Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В., Михайловой Р.Б.,
при секретаре Агаевой Г.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Толстовой Е.С. по доверенности Александровой О.И. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 8 ноября 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Толстовой Екатерины Сергеевны к Администрации Муниципального района "Тарусский район" Калужской области о признании Постановления Администрации Муниципального района "Тарусский район" от 08.04.2016 года N 306 "Об отмене постановления администрации муниципального района "Тарусский район" от 14.04.2008 года N 454" недействительным, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Толстова Е.С. с учетом уточнений требований обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района "Тарусский район" Калужской области о признании Постановления Администрации муниципального района "Тарусский район" от 08.04.2016 года N 306 "Об отмене постановления администрации муниципального района "Тарусский район" от 14.04.2008 года N 454 недействительным.
В обоснование заявленных требований Толстова Е.С. указала, что ей на праве собственности принадлежат смежные участки по адресу: ********* область, ********* район, в районе села ********, с кадастровыми номерами **:**:******:****, площадью 14600 кв.м. и **:**:******:****, площадью 20000 кв.м. Оба участка относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Участок N 1 был приобретен по договору купли-продажи недвижимого имущества от 17.07.2002 года вместе с располагавшимися на нем одноэтажным каркасно-щитовым охотничьим домиком с верандой, общей площадью 168,35 кв.м. и одноэтажный брусовой баней, общей площадью 51 кв.м. Указанные сооружения являлись бывшей базой отдыха Министерства нефтехимической промышленности СССР. Это обстоятельство обусловливало вид разрешенного использования земельного участка- размещение базы отдыха. Участок N 2 был приобретен по Договору дарения от 05.05.2005 года и имел вид разрешенного использования- сельскохозяйственное производство. Однако на момент приобретения никакого сельскохозяйственного производства на участке не осуществлялось. 02.05.2007 года она обратилась с заявлениями на имя Главы Администрации Тарусского района об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков на "дачное строительство", поскольку использует эти участки для размещения своей дачи. Изменение вида разрешенного использования было осуществлено в полном соответствии с Земельным Кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Уставом Муниципального образования "Тарусский район" и Постановлением районного собрания МО "Тарусский район" N 50 от 27.10.2006 года "Об утверждении временных правил изменения вида разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории МО "Тарусский район". 19.12.2007 года были проведены публичные слушания, выполнен проект организации территории, получено положительное заключение градостроительной комиссии при Администрации МР "Тарусский район". 08.04.2008 года было принято решение N 89 районного собрания муниципального района "Тарусский район" об изменении вида разрешенного использования земельных участков Толстовой Е.С., в соответствии с которым вид разрешенного использования участка N1 был изменен с "размещения базы отдыха" на "дачное строительство". Вид разрешенного использования участка N2 был изменен с "сельскохозяйственного производства" на "дачное строительство" 14.04.2008 года было принято Постановление администрации Муниципального района "Тарусский район" N 454 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков Толстовой Е.С.", в соответствии с которым вид разрешенного использования участка N1 был изменен с "размещения базы отдыха" на "дачное строительство", вид разрешенного использования участка N 2 был изменен с "сельскохозяйственного производства" на "дачное строительство". Сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости. 31.03.2016 года прокурором Тарусского района в адрес Главы администрации Тарусского района был внесен Протест об отмене Постановления администрации муниципального района "Тарусский район" N454 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков Толстовой Е.С.".
Административный истец полагает, что Постановление от 08.04.2016 года N 306 является незаконным, необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы, и подлежащим отмене, поскольку не содержит ссылок ни на какие нормативные акты, регламентирующие порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков и не указывает на причины отмены Постановления администрации муниципального района "Тарусский район" от 14.04.2008 года N 454.
В судебное заседание суда первой инстанции Толстова Е.С. не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя Мазеин Д.В., который требования поддержал, представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановленоприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и сделанными при неправильном толковании норм законодательства.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Толстовой Е.С. по доверенности Минаевой О.И., сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие сторон и иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Толстовой Е.С. на праве собственности принадлежат смежные участки по адресу: Калужская область, Тарусский район, в районе села Лопатино, с кадастровыми номерами **:**:******:****, площадью 14600 кв.м. и **:**:******:****, площадью 20000кв.м. Оба участка относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
Участок N 1 был приобретен по договору купли-продажи недвижимого имущества от 17.07.2002года вместе с располагавшимися на нем одноэтажным каркасно-щитовым охотничьим домиком с верандой, общей площадью 168,35 кв.м. и одноэтажный брусовой баней, общей площадью 51 кв.м. Указанные сооружения являлись бывшей базой отдыха Министерства нефтехимической промышленности СССР. Это обстоятельство обусловливало вид разрешенного использования земельного участка- размещение базы отдыха.
Участок N2 был приобретен по договору дарения от 05.05.2005 года и имел вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство. Однако на момент приобретения никакого сельскохозяйственного производства на участке не осуществлялось.
02.05.2007 года административный истец обратилась с заявлениями на имя Главы Администрации Тарусского района об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков на "дачное строительство", поскольку использует эти участки для размещения своей дачи.
19.12.2007 года были проведены публичные слушания; был выполнен Проект организации территории; 31.03.2008 года было получено положительное заключение градостроительной комиссии при Администрации муниципального района "Тарусский район"; 08.04.2008 года было принято решение N 89 районного собрания муниципального района "Тарусский район" об изменении вида разрешенного использования земельных участков Толстовой Е.С., в соответствии с которым вид разрешенного использования участка N1 был изменен с "размещения базы отдыха" на "дачное строительство". Вид разрешенного использования участка N 2 был изменен с "сельскохозяйственного производства" на "дачное строительство".
14.04.2008 года было принято Постановление администрации Муниципального района "Тарусский район" N 454 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков Толстовой Е.С.", в соответствии с которым вид разрешенного использования участка N1 был изменен с "размещения базы отдыха" на "дачное строительство", вид разрешенного использования участка N2 был изменен с "сельскохозяйственного производства" на "дачное строительство"; сведения об изменении вида разрешенного использования земельных участков были внесены в государственный кадастр недвижимости.
31.03.2016 года прокурором Тарусского района в адрес Главы администрации Тарусского района был внесен Протест об отмене Постановления администрации муниципального района "Тарусский район" N454 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков Толстовой Е.С.", поскольку данное Постановление не соответствующим действующему законодательству и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий порядок изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья.
Действующее законодательство Российской Федерации не позволяет органам власти под видом изменения разрешенного использования фактически изменять категорию земель.
Таким образом, глава администрации Муниципального района "Тарусский район", в соответствии с законодательством Российской Федерации, не уполномочен на принятие решений об изменении вида разрешенного использования земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В силу ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В ст. 1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства.
Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации подразделяет земли на категории, предусматривая в пункте 2, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений ст. ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 8 ЗК РФ перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не допускается перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками, кроме указанных условий, не должно наносить ущерба окружающей природной среде. В соответствии со статьей 263 названного Кодекса право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.
Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку из материалов дела усматривается, что соблюдение вышеприведенных норм закона и выполнение их требований в данном случае не имело место; отмененное указанное выше постановление от 14.04.2008 года N 454 "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков Толстовой Е.С." издано с нарушением перечисленных норм земельного, градостроительного законодательства, законодательства, регулирующего перевод земель из одной категории в другую имеющим большую юридическую силу; постановление и.о. главы администрации Муниципального района "Тарусский район" Калужской области от 08.04.2016года "Об отмене постановления администрации Муниципального района "Тарусский район" от 14.04.2008 года N 454" является законным, оснований для его отмены не имеется, поскольку глава администрации Муниципального района "Тарусский район", в соответствии с законодательством РФ, не уполномочен на принятие решений об изменении вида разрешенного использования земельного участка из состава сельскохозяйственного назначения; действующее законодательство РФ не позволяет муниципальным органам власти под видом изменения разрешенного использования фактически изменять категорию земель.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При таких данных, судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ; материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку выводов суда не опровергают, а направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ
Кроме того, в обоснование требований апелляционной жалобы не представлено каких-либо новых убедительных доказательств, ставящих под сомнение правильность постановленного судом решения.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 8 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Толстовой Е.С. по доверенности Александровой О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.