не соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Разрешая настоящий спор, как уже указывалось, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку посчитал, что установленные по делу фактические обстоятельства опровергают утверждения административного истца о незаконности оспариваемых постановлений судебного пристава-исполнителя, поскольку судебным приставом - исполнителем в возбуждении исполнительных производств в отношении Цароева А.Г., Цароевой Н.А., Рыковой Е.А. отказано на законных основаниях, в связи отсутствием сведений о должнике- месте рождения.
Судебная коллегия, оценивая собранные по делу доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, не соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку формальное несоответствие исполнительного документа требованиям ст. 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - отсутствие места рождения должника, не может являться основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства и не препятствует судебному приставу-исполнителю в осуществлении возложенных на него полномочий.
Согласно пп.4 ч.1 ст. 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;
Подпунктом "а" п.5 ч.1 ст.13 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе: для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика.
Кроме того, Федеральным законом от 12 марта 2014 года N34-ФЗ в часть 2 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" внесены изменения, согласно которым взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
Таким образом, по смыслу закона несоответствие исполнительного листа требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Федерального закона, может служить основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства лишь в том случае, когда исполнительный лист в силу выявленных в нем недостатков формы или содержания не позволяет судебному приставу-исполнителю совершать исполнительные действия или принять меры принудительного исполнения в строгом соответствии с принципами исполнительного производства, закрепленными в ст. 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с этим судебная коллегия приходит к выводу о том, что приведенные судом в исполнительном документе данные о должнике, несмотря на отсутствие сведений о месте рождения должника, позволяли идентифицировать должника, могли быть дополнены иными сведениями, указанными самим взыскателем в порядке ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а потому отказ в возбуждении исполнительного производства в конкретной ситуации нарушал права взыскателя и создавал угрозу причинения ущерба его охраняемым законом интересам.
При изложенных обстоятельствах, решение суда об отказе в удовлетворении требований не может быть признано законным; выводы суда об этом противоречат собранным по делу доказательствам, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении норм материального права и определении круга обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких данных, судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 310 КАС РФ, полагает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца и обязании административного ответчика в установленном законом порядке и сроки устранить допущенное нарушение прав, решить вопрос о возбуждении исполнительных производств на основании исполнительного листа ФС N 001775864, исполнительного листа ФС N 001782313, исполнительного листа ФС N 001782314.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по Москве от 18 апреля 2016 года об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу ФС N 001775864 от 29 сентября 2014 года, выданному Мещанским районным судом г.Москвы по делу N 2-13375/2014.
Признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по Москве от 18 апреля 2016 года об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу ФС N 001782313 от 04 февраля 2015 года, выданному Мещанским районным судом г.Москвы по делу N 2-773/2015
Признать незаконным постановление судебного пристава - исполнителя ОСП по ЦАО N 3 УФССП России по Москве от 18 апреля 2016 года об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу ФС N 001782314 от 04 февраля 2015 года, выданному Мещанским районным судом г.Москвы по делу N 2-773/2015
Обязать должностных лиц ОСП по ЦАО N3 УФССП России по Москве рассмотреть вопрос о возбуждении исполнительных производств на основании исполнительного листа ФС N 001775864, исполнительного листа ФС N 001782313, исполнительного листа ФС N 001782314.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.